Выйти замуж за афганца

Петр Панасейко
           На последнем курсе политехнического техникума среди девчонок пошла мода: искать себе женихов среди «афганцев». На дворе стоял 1990 год. Советские войска, выполнявшие с 1979 года интернациональный долг в Афганистане,  оттуда ушли годом раньше. На улицах наших городов и сёл всё больше стало появляться молодых людей с боевыми орденами и медалями на груди. Однако причина моды состояла не только в этом. После обучения предстояло ехать на работу по направлению: куда пошлют. Замужних не посылали. Кроме случаев, когда и муж получал направление туда же. Некоторые девчонки просто не успевали зарегистрировать брак. Жених-"афганец" – это стопроцентная гарантия, что ехать в «дальние края» не придётся. При условии, разумеется, что соответствующее заявление находилось уже  в ЗАГСе.

            Валя Астахова с подругой Анфисой вечером воскресного дня пошли отдохнуть в ресторан.  Столик  заказали на четверых заранее.

            Время шло, в ресторане гремела музыка, а подружки по-прежнему сидели вдвоём. Несколько раз подходил официант и задавал один и тот же вопрос: «Почему вас двое за столом на четверых?». Ответ следовал один и тот же: «Наши ребята опаздывают, скоро подойдут». Никто не подходил. В тот вечер в ресторане гуляли в основном люди постарше, а то и пенсионеры. Хотя присутствовали и  молодые ребята, но со своими подружками.

           За два часа до закрытия заведения в него зашли два парня, на вид -  22-23 года. Оба одеты в новенькие костюмы. На одном из них блестели три медали и два ордена, на другом – медаль. Разумеется, награды боевые.
         - Анфиса, вот они, наши женихи! - обрадовалась Валя, - «атакуем» сходу.
      
          «Атака» удалась, и больше официант им никаких лишних вопросов не задавал. Только на счёт меню.  Познакомились. Одного «афганца» звали Захаром, другого – Романом.

            Ещё полчаса назад они друг друга не знали. Захар шёл от своей подруги домой, Роман ждал недалеко от ресторана в парке на скамейке свою подругу, которая на свидание пришла с молодым человеком, чтобы сказать: в любви его  больше не нуждается. У последнего не выдержали нервы, завязалась драка. Сила оказалась на стороне нового жениха подруги. Мимо проходил Захар. Увидев на пиджаке одного из драчунов боевую медаль, догадался: он – «афганец». Решил  ему  помочь. Разошлись мирно.

          - Роман, - подавая руку незнакомцу, представился парень.- Спасибо за помощь. Тебе-то как звать?
          - Захар.
          
            Оба присели на скамейку. Роман рассказал о причине драки, поблагодарил  спасителя ещё раз. В качестве благодарности предложил сходить за его счёт в ресторан, находящийся в нескольких метрах от парка. Захар согласился. С тоски. В тот вечер, несостоявшаяся тёща категорически запретила своей дочери встречаться с ним, заявив, что у всех «афганцев» нервы не в порядке.
          - Зачем тебе муж- будущий садист? – сделала вывод она.

          Хорошо поужинав, четвёрка приступила к танцам. Танцевать после нескольких рюмок коньяку не составило  труда. Когда объявили о закрытии ресторана, все четверо, как и остальные посетители, вышли на  улицу. Уже, по сути, не вечер, а майская ночь оказалась весьма тёплой. Пошли пешком: Захар и Валя – в одну сторону, Роман и Анфиса- в другую.

         - Захар, ты в Афганистане воевал? – спросила наконец-то любопытная Валентина, которая интересоваться этим вопросом в ресторане не стала, ибо награды героя говорили сами за себя.
         - Да, Валюша,  врагу не пожелаю, оказаться там, где нахадился я.
         - Понимаю, понимаю.
         - А девушка твоя тебе часто писала?
         - Уже не пишет.
         - Понятно. Расскажи что-нибудь интересное о службе? Я – любопытная.
         
           За рассказом бывшего сержанта-интернационалиста не заметили, как впереди показался дом, в котором проживала любопытная.
         - Не поняла, Захарка, ты что, меня на прощание и не поцелуешь?
         - Прости, Валя, одна не совсем ещё старая женщина  отбила мне желание целоваться.
         - И кто это?
         - Не состоявшаяся моя тёща.
         - А я тут при чём? Или моя мама?
         - Ладно, пошли к тебе, представишь ей меня как жениха, воевавшего в Афганистане. Посмотрим.
         
            Поискав в кармане ключ, Валя его там не обнаружила и стала звонить в дверь, не посмотрев на время. А стрелки показывали  два часа ночи.
          - Кого так поздно черти носят? – послышалось за дверью.
          - Мама, открой, это я, Валя. Ключ в комнате оставила, наверное.
         
           Открыв дверь, мама долго рассматривала пришедших.
          - И что это значит, дочка? Кто это с тобой?
          - Мой жених Захар. Герой, в Афганистане  служил.
          - Ты, что, дочка, с ума сошла, они все не совсем нормальные.
           Дочка вступила в спор с мамой. Закончив его не в свою пользу, она оглянулась: Захара за спиной не оказалось.
       
            А в это время подруга Анфиса лежала в своей тёплой постельке … с Романом.  Только-только они вместе вышли с душа, лежали и отдыхали. Родители её находились в отъезде.
         
            -Роман, а почему у тебя одна медаль, а у Захара – больше?- прижавшись к нему, спрашивала девушка.
          - Так получилось. Не всем давали награды. Главная для меня награда, что остался жив в том аду. Мне до сих пор снятся боевые однополчане, чьё сердце навеки осталось в горах Афгана. Не буду тебя, Анфиса, обманывать, я в боевых действиях не участвовал, служил при штабе батальона. Медаль получил за спасение документов штаба. Что касается Захара, с которым меня судьба свела несколько часов назад в мирное время, то, если учесть его два боевых ордена и медали, ему досталось сполна. Наград просто так не давали.
           - Ладно, Рома, давай спать, а то мне завтра на занятия в техникум надо, боюсь усну в аудитории. Женишься на мне, будем в этой постели «спать» хоть каждый день.
            - А родители не против будут?
            - Договоримся.
          
             Анфиса говорила правду. Родителей жених устроил: главное, что он нравился дочери, а где  служил - не очень важно. Тем более, теперь она выйдет за него замуж и останется в родном  городе. Пожалуй, это обстоятельство и сыграло свою роль: в назначенное время свадьба состоялась. Жених, теперь законный муж, переехал к Анфисе. Последняя по окончании техникума осталась работать по месту жительства. Чего не скажешь о её однокурснице Валентине. Той пришлось уезжать на отработку в другой город.

             Трудоустроилась Астахова на местный завод техником. 23 февраля женщины поздравляли мужчин с праздником. Вручать цветы и целовать Валентине досталось молодого мастера Милёхина. Понятно, что за праздничным столом они сидели рядом. Разговорились.
         
           - Я сейчас, Валя, сижу здесь только потому, что в Афганистане из огня меня вытащил один сержант. Скорей всего из не нашего батальона. Я оказался в госпитале и не знаю, жив ли тот отчаянный парень? Как бы мне хотелось его обнять и поблагодарить!
          - А фамилию-то ты знаешь его?
          - Увы! Только имя. Его звали Захар.
         
              - А я тоже знала одного «афганца» по имени Захар. Замуж за него собиралась. Но мои родители не разрешили. Поэтому и  я с тобой, Костя, сижу сейчас здесь, на заводе чужого мне города. Ты тоже «афганец», может ты возьмёшь меня замуж вместо Захара?
           - Хорошо, что этого не слышит моя жена. Ох, и ревнивая она у меня. Медсестрой работает в заводской поликлинике. Смотри, обо мне ей ни слова, иначе она тебе может «глаза выцарапать». Давай шутки оставим в сторону. Ты, Валя, можешь мне обрисовать его внешность.
          
             - А почему обрисовать? Я тебе могу и нарисовать, в школе по рисованию мне ставили пятёрки с плюсом. Но однажды я получила и двойку. Нарисовала прямо на уроке портрет учительницы математики.
            - Портрет не понравился?
            - Нет, не понравилось то, что я не сделала контрольную работу из-за портрета.
            
                После торжественного мероприятия мастер повёл техника к себе в бригаду. Дал чистый лист бумаги, карандаш. Взглянув на нарисованный потрет некоего Захара, Милёхин взял в руки трубку телефона и позвонил в отдел договоров:
            - Николай Степаныч, я согласен съездить в командировку на завод-смежник. … Хорошо, еду послезавтра, заказывайте мне два билета на  самолёт.
             - Почему два-то? - переспросили в трубке.
             - Со мной поедет техник планового отдела Астахова. … Всё понял, начинаем готовиться.
            
              - Что-то я не поняла, куда едем послезавтра? И зачем?- поинтересовалась Валентина.
             - В твой город, на наш завод-смежник для заключения договора. Посчитаешь  стоимость договора там мне на месте.
             Больше вопросов не последовало. Техник поняла, почему он берёт именно её. Только она на здешнем заводе знала тот город, завод и … Захара.
            
             Через день дежурная заводская автомашина отвезла их в аэропорт. Откуда они без задержки в тот же день улетели по месту назначения. Жена мастера так и не узнала того, с кем муж полетел в командировку. На счёт ревности он не шутил.
            
              Поужинав, Захар  Лаптев включил телевизор. Посмотрев новости, хотел его выключить и взять в руки  книгу. В это время раздался звонок в дверь. Её открыла мама:
             - Сынок, иди сюда, к тебе пришли.
            
            Не узнать Валентину, он не мог, но стал смотреть внимательно в глаза её товарищу. Тот не выдержал:
              - Товарищ сержант, это я, рядовой Константин Мелёхин, которого ты вытащил из боя раненого. Приехал поблагодарить тебя за своё спасение. А в награду привёз тебе вот эту девушку.
              - Благодарность принимаю, награду – нет. Её мама против. Она считает всех  «афганцев» ненормальными.
              - Да, есть среди нас и такие. Но мы с тобой, как вижу, нормальными оттуда вышли. Понимаешь, Захар, ты это?
              - Я понимаю, но пойди её матери объясни это.
              - Пойду и объясню.
             
              Переговоры Мелёхина с родителями Валентины увенчались успехом. Те согласились на брак дочери с «афганцем», но с одним условием: жить у них они не будут.

              На помощь пришла мама жениха:
              - Будете жить у нас.
               
             На следующий день Захар и Валентина посетили ЗАГС, где подали соответствующее заявление. А ещё через три дня она и мастер вернулись на завод. Астахова стала готовиться к свадьбе. После неё  уволилась по собственному желанию. В связи с уважительной причиной администрация завода не стала настаивать на продолжении отработки после техникума.

17.08.2016 г.

Фото из Интернета