О творчестве Евгения Бессмертных

Людмила Козлова Кузнецова
 Есть такая порода людей, которые нигде не чувствуют себя дома, и в то же время, весь мир – их родной дом. Евгений Бессмертных одинаково легко во время своих странствий обитал в поэтическом братстве Санкт-Петербурга, Москвы, Новосибирска, не говоря уже о родном Бийске.
Когда человек не обременён ничем материальным, география перестаёт быть определяющей координатой. Евгений Бессмертных – человек мира. Поэзия – образ его жизни. Стихотворение «Метеор» –   это о нём:

Бросая вызов свой гармонии застывшей,
Куда летишь, взъерошенный кусок?
Разгадку тайн каких упрямо ищешь,
В упорстве фанатичном одинок.
Безумное дитя, я знаю, ты не минешь
Беды, от трения сгоришь –
Сверкнёшь на миг, и в бездне сгинешь,
Не опалив покоя тёмных крыш.

1981, 1983

Свобода не может быть дана извне набором каких-либо законов или беззаконием. Свобода – то, что определяет внутренний мир человека. Свободу каждый дарит себе сам. Евгений Бессмертных свободен. А это главное условие, при котором может вырасти цветок, называемый поэзией.

Я помню, как легко плыла
в пространстве странном нежная медуза
и как обворожительно звала
в свободы прихотливые спирали.

Поэзия... победа? сон? печаль?
к священной оргии причастность?
......... 

Поэзия Евгения Бессмертных парадоксальна. Его стихи обладают магией притяжения.

К. Белоусову

Когда бы мог Кола-Бельды
Монмартру говорить "лады!"
И посылать шальных путан
За сигаретами "Житан",
И петь шансон для Жанн и Клар
Про самоедский Нарьян-Мар,
Чтоб вляпавшись как Лапалисс,
Забыть где верх, забыть где низ,
Забыв про север и про юг,
В гармонии вернуться круг.
..........................
А так - всё тундра и хандра!
Адьё, брат. Встретимся вчера.

8 ноября 2002

***

Сны добивают шоком болевым –
Раздавлен я убийственным их шиком.
Так пошло вновь усильем волевым
Гнать в жизнь себя усталым мавериком
И задыхаться, как несчастный мавр, -
Не от любви самой - от сладкого фантома.

11 ноября 1997

Поэзия Евгения Бессмертных  – это поэзия человека энциклопедических знаний. Как, откуда, когда сумел он погрузиться в пласты истории, философии, музыкальных знаний, неведомо, ведь в ВУЗе Евгений Бессмертных не учился. Его знания, философский склад ума, музыкальность  – всё это, кажется, дано ему изначально, от природы.

Я Беранже их гаражей,
Я ям их Ямвлих.
Извергнет изверг щебень обещаний –
Мой вещий глас равно далек от тщаний
Польстить властям иль осмеять их бред.
Не для того я здесь –
Щербат, ущербен,
Иду один с кошёлкою клошара.
И мною Рим корим, но от пожара,
Язычник верный, я спасу свой мир.

6 октября 2001

Евгений Бессмертных пишет рок-музыку и сам  великолепно исполняет свои вещи. На Бийской студии ТВ-Ком в середине 90-х был представлен фильм, снятый по его автобиографической повести «Акустик печальной подлодки», где он выступил в роли автора сценария, режиссёра, композитора и музыканта. Фильм  необычный и запоминающийся.  До сих пор помню своё ощущение чуда после просмотра  этого, ни в какие рамки не укладывающегося  творения!
Проза  Евгения Бессмертных – это психоделика, парадокс, философия и лирика в  едином пространстве. Приведу одну из его миниатюр полностью (журнал «Огни над Бией» №3 – 2006 г):

СМЕРТЬ  МЕЧЕНОСЦА

…Когда он умер, я утопил  его  в унитазе. Не то, чтоб я был бесчувственным, жестоким подростком – напротив, моя рука долго не могла дёрнуть цепочку  сливного бачка, и чуткую душу саднило ощущение невольного надругательства. Скорбно  стоя перед  унитазом,  словно бы  это  был  гроб, выставленный для  прощания с усопшим, я, тем не менее, не без  любопытства  смотрел   на  жалкое  красное тельце. Оно  уже  заметно  посерело  и  не  было  таким  огненно-красным, каким  было  совсем  недавно. Что-то  мистически  зловещее виделось в красном, с  траурной  окантовкой,  хвосте  меченосца. И  после смерти  маленький  меченосец  был  полон  презрительно-дерзкого  вызова, которым он не  раз  встречал  марлю  моего  сачка, возвращавшего его  обратно  в  зелёный  с  грубыми  стальными  рёбрами  аквариум, из которого  он  вскоре  вновь  выбрасывался  с  упорством маньяка, пока, наконец, нежеланный  спаситель не опоздал.  Уже  тогда  я  ощущал  своё  кровное  родство с  этим строптивым  бунтарём-  меченосцем,  который постоянно  дрался  с  остальными  обитателями  аквариума  или  вовсе  выпрыгивал из  сонного  зеленоватого  мирка, словно хотел  стать  кометой… Я, наконец,  решился  дёрнуть  цепочку.
Последовал  мерзкий  глумливый  звук, равнодушно-свирепый  поток увлёк беспомощное  тело  куда-то  в  тёмное  удушливо-серное  царство.
Когда  вновь  стало  тихо,  я вдруг  почувствовал, что  холодно-спокойная  белизна на  месте  недавнего  тяжкого  наваждения  ещё  более  для  меня  нестерпима.

***

Евгений Бессмертных – один из лучших поэтов Алтая. Но его поэзия  – часть  Поэтического Космоса, надмирное явление.

Есть объективная жестокость бытия.
Я преуспел в метании метафор –
Но дьявол двадцать пятым кадром
Незрим, и всё же вездесущ.
Я чую смерть, как тот усталый пёс,
С плевой белёсой в скорбном тихом взоре.
Искать ли смысл в наскучившем узоре
Плевел паучьих Ариадны злой?!
Вороний грай гламурных сарацин,
Ужимки жаб уездного "мэйнстрима"...
А жизнь косым дождём проходит мимо. ...
Вот трупы дам привычный ждут респект,
Так буднично хамя... Пардон муа! –
Я тороплюсь укрыться за портьерой
Цинизма, словно старый шут
Пред голой смертью.

1 ноября 2010

Людмила Козлова
(СП России)