Соцобязательства

Игорь Квасов
        В году восемьдесят восьмом угораздило меня попасть в Школу прапорщиков. Именно – угораздило! Другого слова я никак не подберу…
        Наверное, тогда, я, дембель, по дороге домой, вдруг оказавшийся совсем в другой стороне от дома и заключивший контракт на два года в одной весьма «весёленькой» в/ч, мечтал о повышении своего профессионального мастерства, об использовании навыков, приобретённых на срочной службе и в Детской спортивной школе. Наверное, мною овладела романтика воинского братства, романтика военных приключений…
        По началу, так всё и было. Пригодились навыки, повышалось мастерство. Хватало и приключений… Мои новые товарищи – настоящие вояки на службе, а в быту – спортсмены, охотники, рыбаки. Одним словом – мужики!
        Служба по контракту мне понравилась. Но буквально через пару месяцев меня направили в Москву в Школу прапорщиков.
        В первый же день пребывания в Школе, нас собрали в Ленинской комнате и начальник  учебной части подполковник Забелин объявил:
        - Товарищи курсанты! Сейчас вы разойдётесь по своим учебным классам. Там ваши командиры взводов раздадут вам бланки. Заполните их. Отнеситесь к заданию с полной ответственностью, так как это ваши соцобязательства. То есть, это намерения – с какими оценками вы собираетесь выйти из Школы.
        Далее подполковник непрозрачно намекнул, что основных предметов два. Это политическая подготовка и тактическая подготовка. И что мы просто обязаны сдать эти предметы на оценки, не ниже «хорошо».
        - Советские прапорщики должны разбираться в политике партии, - строго отчеканил Забелин и добавил скороговоркой: - И умело вести боевые действия.
        Про предметы ЗОМП (защита от оружия массового поражения), огневая подготовка, физическая подготовка, строевая подготовка Забелин прохладно сказал:
        - Взять обязательства на сдачу оставшихся предметов вы можете любые. То есть, экзамен вы можете сдать с любой положительной оценкой. Даже «тройка» не повлияет на присвоение вам звания прапорщик.
        Офицер сделал паузу, нахмурил брови и продолжил:
        - Ну, смотрите, если вы не выполните взятые соцобязательства, то есть, в бланке напишите «пять», а экзамен сдадите на «четыре»,  пеняйте на себя!


        Я взял бланк, и задумался: какие же соцобязательства мне брать? Основные предметы: политподготовку и тактику на пять я не знаю. Да их и никто, пожалуй, не знает…
        Если бы знали на пять «политподготовку» наши правители, то не довели бы до «ручки» страну. Если бы знали на пять тактику наши генералы, то не допускали бы просчёты в Афганистане, не было бы неоправданных потерь среди солдат…
        После таких раздумий, я написал в бланке в графе «Политическая подготовка» - 4, в графе «Тактическая подготовка» - 4.
        Следующая графа была ЗОМП. Очень странный предмет. Времени на него отводилось много, а практического толку, похоже мало. Помню, ещё на срочной службе, как говорил наш главный химик полка майор Загреба:
« Если противник применит оружие массового поражения, то хоть как защищайся, всё равно тебе будет хана!»
        «Не буду я рисковать с этими соцобязательсвами, - подумал я, - всё равно прапорщика присвоят». И в графе «ЗОМП» вписал – 3.
        Огневой подготовки я боялся больше всего. Шутка ли: у меня  зрение – минус 3, 25. Даже в очках, мишень для стрельбы из пистолета я видел расплывчато, а мишень для стрельбы из автомата я не видел вообще… «И какого хрена я пошёл на сверхсрочную службу? – размышлял я. – И какого чёрта меня вообще призвали на срочную?!.» Но, что сделано, то сделано… В графе «Огневая подготовка» я написал – 3.
        За физическую подготовку я особо не переживал. Я с детства занимался уличной гимнастикой и вольной борьбой. Поэтому, рукопашный бой, перекладину, брусья сдал бы без проблем. Но вот кросс был для меня «ахиллесовой пятой». «А вдруг на экзамене придётся бежать кросс? – предположил я. – Возьму-ка я по физо «три», перестрахуюсь».
        Оставалось взять соцобязательства по строевой подготовке. «Ну что такое строевая подготовка? – стал я рассуждать. – Выполнить команду «Налево», «Направо», «Кругом», «Шагом марш»! Ничего особенного. И потом, в бланке я не вписал ни одной пятёрки. Позор! Уж за строевую-то подготовку  «пятёрку» я получу!»
        Так я и сдал командиру взвода заполненный двумя четвёрками, тремя тройками и одной пятёркой бланк соцобязательств.

         На другой день, ещё до начала занятий, в курилку забежал посыльный и крикнул:
         - Боев, вместе с командиром взвода, к Забелину!
         Я пожал плечами и ничего не понимая, побежал в канцелярию за взводным.
         Не успели мы войти в кабинет заместителя командира по учебной части, как Забелин заорал на моего взводного:
        - Товарищ капитан, что у тебя во взводе творится?! – И сразу переключился на меня: - Товарищ курсант, какие ты взял соцобязательства? – И сам же за меня ответил: - По строевой подготовке «пять»!
         - Так точно, товарищ подполковник. По строевой подготовке «пять», - подтвердил я.
         - Ты что, охренел?! – заорал на меня уже командир взвода. – Как же я вчера проглядел?
         - Ты знаешь, как у нас принимают строевую подготовку? – продолжал орать Забелин.
           - Никак нет, товарищ подполковник, - промямлил я, понимая, что сморозил какую-то ерунду.
         - У нас учились ребята, - командир взвода как можно мягче стал говорить мне, но выражение его лица всё равно выдавало негодование, - из кремлёвского полка! Но, тем не менее, даже они, строевики по сути, строевую подготовку сдали на «четыре». Ты понял?
         - Извините, товарищ капитан, я не знал. – Я на самом деле ничего об этом не слышал.
         - А ты на срочной службе в каких войсках служил? – спросил Забелин.
         - В ракетных, товарищ подполковник! Стратегического назначения, – с гордостью за РВСН ответил я.
         - Во, вишь, в ра-кетных, - Забелин критически посмотрел на капитана.
         А капитан на меня:
         - Ну ты, парень, подвёл себя! Нас всех подвёл!







        Дни учёбы в Школе прапорщиков пролетали однообразно.
         Подъём в 7.00. Зарядки не было. В 8.00.завтрак. В 8.30. общее построение.
         С девяти начинались занятия. Обычно, сначала два часа политической подготовки. Лекции читал замполит. Иногда Забелин. Иногда командир роты. Когда старших офицеров не было –  командир взвода. Затем час тактики. На четвёртый час оставались огневая(теория: в основном изучали тактико-технические данные оружия предполагаемого противника, тактико-технические данные отечественного оружия, подразумевалось, что мы знаем со срочной службы  ), или ЗОМП ( теория), или строевая (на плацу). На отработку нормативов по физо и ЗОМП, а так же на написание конспектов по политподготовке отводилось время после обеда  во время самоподготовки.
         Обед в 13.00. Потом до 15.00. личное время. В 15.00. общее построение. И, офицеры расходились по своим делам. А курсанты должны были отправляться по классам (в спортзал)  на самоподготовку. Понятное дело, без офицерского надзора, никто не занимался. В основном, народ играл в домино и карты. Некоторые гоняли в футбол.
         Так как я прибыл в Школу прапорщиков из части, в которой форма одежды была гражданская: костюм, галстук ( БЖС броне жилет специальный надевался под пиджак в особых случаях),  то и в Школе я носил гражданскую одежду. Пользуясь этим обстоятельством, я выходил за пределы Школы и спокойно, не боясь патрулей,  гулял по Москве  до самого ужина.
         После ужина было общее построение. Приходил дежурный офицер и вёл нас в ленинскую комнату на политинформацию. Потом был коллективный просмотр программы «Время», вечерняя проверка и отбой.
         Раза четыре нас вывозили в тир стрелять из пистолета. Один раз на стрельбище стрелять из автомата. И один раз вывезли куда-то за пределы Москвы на полигон на широкомасштабные тактические учения.
         Честно говоря, Школа прапорщиков меня разочаровала. Я быстро соскучился по ребятам-контрактникам. А из курсантов так ни с кем и не сдружился. Очень было скучно и грустно, когда наступало личное время. В такие минуты я старался уединиться и читал стихи. Иногда писал сам, например, такие:




Казённая койка,
Казённый стол,
Книжная полка,
Крашеный пол.

Всё надоело:
Стакан, графин.
Грусть одолела –
Я здесь один!

На занятиях скучно,
От тоски умираю.
Кому это нужно?
Не понимаю!

Время проходит,
День за днём.
Жизнь так уходит –
Не вернём!



        Пришла пора  экзаменов.
        В первый день сдачи нашему взводу выпало сдавать огневую подготовку и физическую подготовку.
        Нас привезли в тир. Взвод разделили на группы. Наша группа стреляла из пистолета по неподвижной мишени.
        Уж не знаю, случайно ли, со страха ли или ещё как, но из тридцати очков я выбил двадцать девять. (Для отличной оценки достаточно было выбить двадцать пять). Причём, в «десятку» я попал практически пуля в  пулю!
         - Не часто такое бывает! – не скрывал своего восторга экзаменующий майор. И отметил в блокноте: «Боев – 5».
        Сдавать физическую подготовку взвод повезли не на стадион, а в спортзал. Для меня это была, несомненно, большая удача!
        - Ну-с, товарищи будущие прапорщики, что вы можете выполнить на перекладине? – ехидным тоном спросил экзаменующий офицер, долговязый майор.
        - Боев, на перекладину, - скомандовал командир взвода.
        Я сделал «склёпку», «подъём с переворотом», «выход силы на две руки». Немного отдохнув, подтянулся пятнадцать раз.
        - О-о! – воскликнул майор. – Не ожидал. Норматив выполнен на «отлично»!
        (Для сдачи норматива  на перекладине на «отлично» требовалось подтянуться двенадцать раз. Выделывать  «выкрутасы» было не обязательно).
        На подведении итогов командир взвода меня похвалил.
        - Молодец! Превышаешь взятые соцобязательства, - сказал он. – И замполит тоже рад за тебя!



        На следующий день сдавали ЗОМП и тактическую подготовку.
        Нормативы по ЗОМП я выполнил на «отлично» - сказалась муштра ещё со срочной службы. А теорию у меня почему-то не спросили?! Таким образом, третий экзамен я сдал на пятёрку!
        Для сдачи тактической подготовки нашу роту привезли в действующую часть на окраине Москвы. Экзамен принимали четыре подполковника. Сначала они проверили взаимодействие роты в целом. Потом проверили отдельно по взводам. Потом разделились на две группы и стали экзаменовать индивидуально каждого курсанта.
        Мне почему-то  задали вопрос «не по билету» : как бы я действовал в горной местности? Действия в горной местности нам не преподавали. Хотя, от нас и не скрывалось, что некоторые курсанты при присвоении им звания прапорщик будут направлены в Афганистан.
        Я стал что-то сочинять, понятия не имея про горы…
        Один из проверяющих посмотрел в экзаменационную ведомость.
        - А парень вроде ничего, - сказал он. – У него и по физо «пять», и по огневой. Товарищ подполковник, - обратился он к своему коллеге, по всей видимости, младшему по должности, - какое будет ваше мнение?
        «В Афган группу набирают, - промелькнуло у меня в мозгу, - надо будет купить запасные очки…»
        - Оценка «пять», - сказал «младший» подполковник. И офицеры переключились на стоящего  рядом со мной курсанта: – Фамилия?
        (Запасные очки покупать мне не пришлось).



        На протяжении всего времени пребывания в Школе прапорщиков, меня угнетало чувство вины за неправильно взятое соцобязательство по строевой подготовке.
        Занимаясь на плацу под руководством командира взвода, и тем более под руководством Забелина, я понимал: строевую на «пять» не сдам! И, когда пришла пора сдавать экзамен, даже особо не старался…
        Принимавший строевую подготовку майор смотрел на меня с явной усмешкой.
        Подошёл Забелин с папкой в руке. Он достал бумаги и стал что-то говорить майору. Тот долго смотрел отрешённо в плац. Потом кивнул, пожал протянутую Забелиным руку и что-то написал в своих бумагах…
        Как потом выяснилось, он написал напротив моей фамилии – «5».
        Не трудно было догадаться, что говорил Забелин строевику: мол, курсант по недомыслию взял обязательство сдать строевую подготовку на отлично. Не портьте нам показатели! Майор не испортил…
        После строевой сдавали политподготовку. Принимал полковник из Политуправления – настоящий замполит – жирный, красномордый, хитрые глазки так и бегают, так и бегают…
        Вначале он прочёл нам лекцию о положении дел за рубежом, о необходимости проведения реформ в стране, в том числе и в армии. Растолковал суть горбачёвского «нового политического мышления». Потом стал допытываться, как понимаем «политику партии» мы.
        Когда очередь дошла до меня, я наплёл что-то, типа: идя навстречу решению съезда (двадцать какого-то, точно не помню), советский народ…
        Моё пламенное словоблудие, в которое я сам ну ни сколечко не верил,  привело полковника в восторг.
        - Отлично, отлично, - сказал он. – А покажите-ка ваши конспекты.
        Конспекты были у меня в порядке. Незадолго до сдачи экзаменов я потратил пару самоподготовок на переписывание нескольких докладов Горбачёва. Полковник полистал тетрадь и спросил:
         - Какие вы взяли соцобязательства? Как сдали предыдущие дисциплины?
          Я ответил.
         - Молодец, молодец! Пять баллов. – Полковник похлопал меня по плечу и сказал: - В будущем из вас может получиться неплохой замполит.



        Но замполита из меня не получилось…
        Да и прапорщиком я прослужил не долго…
        Собрал как-то замполит полка прапорщиков на внеочередные политзанятия. Скукотища ужасная!! Ребята мучаются. Смотрю, кто в «крестики – нолики» играет, кто кроссворд решает, кто просто дремлет. А замполит всё вешает и вешает лапшу на уши…
          А за окном ленкомнаты пошёл первый снежок…
          Ну, я взял, да написал на листочке:


Друзья, поехали кататься!
На лыжах будем быстро мчаться.
Политзанятия – ***ня!
В дорогу нас зовёт лыжня!


и послал по рядам.
        Ребята одобрительно хихикали.
        Но нашёлся идейный "товарищ" и передал листочек замполиту…




2005г.