Какие они были 1950-е?

Николай Евгеньевич Аблесимов
Теперь дописываем тысяча девятьсот, а в том веке это были просто пятидесятые годы. Заметы очень личные, но и пульс времени ощутим.

На что мы обращали внимание?
Начались они в нашей стране несколько запоздало… в марте 1953 года. «Атец народов» почил в бозе. Страна плакала, гудки гудели. Холодным летом потекли из лагерей первые реабилитированные и амнистированные. По указу от 27 марта было освобождено более миллиона человек. В нашем дворе появился некий Борзенко и мне четырехлетке ограничили гуляние.
В 1955 году у студента появилась планета Целина. И не только у него. Водители с предприятий и воинских частей направлялись в советский Казахстан на уборку невиданных хлебов. Позже появилась версия, что освоение целинных и залежных земель было предпринято для маскировки строительства космодрома Байконур. По времени совпадает. В 1954 году февральско-мартовский пленум ЦК КПСС принял открытое постановление по целине, а в феврале 1955 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР закрытым постановлением утвердили создание испытательного полигона № 5 для освоения ракетной техники.
В 1956 году на XX съезде партии прозвучал закрытый доклад Н.С. Хрущева о «О культе личности и его последствиях», давший начало «оттепели» 1960-ых.
В том же насыщенном году Советская Армия железной пятой придавила мятеж в Венгрии, открыв череду необъявленных вмешательств в дела других стран. Потом были Вьетнам, Египет, Чехословакия, Ангола и т.д.
Московский фестиваль молодежи и студентов 1957 года приоткрыл железный занавес и оставил в наследство сотни «детей фестиваля» разных цветовых оттенков, из которых, естественно, черненькие были заметнее всего. Скромные комсомолки реализовали призыв фильма «Цирк»: «Рожайте себе на здоровье, сколько хотите: черненьких, беленьких, красненьких, хоть голубых, хоть розовых в полосочку, хоть серых в яблочках, пожалуйста!». Герой фильма «Асса» так говорит о них: «Это Витя. Вас смущает, что он негр? Так это пустяки. Он наш негр, советский, социалистический. Можно сказать, вы видите перед собой негра новой формации».
И, конечно, октябрьский «Спутник» 1957 года, вошедший без перевода во все языки мира.
Появились кредиты на приобретение товаров длительного пользования под 5 – 6 % годовых, очень развившиеся в последующие годы. Так большинством населения приобретались холодильники, телевизоры, платяные и книжные шкафы, а позже и автомобили «Москвич» и «Запорожец».

Как мы развлекались?
Летом танцплощадки и дворы «где каждый вечер все играла радиола». Зимой катки в городских парках под громкоговорительную музыку. Родители в воскресенье на берегах местных речек устраивали пикники, пока без шашлыков под картошечку и свежий огурчик – с мясом и деньгами была напряженка. Первомайские и ноябрьские демонстрации были знаковыми событиями. Народ гулял от души, «от рубля и выше».

Как мы одевались?
В основном, скромно. Мамы много шили – сатиновые трусы нам пацанам, во всяком случае. Курсы кройки и шитья были очень популярны.
Из тканей на слуху были крепдешин (фр. Cr;pe de Chine – китайский креп) и драп (фр. drap – сукно). «Была бы шляпа, пальто из драпа…».
Продвинутые стиляги – враги дружинников и хлеб карикатуристов – одевались во что-то добытой у фарцовщиков и кое-что шили сами, например, обужали брюки. Само понятие «стиль» стал формироваться с их времен. Это движение родилась из протеста – против послевоенной нищеты и разрухи, против навязываемых стереотипов поведения. Фильм 2008 года «Стиляги», дает представление об этой молодежной субкультуре. Из них вышли, например, актер Олег Янковский и джазмен Алексей Козлов. «Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст». Не продал!
На фото автор в пионерском галстуке, но с зачином "кока".

Что мы слушали и пели?
«Ридна маты моя» с «ласкавой усмишкой» смотрела на передачу Н.С. Хрущевым Крыма Украине и на его кукурузные затеи.
Э. Пресли и прочая «музыка на ребрах (рентгеновских снимках)» постепенно проникала в страну. «Раньше пели фуги Баха – Африка! А теперь лабаем буги – Африка! Нет на свете лучше джаза – Африка! Прочь классическую музу – Африка!»
Ненавязчиво на кухнях зазвучал Б. Окуджава и мы пошли «по деревянным городам, где мостовые скрипели, как Городницкий».
«Маленький тюлень» маленького Дэви из фильма «Последний дюйм» призывал надеяться на друзей. И мы надеялись – до сих пор помогают выживать на российскую пенсию.
О наш Воронеж, как Сан-Луи –
Куда ни глянешь – везде огни.
Уже в квартиры проводят газ,
Уже рубает стиляжий джаз.
И газ действительно вошел в наши квартиры, заменив керогазы, примусы и печки.

Что мы читали?
Вышли новые детские журналы «Мурзилка» и «Веселые картинки». Г. Адамов написал «Изгнание владыки» о капитальном преобразовании Севера с помощью продления течения Гольфстрим. Мы пошли несколько другим путем и перегреваем ВСЮ атмосферу Земли.
И. Ефремов в романе «Туманность Андромеды» описал победу коммунизма во всем мире. А мы опять топаем другим путем. СДАЛИСЬ на милость капиталистического потребителя. И то и другое катастрофические тупики.

Что мы смотрели?
Трофейные фильмы, ставшие культовыми: «Серенада Солнечной долины», «Тарзан», «Девушка моей мечты», «Судьба солдата в Америке», киноленты с участием Дины Дурбин и Марики Рокк. Это был период бесфильмия на советских киностудиях.
Позже, правда, появились советские блокбастеры «Сестры», «Хмурое утро», «Восемнадцатый год», «Тихий Дон», «Тайна двух океанов», на которые очереди вытягивались на кварталы. В фильме «Убийство на улице Данте» появился утонченный негодяй М. Козакова.

К чему пришли?
К безудержному оптимизму и романтике 1960-х, с одной стороны, и к началу движения диссидентов, с другой.