Брэйн-ринг

Вадим Чичерин
- Девушка, вы знаете, как играть в брейн-ринг?

Тоненькая блондиночка мгновенно срывается с места и теряется в толпе. Толпа, правда, жидковата – всего-то человек пятьдесят, не море – озеро. Но оно постоянно кипит, перемешивается, скручивается водоворотами. Следить со стороны – забавно, плыть в ней – смешно, пытаться ее разгрести – трудно.

- Красавица, тебе заказать фанту, или сразу пиво?

Смуглая девчушка ввинчивается в толпу, маленький рост в этом случае – благо: из вида пропадает мгновенно, несмотря на красную копну волос. 

* * *

- Вы Михаил?

- Да. А в чем проблемы?

Этого парня я видел. Он из студенческого профкома. И зачем ему заочники понадобились?

- Мне, честно говоря, посоветовали к Вам обратиться.

Он называет преподавателя, у которого обо мне остались самые радужные впечатления. После прошлой сессии он здоровается со мной не иначе как: «Доброе утро, маэстро Александров». Смешно, но приятно. Особенно если учесть, с каких отношений у нас начиналось.

- Сергей Семенович сказал, что Вы, может быть, не откажетесь нам помочь…

- Если смогу, то без проблем. Смелее, кого надо убить?

Ну вот, пытался подбодрить, а он смешался. Как он в профкоме работает?

- У нас сегодня вечером брейн-ринг городской. Команда есть, но одного человека не хватает. Сергей Семенович сказал, что Вы сможете помочь, если Вас это заинтересует.

- Да, заинтересует. То есть, заинтересовало.

- Вы в брейн-ринг раньше играли?

- Нет. Только по телевизору видел. Лет пять назад.

- Ну, у нас то же самое. Только вживую. Подходите к семи часам в студенческий клуб, я Вас буду ждать.

- Договорились.

Так я попал. В смысле, попал на брэйн-ринг. После бутылочки светлого. С друзьями. А куда я без них? Нашу четверку в институте знали хорошо. Некоторые даже боялись, но почему, я до сих пор не знаю, может быть, заметные слишком? Трудно не заметить четырех здоровых мужиков, когда мы двигались сквозь толпу, оставляя за собой относительно судоходный фарватер, которым и пользовалась половина группы, выбирая маршруты поудобнее. Это не школа, где один бешеный пятиклассник может перевести на бюллетень половину учителей во главе с директором в результате только одной пробежки до столовой. Здесь люди поумнее, сами в стороны отходят.

Охрана у входа в студенческий клуб – бабушка с недовязанным носком за стареньким столиком – встречает бодро. Увидев нас на пороге, роняет спицу под стол и поднимается из-под него, когда мы уже внутри. На ребят из оперативного отряда, так и  хочется сказать – комсомольского, мы внимания не обращаем, просто киваем. Они пропускают нас тоже молча. Оглядываемся, пытаемся смутить молоденьких девчонок. Девчата дичатся, прячутся в толпе. Четыре тридцатилетних мужика доверия у них не вызывают. Минут через десять заходит сержант полиции в сопровождении вахтерши, подходит, представляется. Бабушка остается у своего столика, смотрит грозно. Достаем студенческие, объясняем, зачем пришли. Вовремя появляется профкомовец с бейджиком и галстуком. Сержант прощается, с тоской смотрит на толпу. Я его понимаю, столько молодых девчонок сразу, и не глупых, можно встретить только в общаге технического ВУЗа. То есть, у нас. Но у него работа, а у нас – отдых. Как, вообще говоря, и вся сессия - один большой месяц отдыха.

- Удачи, сержант. Заходите, будет интересно.

- Счастливо, отдыхайте, - вздыхает сержант.

Бабка теперь, наверное, будет при нашем появлении ронять уже все вязание…

- Михаил, у нас проблема.

- Опять?

- Нам капитаном ставить некого. Никто не соглашается, все боятся. Может быть, Вы согласитесь?

- Ну, капитаном, так капитаном. Снявши голову по волосам не плачут. Бейджик принес? Давай.

Профкомовец протягивает капитанский бейдж и галстук. Галстук желтый – цвет команды, приходится его взять, хотя с кроссовками, джинсами и футболкой, даже белой, смотреться он будет странно. Повязываю галстук на руку.

- Ладно, давайте, мужики, ведите себя хорошо. Я пошел.

- Мишка, давай. Мы тут за тебя болеть будем. И за порядком последим, – ребята остаются в конце зала, за порядок в зале теперь можно быть спокойным, а я иду к команде. Пять человек, все, как назло, меньше меня почти на голову. Подумают еще, что капитана выбирали по росту. Знакомиться не надо – у каждого бейджик. Так: Серик, Анара, еще Миша, Николай и Жулдыз. Прекрасно.

- Всем привет. В брэйн-ринг уже играли?

- Привет. Нет. В первый раз. Только на тренировках.

- Хорошо, по ходу расскажете, как и чего. Я его только по телевизору видел.

Как раз приглашают команды на сцену. Оказывается, еще и приветствие нужно было готовить, хоть бы кто-нибудь предупредил.

- Пошли. Лишние разговоры – после игры. Приветствие есть?

- На сцену приглашается команда Алматинского Энергоинститута!

Из динамиков льется марш, мы по лесенке подымаемся на сцену. О приветствии вся команда слышит первый раз. Освещение – так себе, не для сцены, скорее для дискотеки. Зал видно прекрасно. Наших болельщиков – раз-два и обчелся. Вся надежда на мою группу поддержки.

- Поаплодируем. Это – команда новичков, поэтому пожелаем ей удачи в сегодняшней игре. Представьтесь, пожалуйста.

- Здравствуйте всем! Наша команда – одна из сильнейших в регионе. Жулдыз – звезда первой величины, к концу третьего курса станет сверхновой. Анара – лидер команды, всегда готова накормить, напоить и помочь написать контрольную. Серик – защита команды, защищает всех нас от гриппа и зазнайства. Николая взяли за хорошую реакцию, всегда остро реагирует на критику и пробу Вассермана. У нас есть два Михаила, чтобы легче было различать, пришлось одного выбрать капитаном. Мы долго спорили, но выбирать пришлось по росту. Чтобы Михаил-второй не обижался, его научили завязывать галстук правильно, меня – нет. Ваш покорный слуга, Михаил-первый.

Зал на пару секунд замолчал, такого явно не ожидали. Микрофон могли бы, конечно, и дать, но на это-то пространство и моего голоса хватает с запасом. Наши болельщики жидко зааплодировали, но зал поддержал с удовольствием, и смех с улюлюканьем и свистом оказываются хорошей наградой за мой экспромт. Оглядел команду, немного тушуются, но держатся хорошо. Это главное. А зал еще наш будет, я в это верю.

Поднимаются на сцену остальные команды. У них представления подлиннее, но, надо отметить, и поскучнее. Хотя на овациях зала это не сказывается.

Тянем жребий. Нам выступать во второй паре. Сегодня, оказывается полуфинал городских игр. Как, спрашивается, мы на полуфинал попали, не сыграв ни одной игры? Ребята объясняют, в отборочных играх играли дипломники, сейчас им некогда, поэтому набрали молодых. Ага, молодых, включая меня. Правила простые: главное – первым нажать кнопку. Все проверено, кнопки – работают, лампы – горят, звонок – звенит.

Первая пара начинает. Вопросы забавные, а юристы, похоже, жмут на кнопку еще до того, как прозвучат последние слова вопроса. Фальш-старта по правилам не будет, это хорошо. Экономисты – слабее. Счет 5:1 в пользу юристов.

Наша очередь. Занимаем места за столиками. Против нас – прошлогодние серебряные призеры, команда Академии. Академики – ребята серьезные. Первый вопрос простой, но они нажимают кнопку первые. Жулдыз, прости, но шевелиться надо быстрее. Прошу технический перерыв, подзываю ведущего. По его команде трижды хлопаем по столу, кто быстрее. Всегда думал, что маленький и молодой – значит шустрый. Оказывается, я еще и быстрее всех реагирую. Ладно, подтягиваю шнур с кнопкой к себе. Несколько раз пробую. Готовы.

Следующий вопрос. Наш. Следующий – наш. Ребята реагировать не успевают. Отвечать приходится мне. Кстати, у юристов – та же беда. Там капитан отвечал на все вопросы. Вот, Коля проснулся. Молодец. Командой мы здесь всех сделаем. 5:1 в нашу пользу. Прекрасно. Так держать. Зал нас явно поддерживает.

Следующая игра – академики против экономистов. Слабенько играют, молодые слишком. «Первая находится в Белоруссии, вторая – в Северном Казахстане, третья – в Сибири, а четвертая – под Магаданом?» Смешно, но не знают. Буквы С, С, С и Р на карте Союза, как можно не ответить? «У кого нога является частью известного имени?» «Кто сказал, что скажет папа?» Они что, даже мультики не смотрели? Трудное детство, блин. 6:5. Так и уснуть можно с такой игрой.

Теперь идут юристы и академики. 6:0. Все-таки, на Ержана, капитана юристов, молиться должны. Из шести вопросов на пять ответил сам и первый. Еще на один академики ответить не смогли, а он дал правильный ответ. Молодец. Как, интересно, мы с ним играть будем. Следующая игра – наша с экономистами.

Перед предпоследней игрой делаем перерыв. Ухожу к стойке. Сижу, пью кофе. Подходят мои ребята. Им понравилось, ребята в восторге. Тут же подходит и ведущий, просит стакан фанты. Улыбается. Прочит нам в финале выступать с юристами. Похоже, для того, чтобы так решить, дара предвидения не надо. Перебрасываемся парой анекдотов. Обмениваемся телефонами.

Теперь наша игра с экономистами. Команда совсем вялая, похоже, их очко в первой игре с юристами – случайность или выплеск последней энергии. Опять попадается вопрос про буквы. Они так и не догадываются, хотя на кнопку нажимают первыми. Интересно, какое месторождение железа они нашли в Белоруссии? Отвечаю, зал задумывается. Неужели из нынешних никто карту СССР не видел. Следующий вопрос опять из советских времен. «Сначала дают жестяной значок, потом его меняют и добавляют матерчатый галстук, а потом забирают галстук, меняют значок, дают книжку и каждый месяц берут деньги. И только после этого человек готов к чему?» Экономисты опять нажимают кнопку первыми. Я сижу к ним боком и откровенно смеюсь на их ответ. Смеется и зал. Конечно, бывший октябренок, пионер и комсомолец готов вступить в партию, причем тут поступление в институт? Опять 6:0. Интересно, экономику они знают так же, как и все остальное? Тогда чему удивляться? Кризис неизбежен.

Зал, кстати, уже порядком устал, поэтому, когда ведущий предлагает небольшой тайм-аут, то полностью его поддерживаю. Он устраивает небольшой тур загадок для зала.

Самый популярный напиток у студентов. Мои мужики от задней стенки ревут хором – пиво. Я со сцены даю вариант: кровь преподавателей. Вовка добавляет, кофе и по пятьдесят коньячку. Зал уже почти целиком на нашей стороне – смеются, аплодируют. Единственная дружная команда болельщиков – у юристов. Но и они поддаются общему настроению. А настроения сегодня – наши. Это хорошо, поддержка зала – всегда хорошо, правда, когда ее нет, приходится вырывать с мясом.

Юристы тем временем что-то обсуждают. Им хорошо, они знают, как играть, тем более, что не новички. Мне с моей командой и обсудить нечего. У них опыта – немного, а у меня его нет совсем. Зато ребята неглупые, юмор понимают, реакция неплохая, выгребем. Нормальная команда. Другой вопрос, что мне через две недели уезжать, а финал у ребят будет еще через месяц. А вот без меня им придется трудновато. Ну, да ладно, это уже не мои проблемы.

Последняя игра – наш финал с юристами. Трудно, с натягом, но мы победили. Тут уже не на знание – на нервы. Я кнопку нажимал первый, даже не дослушав вопроса – он тоже. И Ержан, и я ошиблись по разу. Ошибок сопернику не простили. И все-таки, 3:2 в нашу пользу. Неужели выиграли? Даже не верится…

Правильно не верилось, еще блиц предстоит. Шесть вопросов – 1 минута. По очереди каждый капитан. На сладкое оставляют нас с Ержаном. Он отвечает на шесть вопросов. Я – на пять. Теперь ничья.

Теперь конкурс капитанов. Уже вся игра позади, а ребята еще нервничают. Неужели у них капитанов – назначали? Смешно, но на конкурсе капитанов на пять вопросов отвечает Ержан, на один – успеваю я. Остальные – статисты. Вот теперь перевес в их пользу есть. Что-то придумают еще? Нас вызывают на сцену. Предлагают обменяться вопросами. Зал ржет – я анекдотов знаю больше и вопросы только из них. Он серьезнее, явно готовился. Шесть вопросов ему, шесть – мне. Все отвечены. Ведущий в растерянности, я предлагаю решить вопрос силовым поединком. Зал смеется. Ержан улыбается, поводит плечами. По сбитым костяшкам видно, что боец, разве что в кости тоньше.

Ведущий объявляет, наконец, посовещавшись с жюри, первое место юристам. Второе – нам. Третье занимает академия. Но это уже не важно, в финал пройдут только две команды. Для наших, оказывается, дает справочку профкомовец, забирая бейджики, это первый выход в финал за пятнадцать лет. Ну, и прекрасно. Не все же учиться. Начинается дискотека, и мы – четверо тридцатилетних мужиков – прыгаем в толпе молодежи, вспоминая свои дискотеки конца восьмидесятых. Девчата осмелели, вьются вокруг нас, вокруг Ержана. Побольше бы таких Ержанов, и за наше казахстанское право можно быть спокойными.
* * *

- Девушка… - я даже не успеваю позвать примеченную в начале вечера красавицу.

- Миша, а вы откуда приехали? – она кладет руки мне на плечи и доверчиво смотрит в глаза. Ну, хоть пугаться перестала. Говорят же, первое впечатление обманчиво. Об этом она еще узнает – я помогу… И весь мир еще будет наш…