По морям, по волнам

Владимир Кожин 3
         Люблю море! Люблю, когда оно бушует и с грохотом катятся пенистые валы, когда страшно подойти к берегу даже в городе или на пляже, и когда оно лишь слегка волнуется. Люблю морской ветер, крики чаек, люблю шум волн, люблю всматриваться в его бескрайние просторы. Люблю подолгу бродить по пляжу по кромке воды, слегка заходя в воду, даже когда вода прохладная. Люблю наблюдать за морскими птицами в полете и на берегу. Люблю слушать шум моря, когда волны ревут и заглушают голос и когда они с тихим шелестом накатываются на берег. А купаться не люблю, то ли потому, что за свою жизнь так и не научился хорошо плавать,  то ли сидит во мне какой-то страх перед стихией, ощущаю опасность на глубине. Вот находиться возле воды, для меня самое большое удовольствие. Не случайно люблю рыбалку,  нравится мне подолгу сидеть на берегу или в лодке, даже если плохо клюет. Притягивает меня вода, будь то море, речка или озеро, главное - природа, простор, свобода, покой, уединение…
         В детстве, в отличие от многих сверстников, я не мечтал стать моряком, вот пожарником или летчиком, это другое дело. И это несмотря на то, что родился «на брегах Невы», тогда город назывался Ленинградом, где  мальчишки, глядя на гуляющих по городу курсантов и моряков, тоже мечтали надеть такую форму. И мы с отцом любили гулять по набережной, ведь наш дом стоял близко от Невы, часто ходили смотреть на лодку, построенную Петром, или, перейдя Кировский (ныне Троицкий) мост, шли в Летний сад.  Позже в школьные годы увлекался Жюль Верном, его морскими приключенческими романами о капитане Немо, про таинственный остров… Не раз перечитывал роман «Дети капитана Гранта».  Читал увлеченно, но в море не тянуло может потому, что тогда настоящего моря я еще не видел.
         Впервые море увидел уже школьником после 10-го класса, когда мы с родителями поехали отдохнуть в Адлер. Масштабы и ярко-синий цвет Черного моря меня поразили, хоть загорать и купаться меня не сильно влекло. Поселились мы в частном секторе. В доме проживали несколько семей одновременно, а сам хозяин жил во времянке с летней кухней. Море было рядом, идти 5 минут. Как-то я услышал, что хозяин целый год ни разу не был на пляже и даже к морю близко не подходил. Странно, подумал я, ведь это такое наслаждение видеть море, пусть не купаться каждый день, но хотя бы пройтись, коснуться воды, сделать зарядку, подышать… Не понимал я таких людей!

         Прекрасный пляж в городе Балтийске Калининградской области, куда меня направили в командировку. Повезло с погодой, было теплое лето, и Балтийское море не было таким холодным, каким часто бывает. Пляж пустынный, Балтийск закрытый город, случайных отдыхающих там не было, сюда приезжали только для работы. Чистый песчаный пляж, дюны… В свободное время я любил ходить вдоль моря, дышать морским бризом, собирать янтарь, выброшенный волнами. Правда в основном попадались мелкие кусочки, но их было много. Однажды я нашел кусочек прозрачного янтаря с небольшим паучком внутри него. Он был похож (внешне и по размерам) на паука-косеножку. Очень хорошо сохранился, были видны длинные ножки, брюшко. Я делился своей радостью, всем показывал этого паучка, ведь ему более 40 миллионов лет.  Не надо было хвастаться, потом этот кусочек таинственно исчез из моей тумбочки в гостинице.
         Сюда для работы на корабле приехали такие же как я командировочные - специалисты различных областей науки и техники с разных организаций, работающих с Морфлотом. Мы быстро познакомились друг с другом, вместе обедали, иногда выпивали, много беседовали. Темы были самые разные, единственно о чем не говорили, это о работе. Я даже не знал, кто какую работу выполнял на корабле. Такие были правила. После работы, мы много времени проводили на пляже, с погодой нам везло. Пляж был не далеко, но и не близко: полчаса хорошей ходьбы от причала, где стоял наш корабль. Там же был пришвартован старый тральщик, переоборудованный в гостиницу для командировочных, где мы жили.
         Каждое утро я шел на свое рабочее место на корабль, готовился к измерениям, а все мы ждали выхода в море. Приборы и оборудование временно находились в небольшом помещении, на двери которого была надпись «Сатураторная». Вероятно, там делают газировку для команды, когда плавают в жарких странах. Корабль военный, поэтому все приборы и инструменты, которыми мы пользовались, должны быть надежно закреплены, ведь в любой момент при любой погоде может поступить приказ, и корабль сразу уйдет в море.
         Однажды после работы мы, как обычно, пошли на пляж. Руководитель нашей команды выяснил в штабе, что в ближайшее время выход  корабля не планируется.  Гуляем мы по пляжу и вдруг слышим характерный свистящий звук газотурбинного двигателя.  Видим вдали идет большой военный корабль. Подумали, не наш ли это? Когда вернулись, выяснилось, что наш. Оказалось, в гостиницу прибегал матрос, нас не нашел, но предупредил, что корабль через 15 минут уходит. Так и ушел корабль без командированных, у военных свои порядки. Несколько дней мы бездельничали в ожидании его возвращения. После прибытия корабля мы уже никуда не отлучались, и вскоре вечером после работы в гостиницу опять прибежал матрос, мы быстро собрались и через 10 минут были на корабле, где уже выполнялась команда «Отдать швартовы!». Стемнело, нас приняли на довольствие, разместили по каютам. Обедали и ужинали мы в кают-компании для мичманов. По флотской традиции офицеры, мичманы и матросы питаются раздельно. Разместили меня также в одной каюте с мичманом.
         Было еще темно, когда корабль добрался до места и остановился. Мы должны были участвовать в военно-морских учениях  в нейтральных водах. Удивило, что здесь уже стояло иностранное судно белого цвета без вооружения, но вся палуба напичкана антеннами различной конфигурации.   Видно по форме корпуса, что судно тихоходное, почему же судно-разведчик оказалось здесь раньше нас?  Ведь  в Балтийске не знали о предстоящем учении? В тот день корабль занимался охранением. Много времени он потратил на переговоры, чтобы иностранный корабль отошел на несколько миль за границу акватории, которая по международному соглашению была отведена для учений. Затем наш корабль включил все свои радио-излучатели, вероятно, для создания помех, чтобы иностранцу было сложнее разобраться в том, что происходило на учениях. Мне запомнилось, как самолеты с крестами на крыльях делали облеты корабля, ведь это был большой противолодочный корабль (БПК) новой серии, в данном районе он был впервые, и, несомненно, вызывал интерес у потенциального противника.  Самолет пролетал так низко, что я мог рассмотреть пилота, я думаю и у него возник вопрос, что делают люди в гражданской одежде на палубе военного корабля во время боевых учений. Хотя бОльшую часть времени я все же занимался своей работой и находился в той маленькой комнатке с названием «Сатураторная», заставленной измерительными приборами. Аппаратура работала в автоматическом режиме, надо было только контролировать все ли идет по программе.
         Вокруг, куда ни глянь,  простиралась серая бесконечность Балтийского моря. Над ним такое же серое в тучах небо. Море было неспокойным. Эта суровая красота, шум моря, звуки работающих двигателей и механизмов корабля,  а также работа, отвлекали меня от мыслей о доме, где в то время оставалось множество нерешенных проблем, в частности проблема, где жить моей молодой семье. Дочке тогда было лишь несколько месяцев, а из комнаты нас выселяли. И только благодаря таким длительным командировкам мне удавалось скрываться от районного суда*.
         На следующий день нам на смену для прикрытия прибыл эсминец, а мы начали активно участвовать в учениях. Корабль часто менял курс, пускал противолодочные ракеты, мы сражались с подводными лодками.  Позже начались артиллерийские стрельбы.  Одно из орудий находилось в нескольких метрах от моей сатураторной, и даже за закрытыми дверями грохот стоял ужасный. Я вспомнил советы моего отца-артиллериста и, чтоб не оглохнуть, держал свой рот широко раскрытым. Потом прибежал матрос и пригласил на капитанский мостик. Вероятно, командир корабля пожалел меня, ведь он понимал, в каких условиях я находился. Он спросил: «Ну, наука, хочешь посмотреть, куда мы стреляем!» Я, конечно, хотел. Он подвел меня к установленному на мостике визиру, и я четко увидел как буксир тянет на длинном тросе две баржи с большими щитами. Невооруженным глазом я их не мог разглядеть, так они были далеко. Вот по ним,  оказывается, мы и палили из всех орудий. У меня еще долго звенело в ушах после этих стрельб.
         Когда мы вернулись назад, стояла звездная ночь. Сразу после швартовки матросы начали опутывать стволы орудий веревками, лазать по ним и что-то регулировать. Оказалось, стрельбы получили неудовлетворительную оценку, и надо было делать дополнительную юстировку пушек и систем наведения. Только теперь пушки наводили не на мишени, а на звезду.  Что ж, как я понял, «первый блин комом», это были первые учения, в которых участвовал новый корабль.

         Хоть я и был абсолютно гражданским и сухопутным человеком, так уж сложилось, что много лет работал с предприятиями морского профиля. Работал с ЦНИИ им А.Н. Крылова, который сегодня носит название Крыловский государственный научный центр (Санкт-Петербург). Любил ездить в Ленинград в командировки, т.к.  в то время там еще жили мои бабушка и тети, которые меня очень любили. Часто приходилось бывать на Черном море в Севастополе, город мне очень нравился. Бывал и рядом в Балаклаве, откуда я слышал была родом моя бабушка по материнской линии. Запомнился Севастопольский морской завод, тогда еще во времена СССР там строили и ремонтировали военные и гражданские корабли, особенно удивили строящиеся там уникальные по грузоподъемности морские плавающие краны.
         Может тогда, плавая на кораблях ВМФ, я и полюбил море, эти громадные необозримые пространства, по сравнению с которыми человек кажется песчинкой. Ощутил его энергетику и в прямом, и в переносном смысле. В прямом - это мощная энергия волн, приливов, отливов. Ведь это постоянное движение воды способно с избытком обеспечить энергией все человечество. Вот бы научиться его эффективно использовать! А в переносном смысле море дает человеку силы, заряжает энергией и повышает активность, поднимает настроение, побуждает к размышлениям, отодвигает многие проблемы на задний план…
         Но море несет в себе опасности, особенно когда человек не относится к нему уважительно, слишком уверен в своем превосходстве над стихией. Оно как живой организм часто и непредсказуемо меняет свое настроение.  Море может быть жестоким, сколько человеческих жизней оно поглотило, сколько судеб оно поломало! Всякое может случиться, бывает, что помощи не дождаться. Все же это опасная профессия - моряк. А еще опаснее быть военным моряком. Всегда уважал флотские традиции, ответственность командира, ведь командир на корабле царь и бог. Все подчинено командиру, но есть закон, когда командир в случае опасности должен покидать корабль последним. Главное для него - спасти команду-экипаж, даже ценой собственной жизни... Позор командирам, нарушившим этот закон. Многие помнят крушение круизного корабля «Коста Конкордия» в 2012 году. Мало того, что капитан нарушил множество правил навигации и поведения на борту, он после крушения раньше пассажиров и команды сбежал на берег. И это в хорошую погоду в небурном Тирренском море. Его судили, посадили на 16 лет, но кто вернет этих 32-х погибших? Люди поехали отдохнуть, копили деньги на поездку, наслаждались плаванием, комфортом, радовались красотам Средиземноморья… Никто не предполагал такого печального конца путешествия. И это из-за одного хвастливого идиота! Море шутить не любит, тот кто работает в море несет  ответственность за людей и корабль. 
         Незаживаемый шрам в душе оставила трагедия с атомной подводной лодкой «Курск» в Баренцевом море в августе 2000 года. Погиб весь экипаж – 130 человек. Сколько лет прошло, а кажется, что совсем недавно. Многие помнят, как мы все надеялись, что людей спасут собственными силами или с помощью иностранцев, ведь главное - жизни моряков, молодых, здоровых парней, им же жить и жить.  Они были близко на глубине 100 м, стучали, подавали сигналы SOS: «Спасите наши души». Не спасли…

         И все же тянет меня в море в этот непредсказуемый и непознанный мир. И раньше  увлекался туризмом, любил путешествовать на лодках, байдарках по рекам и озерам своей страны. Теперь рад, когда предоставляется возможность  плавания по морям и океанам теперь уже на комфортабельных лайнерах, посмотреть острова, города и страны, пожить возле моря. И каждый раз, находясь в плавании, пусть в качестве пассажира, вспоминаются былые морские походы и старая песня, которую знают и любят все моряки:
        По морям, по волнам,
        Нынче здесь, завтра там,
        По морям, морям, морям, морям, эх,
        Нынче здесь, а завтра там…

                На фото: На этом корабле мы работали. Большой противолодочный корабль «Удалой»(1983г.), фото из интернета

                * Про это есть в рассказе: http://www.proza.ru/2015/06/10/1336