Пустой паспорт

Аталия Беленькая
Стою в очереди за мясом. Казалось бы, в наше время давно исчезли все очереди вообще. Но нет, иногда бывают, в мясной отдел – прежде всего.
Уже почти подхожу, впереди только два покупателя. За мной – хвост человек в десять. Прикидываю, что взять. И невольно прислушиваюсь к разговору за спиной:
- Смотри, она! Которая у меня деньги стащила! Может, выйдем из магазина и встретим ее?
Интересно... Люди увидели в магазине вора, который их ограбил! Позвали бы милицию... Впрочем, наверное, это не сейчас было, иначе сами бы сообразили так поступить.
- Смотри! Стоит, и ничего! Хоть бы хны! Пройтись, что ль, перед ней? Может, узнает? Испугается?
На секунду отрываю глаза от прилавка, смотрю в сторону. Какая-то женщина неторопливо прошлась мимо очереди – видимо, хочет разглядеть что-то на другом конце прилавка. Но почему она вдруг резко повернулась ко мне?
И только я собираюсь задать ей этот вопрос, как она почти отскакивает в хвост очереди, к кому-то своему, с кем стоит там. И почти шипит мне в спину:
- Она! Точно! Ну чего ты молчишь? Пошли выйдем на улицу, встретим ее...
Так это они обо мне «беседуют»? Это я украла у них деньги? Замечательно... Может, подойти и сказать, что они меня с кем-то перепутали? Пожалуй, нет, надо сначала всё купить, потому что иначе моя очередь пройдёт, а потом меня не пустят. Да, да, так и сделать. Но...  неужели они действительно считают меня воровкой?
И вдруг вспоминаю. Сейчас уже лето, а тогда стоял сырой апрельский день. Одевшись потеплее, взяв сумку, я поехала по своим делам. С трудом села в троллейбус.  Молния у моей сумки сломалась, так что, набитая газетами и книгами, она была  открыта. А у нас в троллейбусах нередко бывают кражи, об этом все знают... Надо быть осторожнее!
И вот уже я сижу в метро. Сумка на коленях. Сейчас достану что-нибудь почитать.
И тут вижу – паспорт. Вот дура, ругаю я себя, зачем паспорт сверху положила? Уж его-то, точно, надо убрать как можно глубже. И немедленно!
Невольно открываю паспорт и вижу: не мой! Какой-то чужой женщины! Это что еще за фокус? Как он попал ко мне в сумку?
Быстро нахожу страничку с пропиской. Какая-то соседка по нашему пятачку, живет через дом от меня. Но я тут при чем?
Добравшись до своих родственников, к которым ехала, я долго названивала в платную справочную, пытаясь узнать телефон по адресу. Дали номер. Но по нему никто не ответил. Что же делать? Родственники успокоили меня: человек не вернулся еще домой, вечер не очень поздний. Ладно, позвоню из дома, когда вернусь, решила я.
Позвонила снова. Повезло, ответили. Слово за слово, я рассказала, что нашла у себя в сумке чужой паспорт и хотела бы отдать его хозяйке. Завтра, сегодня уже поздно.
- Деньги на месте? – спросила женщина.
- Деньги? Да нет, паспорт пустой.
- Что? – почти вскрикнула она. – Там должно быть восемнадцать тысяч!
- Нет, ни одного рубля, - уточнила я.
Женщина была очень расстроена, потрясена. Но я, к сожалению, ничего тут объяснить не могла. Видимо, те, кто вытащили у нее из сумки паспорт с вложенными туда купюрами, потом эти деньги взяли себе, а паспорт сунули в мою незастегивавшуюся сумку, из которой торчали газеты и пара книг.
Я решила тогда передать женщине паспорт не с глазу на глаз, а пройти с ней в отделение милиции, благо она неподалёку, и там, всё объяснив, при свидетелях вернуть ей паспорт. Встретились на остановке. Я узнала её сразу – видела же фотографию в паспорте, да и вообще обычно знаешь лица многих людей, живущих с тобой по соседству, вечно встречаешь их в магазинах, аптеках, в сбербанке, на почте. В разговоре даже выяснилось, что на её же этаже, напротив, живет один очень солидный человек с семьей, который хорошо знает и меня. Женщина всё пыталась доказать, что верит каждому моему слову, ну что мне беспокоиться? Ничего не поделаешь, бывают и такие вот неприятные истории...
В милиции с нами разговаривать не стали. Выслушав, дежурный только сказал: «Отдавайте ей паспорт, и всё!» Я спросила, нельзя ли это как-то заактировать, но он наорал на меня: есть дела куда важнее; пусть спасибо скажет, что паспорт цел. Нам ничего не оставалось, как выйти на улицу. Женщина взяла свой паспорт, я протянула ей визитную карточку, показала дом, в котором живу, он от милиции виден. Женщина была очень счастлива и говорила, говорила без конца:
- Как же я вам благодарна! Паспорт... Потом избегалась бы, делая новый. Обязательно отблагодарю вас. Вот только подкоплю деньжат, и всё. Сейчас, сами понимаете, после такой потери у меня ничего нет.
Я всячески отнекивалась: зачем мне её подарок? Но она ни за что не хотела согласиться со мной: отблагодарит. На этой ноте мы тогда и попрощались.
Вскоре я почти забыла эту историю. Женщина мне не позвонила. Если я вдруг оказывалась недалеко от ее дома, сразу вспоминала про паспорт. И радовалась, что она не звонила мне и не приходила со своим подарком.
И вот... история сама о себе напомнила! Я стояла в очереди и с ужасом думала о том, как же так могло всё повернуться? У женщины есть все мои координаты, есть даже человек, ее сосед, который может поручиться перед ней за меня, как за самого себя, а она не стыдится возводить на меня напраслину... Хотелось подойти и спросить, не стыдно ли ей платить мне за добро такой неблагодарностью. Но что-то отталкивало меня: оправдываться было не в чем, каяться тем более. Противно было – не сказать как... С трудом достояв свою очередь до  конца, я купила мясо и вышла на улицу. Конечно, душу напрягала мысль: вот сейчас там меня действительно встретят, и разговорчик получится не из приятных...
На моё счастье, около магазина никого не было, и я направилась к дому. Только там, выложив продукты из сумки, я смогла сесть и немножко распрячь душу. Ну и история получилась! Вот уж точно говорят, что без добра врагов не наживёшь.
И много-много дней после этого на душе было очень противно. Наверное, подобные вещи надо просто выбрасывать из души, и как можно скорее. Но не очень-то выбросишь, они липучи и надолго остаются в памяти.
Мне, конечно, жалко эту женщину, ее потерю денег. Но, с другой стороны, сам собой напрашивался вывод о том, что о посторонних людях мы очень точно судим по самим себе. Уж не этим ли объяснялось ее странное поведение? Я не знаю ее, сказать точно не могу, но любое действие человека очень много говорит о нем самом.