Владимирская горка и поездка на катере по Днепру

Алла Валько
                О турпоездке по Украине

В предпоследний день моего пребывания в Киеве я встретилась со своими знакомыми - Денисом, Юлей и их сыном Егорушкой. Сначала мы направились к Бессарабскому рынку, расположенному в конце улицы Крещатик. Этот рынок является одним из старейших в столице Украины. Одни учёные считают, что он обязан своим названием привозу из Бессарабии. Другие полагают, что "бессарабами" в позапрошлом столетии называли беспризорников, промышлявших в этой части города.
 
Первое упоминание о рынке датируется второй половиной XIX века. Издавна это место облюбовали бродячие артисты и циркачи, ставившие здесь свои балаганы. В 1869 году на Бессарабской площади было решено установить памятник Богдану Хмельницкому, и площадь стали именовать Хмельницкой. Памятник простоял недолго, так как его вскоре перенесли на Софийскую площадь, однако эта местность до 1913 года так и оставалась площадью Хмельницкого.
 
В начале XX века Бессарабский рынок резко контрастировал с Крещатиком, поскольку к тому времени Киев приобретал всё более европейский вид, а рынок был загромождён торговыми лавками. Один киевский фельетонист даже сравнил Бессарабский рынок с гнойным волдырем на кончике красивого, классического носа. Киевляне задумались об устройстве на этом месте цивилизованного рынка. На первоначальное строительство требовалось порядка полумиллиона рублей, но эта сумма была практически неподъёмной.

Однако произошло неожиданное. В 1904 году умер киевский мультимиллионер, ведущий сахарозаводчик и крупный благотворитель Бродский, который в своём завещании и отписал городу 500 тысяч рублей на строительство крытого рынка. В начале 1908 года по решению городских властей была создана строительная комиссия, а летом того же года проведён закрытый конкурс проектов на сооружение рынка, победителем которого стал Генрих Гай, имевший опыт строительства крытого рынка в Варшаве.
 
Строительными работами руководил инженер Михаил Бобрусов. Его авторству принадлежит эффектная ажурная конструкция, стены которой возводились из кирпича, а перекрытие с остеклённой крышей опиралось на металлический сводчатый каркас. Кладку украшали украинские мотивы и скульптурные вставки. Впервые именно на Бессарабском рынке появилась подземная холодильная установка, доставленная из Таллина. Открытие крытого рынка не сразу упразднило стихийную торговлю, которая была вытеснена на ту часть улицы Бассейная, которая была расположена над подземным водосборным коллектором.
 
В начале 1933 года, в период голодомора, в помещении Бессарабского рынка действовала судебно-медицинская лаборатория Наркомата здравоохранения. В подземных холодильниках рынка в условиях особой секретности хранились подобранные на улицах города трупы. В это же время на фасаде рынка были вывешены портреты Будённого и Якира, а также Сталина - в полный рост и Ворошилова - на коне. В советское время с лицевого фасада было убрано изображение архангела Михаила – старинного символа Киева, уцелели только лепные растительные орнаменты. После ВОВ наряду с восстановлением Крещатика начали поднимать из руин и Бессарабский рынок. Лицом к рынку установили памятник Ленину, а перед самим рынком был сооружён фонтан.

Мы вошли в помещение рынка и оказались в волшебном плену ароматов свежих фруктов и овощей. Денис обратил моё внимание на изображённые на потолке скорбные, склонённые лица людей. Это дань памяти киевлян своим погибшим за свободу героям. Пройдя насквозь помещение рынка, мы вышли на улицу Крещатик и направились к Европейской площади. Так я второй раз побывала на главной улице Киева. По дороге Денис делился со мной своими переживаниями. Он сказал, что люди недовольны уровнем жизни, и выразил неудовольствие политикой Путина в отношении Украины. Из-за разжигания Россией конфликта на Юго-Востоке Украины и поддержки сепаратистов оружием и людскими ресурсами там поддерживается «замороженный конфликт», дестабилизирующий Украину. Чаяния людей, стоявших на Майдане и отстаивавших честь и достоинство демократической Украины, мечтающей стать полноправным членом западной цивилизации, не оправдались из-за конфликта интересов разных партий и группировок в верхних эшелонах власти, а также чудовищной коррупции, разъедающей все сферы жизни Украины.
 
Мы проходили мимо достопримечательностей Крещатика, с которыми я уже познакомилась вчера, но вскоре оказалось, что кое-что я всё же пропустила. Я впервые увидела памятник «человеку без паспорта», персонажу романа Ильфа и Петрова «Золотой телёнок» Паниковскому, установленный чуть выше того места, где по тексту романа работал «великий слепой». Сначала, в 1992 году, на углу Крещатика и Прорезной появилась небольшая мемориальная доска, а в 1998 году эта доска превратилась в памятник, авторами которого являются скульпторы Щур и Сивко.

Бронзовая статуя имеет портретное сходство с исполнителем роли героя - Зиновия Гердта, чья судьба во многом связана с Киевом. Паниковский предстаёт в образе слепого, шагающего через Крещатик, с тросточкой, в шляпе и тёмных очках. Точно схвачен профессиональный жест карманника. Голова повернута в одну сторону, а тем временем левая рука шарит в кармане сопровождающего! Карман слепого оттопырен — там уже лежит какой-то трофей. Левая нога спешит наступить на монету, чтобы её никто не забрал. Если подставить зеркальце и посмотреть на подошву этого ботинка, можно увидеть фигуру из трёх пальцев — фигу. Это ноу-хау скульптора: наклонившись, чтобы посмотреть на неё, люди поневоле преклонят колено перед Великим Слепым.


В уста Великого Слепого авторы романа вложили любопытное откровение: «Поезжайте в Киев и спросите там, что делал Паниковский до революции, и вам скажут, что до революции Паниковский был слепым. Я выходил в очках и с палочкой на Крещатик и просил какого-нибудь господина почище помочь бедному слепому перейти улицу. На другом тротуаре у него уже не хватало часов или бумажника… Я платил городовому на углу Крещатика и Прорезной пять рублей в месяц, и меня никто не трогал». В этот раз через Крещатик Великого Слепого переводила я.

Но вот мы подошли к Европейской площади, где завершилась наша прогулка по Крещатику. Раньше эта площадь была традиционным местом проведения лошадиных ярмарок и носила название «Конная площадь». После постройки первого в городе театра она стала называться «Театральной». В 1851 году, после возведения на площади гостиницы «Европейская», она была переименована в «Европейскую площадь». Это здание существовало вплоть до 1970-х, после чего было окончательно разрушено, и вместо него построен музей Ленина, ныне  Украинский дом.
 
С 1869 по 1919 годы площадь называлась «Царской» или  «Александровской» из-за установленного на ней памятника Александру II. В советское время она стала называться площадью имени Третьего Интернационала; в период немецкой оккупации города - Гитлерплатц или площадью им. Гитлера, а после освобождения города в 1944 году это была уже «площадь Сталина». В 1961 году она получила название «площадь Ленинского Комсомола», продержавшееся до распада СССР. В 1991 году, уже при независимой Украине, площади было возвращено одно из её исторических названий — «Европейская площадь».

На улице Костельной мы остановились у входа в римско-католический костёл Святого Александра. Рядом с костёлом в 1993 году был установлен памятный знак-крест жертвам коммунистического режима. На нём по-польски написано: «Вера, Надежда, Любовь» и «Память жертвам за Веру и Родину. 1917 – 1991». В начале XIX столетия в Киеве был лишь один римско-католический храм, но он был деревянным и сгорел в 1814 году. Председатель губернского дворянства граф Потоцкий попросил царя Александра I разрешить строительство нового храма, который и был возведён в 1842 году на средства киевской католической общественности, в основном - поляков. Колокол отлит в Польше.

Костёл был назван в честь российского царя Александра I не только потому, что он дал разрешение на его возведение, но и потому, что место, где построили церковь, была местом размещения триумфальной арки в честь царя. Почти сразу с момента постройки костёл стал центром духовной и культурной жизни римско-католической части Киева. В конце XIX века 17% киевлян были прихожанами Александровского костёла. В 1879 году здесь был крещён будущий художник Казимир Малевич.

С приходом коммунистов храм сначала был складским помещением, а позже - общежитием. С 1952 года в костёле находился киевский планетарий. В 1990-1994 годах в храме прошли реставрационные работы, и он был снова открыт для прихожан. Мы вошли внутрь и полюбовались его пышным убранством. Особенно меня поразили зелёные мраморные колонны с обеих сторон огромной картины-иконы.

В Хрещатом парке мы обратили внимание сразу на несколько памятников. В ноябре 1982 года в парке была возведена Арка Дружбы народов. Её строительство было связано с юбилеем образования СССР, провозглашённого 30 декабря 1922 года. Рядом с Аркой установлен монумент высотой 6, 2 метра, изготовленный из металла, гранита и бронзы. Он представляет собой двухфигурную композицию – русский и украинский рабочие поднимают ленту с орденом “Дружба народов”. Ещё один памятник – гранитная скульптура, изображающая сцену Переяславской рады. На его постаменте надпись: “В ознаменование воссоединения Украины с Россией”.

И вот, наконец, мы в парке “Владимирская горка”. Горка находится на правом берегу Днепра, на верхней и средней террасах Михайловской горки. В её верхней части расположен Михайловский Златоверхий монастырь. Ещё в середине XIX века склоны Михайловской горки были покрыты виноградниками. После того как земли отошли в собственность города, началась реконструкция горки. Здесь устроили парк по типу Швейцарских гор: разбили газоны, проложили аллеи, расставили скамейки, построили чайный павильон и фонтан, соединили террасы кирпичными дорожками и лестницами, посадили широколиственные деревья, радующие глаз и всегда создающие живительную тень.
 
В 1853 году с высочайшего соизволения императора Николая I на вершине Михайловской горы был поставлен памятник Владимиру Крестителю скульптора Клодта и архитекторов Демут-Малиновского и Тона. В правой руке князь держит крест, в левой – княжескую шапку. Постамент построен из кирпича и облицован чугуном. По форме он напоминает часовню. Горельеф, размещённый на пьедестале памятника, изображает сцену крещения жителей Киева. На постаменте изображены также звёзды и кресты - символы крещения огнём и мечом архангела Михаила, покровителя Киева, изображённого на гербе города. Огромный крест, который держит Владимир, был снабжён газовыми горелками, чтобы фигура была видна ночью. С 1890 году крест стали подсвечивать электрическими лампочками, и с тех пор памятник стал символическим маяком для моряков.

Вариант памятника выбрал и одобрил царь Николай I. Единственная задержка с установкой памятника произошла из-за протеста, высказанного киевским митрополитом Филаретом. Он отказался освящать памятник князю Владимиру по той причине, что негоже устанавливать идола в память о том, кто сам низвергал идолы. Спустя многие годы, с началом XIX века, когда Киев из небольшого ярмарочного городка превратился в крупный губернский город, ситуация кардиальным образом изменилась. Стремясь повысить статус Киева, местные власти начали вовсю прославлять князя Владимира, который был известен не только как креститель Руси, но и как великий просветитель и реформатор.

Памятник Владимиру стал главным символом Киева и главной достопримечательностью парка, который с тех пор называется его именем. Владимир Великий, он же Владимир Креститель,  прославлен в лике святых как равноапостольный. Он также является одним из прообразов собирательного былинного персонажа - Владимира Красное Солнышко.

Владимир был сыном великого князя Святослава Игоревича от ключницы Малуши. Сын рабыни по обычаям язычников мог наследовать отцу-князю. Владимир родился в селе Будутине, куда разгневанная княгиня Ольга сослала Малушу, нарушившую со Святославом заповедь «не прелюбодействуй», что и вызвало гнев Ольги. О дальнейшей судьбе Малуши летописи не сообщают, а малолетний Владимир вернулся в Киев, где находился под присмотром княгини Ольги. Наставником и воеводой юного Владимира в Новгороде стал Добрыня, так как на Руси было принято доверять воспитание наследника старшим дружинникам. Согласно «Повести временных лет», среди сыновей Святослава Владимир был третьим по старшинству после Ярополка и Олега.
 
После гибели в 972 году князя Святослава Киевом управлял Ярополк. В 977 году между Ярополком и его братьями разгорелась междоусобная война. Удельный князь Олег, отступая в бою с Ярополком, был раздавлен во рву лошадьми. При этом известии Владимир бежал в варяжские земли, а всей Русью стал править Ярополк. В этих условиях Владимир с помощью Добрыни набрал в Скандинавии войско и, вернувшись в Новгород, выгнал посадника Ярополка, став новгородским князем.

Владимир захватил также перешедший на сторону Киева Полоцк, перебив семью правителя города князя Рогволода, причём по совету своего дяди Добрыни Владимир сначала изнасиловал Рогнеду на глазах её родителей, а затем убил её отца и двух братьев. Княжну Рогнеду, просватанную прежде за Ярополка, он насильно взял в жёны. Отказ Рогнеды на сватовство Владимира и вызвал его месть: княжна считала недостойным выйти замуж за сына наложницы, коим был Владимир.
 
После этого с большим варяжским войском Владимир осадил Киев, где укрылся Ярополк. По версии летописи, воевода Ярополка Блуд, подкупленный Владимиром, заставил Ярополка бежать в городок Родень, где Владимир заманил Ярополка на переговоры, а два варяга «подняли его мечами под пазухи». Беременную жену Ярополка, бывшую греческую монахиню, Владимир взял в наложницы.

Захватив в 978 году киевский престол, он стал княжить в Киеве, где воздвиг капище с идолами шести главных богов славянского язычества: Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Семаргла и Мокоши. Практиковались и человеческие жертвоприношения богам. Как правило, это были захваченные в плен враги. Из первоисточников известно об этих явлениях при осаде Константинополя и во время осады византийскими войсками крепости Доростол, где заперся Святослав.

Имеются косвенные свидетельства о симпатиях князя Ярополка к христианской вере и его контактах с латинским Западом. Это подтверждают найденные остатки каменного строения со следами фресковой живописи существовавшей при Ярополке церкви. Поэтому понятна языческая реакция Владимира - борьба с ранее утверждавшимся в Киеве христианством. Во время гонений в Киеве погибли одни из первых христианских мучеников на Руси — варяги Фёдор и Иоанн.

«Повесть временных лет» так пишет о жизни Владимира до крещения: «Был же Владимир побеждён похотью, и были у него жёны, а наложниц было у него 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове, в сельце, которое называют сейчас Берестовое. И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц». Однако позже, в связи с тем, что Русь стала довольно заметным государством, известным в Европе, появилась необходимость определиться с выбором религии, способной привлечь влиятельных союзников на сторону Руси, или реформировать язычество.
 
Летописи рассказывают чуть ли не легенды о выборе Владимиром веры. К его двору вызывались проповедники ислама, иудаизма, католицизма, но после беседы с «греческим философом» Владимир остановился на православии. В арабских и персидских источниках также сохранились сведения о посольстве в Хорезм русского правителя второй половины X века, пожелавшего, чтобы его страна приняла ислам. Его имя с арабского переводится как Владимир.

Согласно “Повести временных лет”, в 988 году Владимир захватил Корсунь (Херсонес в Крыму) и потребовал в жёны сестру Анну византийских императоров Василия II и Константина VIII, угрожая в противном случае пойти на Константинополь. Императоры согласились, потребовав, в свою очередь, крещения князя, чтобы сестра вышла за единоверца. Получив согласие Владимира, византийцы прислали в Корсунь Анну со священниками. Владимир вместе с дружиной прошёл обряд крещения, после чего совершил церемонию бракосочетания и вернулся в Киев, где сразу же повелел опрокинуть языческие идолы.

Согласно монаху Иакову Черноризцу, более раннему источнику, чем «Повесть временных лет», князь Владимир крестился в 988 году, на 3-й год после крещения взял Корсунь с целью захвата христианских святынь и только потом вытребовал себе жену от византийских императоров.

Сирийский историк XI века Яхъя Антиохийский излагает историю крещения по-другому. Против византийского императора Василия взбунтовался его военачальник Варда Фока Младший. Василий попросил «русов» помочь ему. Владимир согласился. Император и Великий князь заключили договор о родстве, и Владимир женился на сестре Василия, выполнив его условие креститься самому и крестить свой народ. Василий прислал к князю митрополитов, которые и крестили князя. После этого войска «русов» объединились с войсками Василия и разгромили Фоку.
 
Арабский историк начала XIII века Ибн аль-Асир тоже сообщил о крещении русов в версии, близкой к Яхъе Антиохийскому. Детали хронологии — на каком этапе описываемых событий Владимир принял крещение, произошло ли это в Киеве или Корсуне — были утеряны в Руси ещё в начале XII века, во времена составления «Повести временных лет». Датой Крещения Руси традиционно считается летописный 988 год, хотя исторические свидетельства указывают на 987 как год крещения самого князя Владимира и 989 как год Крещения Руси.

В Киеве крещение народа прошло сравнительно мирно, в то время как в Новгороде, где крещением руководил Добрыня, оно сопровождалось восстаниями народа и подавлением их силой. В Ростовско-Суздальской земле, где местные славянские и финно-угорские племена сохраняли в силу отдалённости определённую автономию, христиане оставались меньшинством и после Владимира. У вятичей, например, язычество господствовало вплоть до XIII века.

После крещения Владимир состоял предположительно в двух христианских браках — с византийской царевной Анной, а после её смерти в 1011 году - с «мачехой Ярослава», попавшей в плен к Святополку. Православные источники утверждают, что после крещения князь освободил от супружеских обязанностей всех бывших языческих жён. Рогнеде он предложил выбрать мужа, но она отказалась и приняла монашеский постриг.

Во время Великой Отечественной войны немецкая администрация склонялась к тому, чтобы уничтожить памятник Князю Владимиру. Однако киевляне убедили немцев, что взрывать памятник нельзя, так как он закрывает собой колодец с подземными водами. Стоит только тронуть памятник, как бурные воды затопят Киев. Это современный вариант легенды о море, спрятавшемся под Андреевской церковью.

Недавно на Владимирской горке появился новый объект: на участке сквера, расположенного напротив Александровского костёла, установлен памятник Данте Алигьери, выдающемуся итальянскому политику, богослову и поэту, сочинившему "Божественную комедию". Скульптурная композиция удачно вписалась в общий дизайн парка, оживив тот его уголок, который до этого выглядел заброшенным и неухоженным. Памятник, выполненный из итальянского белого мрамора, самого ценного в мире, изображает Данте и сидящего у его ног орла.

Со смотровой площадки парка «Владимирская горка» открываются прекрасные виды на Днепр и его левый берег. Именно под этой горой происходило великое событие - крещение древней Руси. Нашему взору открылось удивительное по красоте и величию зрелище: широкий Днепр, высотные дома вдали, строящийся Подольско-Воскресенский мост, имеющий форму дуги, и памятник Князю Владимиру, утопающий в зелени деревьев.
 
Константин  Паустовский писал: «Весна в Киеве начиналась с разлива Днепра, наблюдаемого с Владимирской горки». Своё слово о Днепре сказал и Владимир Маяковский: «Ширь вовсю — не вымчать и перу». Михаил Булгаков, живший в Киеве, также был очарован этим местом. Он часто приходил сюда отдыхать из своей квартиры на Андреевском спуске. Он писал: «Лучше всего сверкал электрический белый крест в руках громаднейшего Владимира на Владимирской горке». Анна Ахматова говорила про эти места: "Липы шумные и вязы по садам темны, звёзд иглистые алмазы к Богу взнесены..."

Полюбовавшись памятником князю Владимиру, мы продолжили своё путешествие. Затем Юля покормила маленького Егорушку, который за всё время нашей прогулки ни разу не нарушил нашего спокойствия. Отдохнув, мы направились к речному вокзалу, чтобы прокатиться на катере по Днепру. Я давно мечтала о такой поездке и была очень рада, что она состоялась. Берега Днепра сплошь покрыты лесами, за которыми здесь и там проглядывали знаменитые храмы, колонны, скульптуры. Одним из украшений Днепра являются мосты над ним. Мы проплыли мимо памятника Владимиру и увидели, как он выглядит со стороны реки, затем - под пешеходным мостом, мимо Колонны Магдебургского права, одного из старейших памятников Киева, построенного в 1802-1808 годах в честь возвращения Киеву Магдебургского права.

За ним увидели Арку Дружбы народов, напоминающую радугу за зелёными холмами и символизирующую единение двух братских народов: русского и украинского. Следующим был мост Метро. По нему проходит одна из линий метрополитена. Мост украшают скульптуры - "Мир" и "Труд". Мост представляет сбой двухъярусное сооружение: верхний ярус предназначен для движения поездов метро, нижний – для движения автотранспорта.
 
Дальше на берегу были видны строения Киево-Печерской Лавры и Монумент Родина-Мать – этот своеобразный символ женского начала, силы духа украинского народа. Он является центром Национального музея истории ВОВ. Скульптура превышает высоту статуи Свободы в Америке и видна даже из самых отдалённых точек Киева.

Моя турпоездка по Украине подошла к концу. На следующий день я уезжала в Россию. Утром я успела купить в супермаркете «Олимпийский» сувенирный заварной чайничек, по просьбе моего соседа по дому. В супермаркете начальник отдела сувениров, узнав, что я из России, сделала мне существенную скидку на  покупку, поскольку чайничек был действительно дорогим, и красиво упаковала его. На чайничке было указано, что он сделан в Китае, но на упаковке было ясно обозначено место покупки сувенира. Мой сосед остался доволен подарком, а уж откуда я его привезла, путь разбирается сам. Это ему положено по роду его деятельности.
 
В поезде снова был паспортный и таможенный контроль с украинской и российской стороны. Российский пограничник вежливо предложил пассажирам поднять нижние полки. Я не сообразила, с какой целью это нужно делать. Украинцы, ехавшие со мной в вагоне, объяснили, что пограничники проверяют, не едет ли кто-либо нелегально в ящиках для багажа. Да, времена настали действительно трудные…

До свидания, Украина! Может, ещё свидимся?

P.S. Спустя ровно год после моей турпоездки 24 августа 2016 года я смотрела по интернету парад по случаю 25-летия независимости Украины. Я воочию видела единение армии и народа – украинцев, русских, евреев и людей других национальностей, когда в едином мощном хоре звучал гимн суверенной страны. Я плакала. Я верила в будущее Украины.

Конец серии.