Где от весны не ждут чудес... Глава 12. Крещение

Странник 75
       Первый отряд находился на первом этаже трёхэтажного корпуса.  Начальником отряда, а проще "отрядником", был лейтенант Боря Каиржанов.   Выстроив нас вновьприбывших,  он познакомился с каждым в отдельности.  Ф.И.О., статья,  срок.   Проникновенным голосом поведал всем,   что можно делать,  а чего нельзя.  Основное требование – безоговорочное подчинение администрации.  "И давайте обойдёмся без костоправства" – поморщившись подытожил Боря.
   
Бывшая солдатская казарма была разделена на две части:  спальную и всю остальную. Вся остальная – это "ленинская комната",  каптёрка,  чайхана,  гардероб, туалет.  С семи утра до десяти вечера надлежало находиться в пределах этой части.   В ленинской комнате можно было смотреть телевизор,  общаться,  играть в настольные игры,  читать.   В определённые часы открывалась "чайхана",  и там можно было приготовить себе чай,  или что-то из еды,  если было из чего готовить.  Спальная часть – два ряда двухъярусных коек с одной стороны,   и два ряда с другой.  Посередине помещения  широкий продол для построений.  Ряды,  что у стен  интереснее.   Там между кроватями стоят тумбочки.  Правый угол ближайший ко входу занимают "опущенные".   Нахождение в спальной части в указанное время запрещено.  Можно пройти к прикроватной тумбочке,  и взять понадобившуюся вещь.  Но сидение,  а тем более лежание на кроватях запрещено:  нарушение режима.  Наказание – штрафной изолятор.
 
Мне достался второй ярус.   В ряду,   что ближе к продолу.   Без тумбочки.   Каптёрщик соорудил мне на кровать бирку с моим именем и статьёй.   Остаток моего первого дня пребывания в зоне я провёл в ленинской комнате.  Воткнувшись в телевизор,   пытался привыкнуть к мысли,   что здесь мне придётся прожить несколько лет.   Ни с кем особо не общался.   Вечером нас строем повели  в столовую.   Ужин оказался даже очень ничего;  перловка с мясом,   полбулки чёрного хлеба и подслащенный чай.   Перед отбоем вечерняя поверка на плацу.   Все три отряда.   Увидел Амбала и Раджу.

После отбоя долго не мог уснуть.   За окном выла метель,  а в помещении было жарко.   Огромные батареи вдоль стен топили исправно.   Я лежал на чистом казённом белье,   а на мне были чистые казённые же солдатские кальсоны и рубашка.   Нас всех так одели;  в солдатское,   со штампиками.  Вспоминал события прошедшего дня.   Засыпая, с удивлением подумал,  что мне хорошо.   Тепло и уютно.

В шесть утра дневальный проорал:  "Подъём!!!".   Мы   оделись,  и вышли на улицу.   Темнота,  холодина,   буран.   Построение на плацу.   Утренняя   перекличка.  После завтрак,   заправка кроватей,   ленинская комната.   Да,   один момент:  ленинская комната – если ты не занят на общественных работах.   А работы хватает.   Зона занесена снегом,   и разгребать его нужно каждый день,   по несколько раз на день,  ибо снегопад не прекращается. 

Мне нравится  разгребать снег в нашей локальной зоне.   Это пространство перед входом в отряд,  огороженное решёткой и колючей проволокой.   В "локалке" можно гулять.  Но я нахожусь здесь уже третий день,  а гулять никто не ходит.  И мне нравится по утрам в тишине и одиночестве сгребать снег большой лопатой.  Я сам вызвался,   и очень надеялся сохранить за собою эту привилегию,   потому что каждое утро собирали бригады по расчистке запретной зоны.  Вообще-то  повсеместно на "запретке" работали "опущенные",   а здесь администрация гнала туда всех подряд.  Я не знал,  как мне быть,  если в один прекрасный день на запретку погонят и меня.   Я вообще до конца ещё не мог решить для себя,  жить ли здесь "по понятиям",  или просто жить.   "Жить по понятиям" – тема довольно скользкая, ибо так называемые "понятия" – они как кнут.  Их куда хотят,  туда и гнут.  Это я уяснил ещё в СИЗО.   А просто жить в здешних местах,  и сохранить при этом достоинство и самоуважение крайне сложно.  И я грёб лопатой,  наслаждаясь уединением,  и едва уловимым шорохом падающих снежных хлопьев,  и надеялся,  что момент с "запреткой" меня обойдёт стороной.  Наивный.

 Одним утром после завтрака Боря построил на продоле отряд,  и выбрал сегодняшнюю бригаду для расчистки запретной зоны.  Прозвучало и моё имя.   Но прежде,  чем я что-либо возразил,  Боря скомандовал,  что бригадиром компании назначаюсь я.  После протянул мне красную повязку,  и велел поместить её на рукав.   Вот и настал момент маленькой истины.  Если сомнения по-поводу идти-не идти на запретку были,  то по-поводу повязки их не было.   И дело было не в "понятиях",   а в моих личных пониманиях.  Нацепить "лохматину" – означало стать полицаем,  лупить себе подобных,  и отчитываться перед администрацией.   Означало стать стукачом.   А я мог быть кем угодно,  только не доносчиком.   И я отказался надеть повязку.   Сказал,  что не хочу быть бригадиром.  Боря пожал плечами,  и  отправил куда-то дневального.  Через десять минут в отряд явился старший лейтенант Сейтахметов.   Бригада отправилась на работу,  а я в сопровождении старлея в опер.часть.
 
   - "Ну,  Гизатуллин!  Да ты в отказ решил идти!" – не глядя на меня,  радостно воскликнул Сейтахметов,  когда мы зашли в его кабинет.   Скинув с себя шапку и бушлат,  энергично потёр замёрзшие на морозе руки,  и шмыгнул носом.  Прошёл к столу,  взял папку с личным делом.  Усевшись на край стола,  раскрыл её,  и с заинтересованным видом начал изучать.  При этом помахивал ногой,  и периодически хлюпал соплями.  Простудился,  видимо.  Я стоял у дверей.   - "Статья 63.  Ага.  Крутой значит,  типа" – заключил Сейтахметов.  Захлопнув папку,  и небрежно шлёпнув ею по столу,  встал.   - "Чё бандит, да?! Чё крутой?!" - С этими словами он пошёл на меня.  Сначала  бил кулаками.  Как-то нелепо это у него выходило.   Раскраснелся.  Кителёк скинул.  Схватился за дубинку.   Ею-то сподручней да основательнее работать.  Худощавый,  симпатичный такой паренёк.  Девочкам наверняка очень  нравился.  Какой-то наигранной и неестественной смотрелась маска свирепости на его миловидном с усиками лице.  Но он очень хотел по-настоящему рассвирепеть,  и напугать меня.   И ему это в принципе удалось.   В какой-то момент мне стало страшно.   Не от гримас,   что корчил этот клоун,   а от мысли,  что здесь я полностью во власти таких вот придурков.   Которые по ту сторону забора являются милыми скромными мальчиками.  Застенчивыми и стеснительными. А здесь превращаются в...   В СИЗО у меня была хотя бы призрачная надежда на освобождение.   Эта надежда питала иллюзию собственной значимости,  и придавала уверенности.   Ведь были   Марат,  Дикарь,  Соня.   Там я был кому-то нужен,  и за меня был бы спрос.   Здесь же я был одиноким и бесправным,   лишённым какой-либо надежды существом.   И захочет вот сейчас этот Сейтахметов забить меня до конца, что ему помешает?   Панические мысли метались в моей голове. 

 Вечером закрывая меня в камере ШИЗО (штрафной изолятор),  Сейтахметов поклялся,   что уже следующим утром я буду унитазы чистить.  - "Повязку тебе носить западло?!  Будешь говно носить!"
 В камере находились ещё трое.   Испуганные и забитые.   С нового этапа.  Да,  этапы сюда шли очень часто.   Ночью,  когда сокамерники уснули,   я встал.   Мысль об обещанном завтрашнем утре сводила меня с ума.   Я не видел выхода из создавшегося положения.  "Вскрыть себе вены?  Но где взять "мойку"(лезвие)?  Может разбудить сокамерников?"   Мысль лихорадочно работала.  "Если завтра меня «опустят»,   то жизнь закончится.   Не,  ну в принципе не закончится...   Ну поскребёшь ты лезвием унитаз,  ну и что?  Подумаешь...   Подумаешь?! Жить с опущенными? А Соне ты такой нужен будешь? Соня-Соня...  Где ж ты теперь?... "   За размышлениями не заметил,  как хожу из угла в угол.   Дубак,   глянув в глазок,  велел прекратить хождение,  но я не отреагировал,   а шагу прибавил. 
 – "Эй!" – крикнул дубак,  и открыл кормушку – "ты чё не понял?!"
 – "Да пошёл ты!" – я вдруг неожиданно для самого себя разбежался,  и вмазался лбом в кирпичный угол,   что над батареей.   Угол раскрошился,  но я почему-то не отключился.  Услышал лязг засова и крики.  Увидел,  как открывается дверь,  и вскакивают сокамерники.  Спешно отпрыгнул назад,  и разогнавшись посильнее,   ударился в тот же угол.  Теперь я достиг желаемого эффекта.  Мои ноги подкосились,  и я упал на пол.  На глаза потекло горячее и липкое.   Потрогать ещё успел.