Бывает ли польза от очевидного зла?

Дмитрий Новиков Винивартана
Электронные карты, микрочипы, номера ИНН, штрих-коды, биометрическая информация... То ли еще будет... И сколько сказано об этом, сколько написано... Даже рука не поднимается в очередной раз заводить разговор на эту тему - оскомина, до боли в скулах. Кажется, все уже ясно: хотим мы или не хотим, но электронный концлагерь нам обеспечен. Тем более, что "никто не тщись остановить приход антихриста".

Но вот подумалось: а ведь есть и иной взгляд на проблему. Взгляд, при котором сама проблема предстает уже не проблемой даже, а ответом на самые коренные, сущностные вопросы нашего с вами христианского бытия.

Вдумаемся: что такое все наши страхи и ужасы по поводу того, что нас, образно говоря, "пересчитают"? Боязнь контроля над нашими поступками, а в перспективе и над мыслями? Что ж, не будем пока что забегать далеко вперед и писать сценарий для фильма ужасов о поголовном зомбировании рода человеческого - об этом чуть позже. Взглянем для начала на более реальную перспективу тотального контроля за действиями граждан в современном мире.

Такой контроль на протяжении всей истории человечества становился все более и более изощренным и эффективным, причем степень его, как и всякое иное технологическое или информационное "развитие", происходит в геометрической прогрессии, ускоряясь немыслимыми темпами. Это гарантирует нам полную несвободу уже в недалеком будущем. А теперь зададимся парадоксальным на первый взгляд вопросом: хорошо это или плохо? "Ужасно" - такой ответ не вызывает, кажется, никаких сомнений почти ни у кого. Не станем, однако, торопиться с выводами - вспомним сперва, кто мы такие, откуда и куда идем... И где и в чем полагаем цель нашу - здесь, на земле, "где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут", или же на небе? ... Говоря более мiрским языком - заняты ли мы обеспечением своего благополучия и безопасности в быту, или же для нас важнее блага духовные? И уж совсем конкретно: готовы ли мы страдать за свою веру или предпочитаем строить свою жизнь так, чтобы мiр сей нас не ненавидел?

И тогда, возможно, мы увидим, что все страхи и связанные с ними пересуды о всяческих средствах контроля за членами общества происходят от нашего нежелания признаваться самим себе в том, что мы не готовы отказаться от "благ", предоставляемых этим мiром и предпочитаем всеми силами препятствовать тому, что может нас вынудить это решение принять.

Невозможно, однако, служить двум господам - эта истина справедлива не только для первых христиан, живших и страдавших за Имя Христово в апостольские времена, но и для христиан времен последних, к которым, возможно, окажемся принадлежащими и мы. И если поймем мы это не просто умом, но воспримем и почувствуем сердцем своим, то вслед за этим станет очевидно, что все эти мнимые "печати антихриста" суть не что иное, как лакмусовая бумажка, призванная выявить нашу суть как христиан, поставив нас перед конкретным выбором всей жизни - с кем мы. Хотим ли мы продолжать верить в душе и ставить свечки в дозволенных властями мiра сего храмах, или же - действовать согласно Духу Христову - пусть и вопреки установлениям власть предержащих.

И в таком самоопределении нам неоценимую услугу окажут именно средства контроля за нами - те, что не позволят уже думать одно, а делать другое. И тогда нам придется дать ответ и себе самим, и братьям и сестрам нашим - чего мы боимся? Быть наказанными за свои поступки? Но если эти поступки благие - чего нам бояться? Пусть видят их те, для кого мiром этим исчерпывается все сущее, для кого нет мiра горнего, нет духовного. И лишь тогда с полным правом скажем вслед за Апостолом: "Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?"

И, в заключение, - об анонсированной ранее теме зомбирования. Казалось бы, это самое страшное - потеря человеком собственной идентичности. Никому не пожелаешь стать безвольной марионеткой в руках темных сил... Вдумаемся, однако - разве что-либо, совершенное с нами против воли нашей, может принести вред душе человеческой? Страшно, когда калечат тело, когда поражают ум человека. Но не сказано ли: "...не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геенне" (Мф.10,28). На таковых падет грех за приуготовление пути антихристу. Верным же Христовым - слова ободрения и обетования: "Претерпевший же до конца спасется" (Мф.10,22).

Здесь требуется ясное понимание и видение той грани, которая отделяет добровольное волеизъявление человека от события, произошедшего с ним благодаря совершенному над ним насилию. Интересно, что многие формы психологического воздействия на человека со стороны общества - своего рода "мягкое" зомбирование - нами не замечаются из-за их привычности и повсеместного распространения. К таковым можно отнести очень многое - начиная с проникающей во все щели и по всем возможным каналам связи рекламы, и кончая социо-культурными стереотипами поведения и мышления, навязываемыми человеку исподволь на протяжении всей его жизни.

Никоим образом не хотел бы быть понятым в том смысле, что нам следует стремиться ко всем этим искушениям и мучениям. Весь пафос сказанного только в том, что если мы с Богом и с нами Бог - то никакие козни предтеч антихристовых не смогут нас подчинить им, но напротив - лишь отделят праведное от грешного, зерно от плевел - и в первую очередь в самих душах наших.