Ч. 5 За бортом не по своей воле

Владимир Врубель
(окончание)

Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2016/08/14/709

Море выбросило ещё несколько тел тех, кто был с Айресом, некоторых из них опознавали по его описанию, потому что сам Ричард находился в госпитале в таком состоянии, что не мог встать с койки, не говоря уже о том, чтобы ехать опознавать тела. В госпитале Айрес написал письма близким тех, с кем он был в вельботе.

Ричарда Айреса за мужество и усилия по спасению других людей наградили орденом Британской империи и военной медалью Ллойда за отвагу. Девять месяцев он считался на пенсии с полным окладом, а затем снова плавал на транспортах.

После войны Айресу предложили должность грузового суперинтенданта в Индии, а затем он на такой же должности работал в Малайе. Ему присвоили звание капитана гражданского флота. Ричард Айрес умер в 1992 году.

Эрнста Менгерсена тоже наградили, но не за спасение, а за то, что он уничтожил транспорт, Рыцарским Крестом.  Он, как и Ричард Айрес, оказался везучим, дожил до окончания войны, что удалось далеко не всем немецким подводникам. Всего он потопил 13 судов и два повредил.

Менгерсен дослужился до корветтен-капитана (капитана 3 ранга) и в конце войны, в апреле 1945 года, командовал 15-й флотилией подводных лодок. Он умер в 1995 году.

В 2011 году английский Департамент транспорта на конкурсной основе заключил договор с американской фирмой «Odyssey Marine Exploration» на подъём серебра с транспорта «Gairsoppa». Американцам сообщили ориентировочное место потопления транспорта, а они уже сами установили его точное местоположение.

Глубина, на которой покоился сухогруз, составляла почти пять километров. Одновременно с американцами подписали контракт на подъём драгоценного груза с другого английского судна, потопленного немецкой подводной лодкой во время первой мировой войны на расстоянии около ста миль от  «Gairsoppa». Второе судно находится на глубине примерно двух с половиной километров.

Невозможно не вспомнить, что у нас не спасли подводников из экипажа АПЛ «Курск», которая затонула на глубине 108 метров.

Операция по подъёму серебряных слитков из трюма судна, находившегося на такой большой глубине, не знала аналогов в истории.

Но в этой истории меня больше занимало не найденное и поднятое с огромной глубины сокровище, а невероятное мужество людей, которые прошли на вельботе зимой, в штормовую погоду, обмороженные, без пищи и воды, сотни миль на вёслах.

Уцелел из всего экипажа единственный моряк, благодаря не только собственной отваге и выдержке, но и своим погибшим товарищам.

На фотографии: памятник неизвестному матросу с сухогруза «Gairsoppa», который добрался до английского берега вместе со вторым помощником капитана, но уже мёртвым.