О понятии Деревенская проза

Любовь-Коён Лада
 : –«Утрата связей человека с животными, с землёй, с природой может обернуться очень серьёзными последствиями…  . Не отразится ли это вообще на самой природе человеческой и не поведёт ли к каким-то очень серьёзным и непредвиденным изменениям национального характера?» Ф. Абрамов.


    Слушала лекцию о «деревенской прозе» первую часть. Лектор всё разложила по этапам, по годам, имена назвала писателей деревенщиков. Меня особо интересовал вопрос  - что такое «Деревенская проза».  Кого можно считать певцом русской деревни. Лектор вещает, что тематика не имеет большой роли. Главное  именно  «деревенское восприятие мира» и изложение материала через такое восприятие.  Проще говоря, например, рассказ о войне, а солдат из глухой деревушки. Этот солдат-деревня-и война.

Но что значит деревенское восприятие мира, а отсюда вытекает – и изложение материала?
Перечень имён начинается с С. Есенина, а потом в том списке Залыгин, Абрамов, Астафьев, Шолохов, Шукшин, ещё с десяток фамилий, А Арцыбашев.
А как они воспринимали этот мир, насколько их восприятие было «деревенским»?
Достаточно ли писателю  родиться в деревне, чтобы быть причисленным к когорте «деревенщиков». Деревенские ли они в чистом виде или жизнь поработала над ними усердно, отшлифовала это их восприятие мира, стёрла следы родной деревни в них, сделала  городской налёт.

Во-первых, все пишущие – это образованные люди. Многие учились в городе, впитывали в себя знания мировой литературы, истории, философии. Это уже далеко от родной полуграмотной деревни. Все занимались самообразованием. Да, понимание происходящего в деревенской жизни есть. И понимание это глубокое, ибо пишущая братия – все люди неглупые. Но, всё равно,  всё это уже пропущено через призму мировой культуры.
Во –вторых, они жили большие промежутки времени в городах, некоторые путешествовали по другим странам. Отдельные личности вели двойной образ жизни город – деревня, часто довольствуясь дачами в виде роскошных строений, так какими-то очертаниями, напоминающими деревенскую избу, но летом на природе, а зимой в городской квартире. Это не в укор, это заслужено.
Они общались не только с «деревенщиками». Это накладывало свой отпечаток на их восприятие мира. Город вытеснял из них деревню или проникал в её суть, смешивался с ней. И получался такой конгломерат…

Есенин в 17 лет покинул своё Константиново. Дальше: Москва. Петербург, несколько Европейских стран, и наконец, Америка. А где его деревня? Загнанная куда-то в уголки души. Деревню он покинул, а городским так, по сути, и не стал. Опять это вечное раздвоение. Как любит говорить наш известный политолог В. Соловьёв - шизофрения.

А кто такой В. Шукшин? Его можно отнести к когорте деревенских писателей…?   Даже сам лектор засомневался. Относительно. Хотя у В.М. циклы рассказов о деревне. Его герои-чудаки, они крестьяне? Они балагурят, попадают в смешные и глупые истории. Но крестьян от сохи там не видно. Но они живут в нашей родной русской деревне.

Поэтому одним деревенским восприятием жизни не обойтись в поиске писателей – деревенщиков. Ищи днём с огнём. Или надо провести  ещё одно чёткое разграничение: деревенское и крестьянское.
Я всех перебирать не буду. Кто-то глубже, кто-то более поверхностно касается этого понятия –Русская Деревня, пишет о ней.

Деревня умирает.  И всё, что написано деревенщиками скоро будет иметь только историческое значение. Они запечатлели жизнь определённого пласта общества на определённых этапах. А кто они есть и будут читатели этих произведений. Только ли историки?

Но мы так же читаем и А. Островского с его «Замоскворечьем», и А Чехова  - мещанскую тематику.

А что же тогда вечно, для всех и на все века? Что хотели бы читать все и разные люди всегда?  А вы начните с себя и ответьте для начала на этот вопрос для себя.  Что ищете вы в творениях своих сотоварищей на этих же страницах портала? Тогда можно будет делать какие-то обобщения.