Паломничество к отцу Науму в Кинцвиси

Валентина Достигаева
 Кинцвиси - мужской монастырь во имя Святого Николая Мирликийского. Состоит из нескольких строений различных эпох, из них основной - это храм Святого Николая, построенный в начале XIII века. Это значит, что храм относится к Золотому Веку грузинской истории и архитектуры, царицы Тамары. От других монастырей того же периода отличается тем, что находится далеко от основных путей - он запрятан довольно глубоко в ущелье.
 Сохранились фрески того времени. Фресок XIII века в Грузии очень мало, ими монастырь и знаменит.

Название монастыря происходит от слова кинва - мороз. Таким образом это как бы "морозное место" или "Ледяное место". Недалеко от монастыря дорога кончается небольшой парковкой и дальше нужно идти пешком в горку.
И тут открывается вид на монастырь. Зрелище завораживающее.
 
На северной стене храма можно увидеть знаменитую фреску с изображением царицы Тамары. Помимо Тамары еще одна фреска, даже более знаменитая, чем Тамара. Это "кинцвисский ангел" из сцены с женами-мироносицами. Он находится сразу над Тамарой, между окон. На ангеле синий хитон и зеленая накидка - по одежде он точно копирует правого ангела с "Троицы" Рублева.


С западной стороны большого храма есть маленькая часовня, названная в честь Св. Георгия. Построена она была несколько позже, здесь принимает страждущих отец Наум.
Деятельность о. Наума сопровождалась столь многочисленными случаями чудесных исцелений, многие из которых надежно засвидетельствованы, подтверждая поистине уникальный целительский дар монаха.
Он   увидел волю Божию в этом деле и стал просить для болящих исцеления. И Господь послал ему милость.  В этом он уже усмотрел Волю Божию, новое себе послушание от Бога — молиться за тех, кто будет этого просить Он смиренно просит Господа об исцелении. Все, что я делаю доброго, то делаю по милости Божией”. В этих словах отражена одна из важнейших черт православного целительства: не признание за собой каких-либо заслуг, а видение во всем чудесном лишь воли Божией”. 

Перед дверью кельи выстроилась огромная очередь страждущих. Калеки, женщины с грудными детьми, беспомощные, едва держащиеся на ногах больные, таких пропускают без очереди.
Солнце палит нещадно, но люди стоят не замечая, свято веря в чудотворную молитву монаха

Наконец, подошла и моя очередь.
Передо мной стоял благообразный старец. Лицо ясное и открытое, приятно и сердечно улыбающееся, благодушно мирное, благодатное лицо. Светлые, доверчивые, ласковые глаза, твердая и уверенная речь. В отце Науме нет ничего болезненно нервного и никакого электричества или магнетизма. Это спокойный, ровный, жизнерадостный, смиренный и предупредительный служитель Христов.
На хорошем русском, участливо спрашивает о проблемах. Я опешила, ведь меня предупреждали, что говорит он только на грузинском, что заставило меня приготовить исповедь на грузинском языке.
Облегчённо вздохнув, начала говорит о проблемах с сердцем, о бесконечных визитах к врачам, о лекарствах.
Он попросил успокоиться, возложил руку на мою голову и начал вскрикивать, как будто кто-то невидимый наносил ему удары, порой стоны переходили в громкий крик. Я стояла парализованная не смея пошевелиться. Он успокоился и спросил, что еще беспокоит, я назвала, стоны повторились, но уже не такие интенсивные, и так несколько раз.
В конце посоветовал мне не ходить больше к врачам и не пить лекарств. Второе мне не удастся исполнить, прости Господи.
Поскольку очередь к о. Науму была длинной, а уехать мы все равно не смогли бы, пошли гулять по окрестностям монастыря.

В который раз повторяю: Как же ты прекрасна, Грузия.
Прохлада, какая-то особенная благостность. В горном ущелье первозданная красота с дремучим лесом и горной речкой, изобилие трав и цветов.
Через мостик за речкой домик, выстроенный руками отца Наума. Говорят, в лютый мороз он не пропускает всенощной службу, и спускается к храму в любую непогоду!

Встречаем монаха с бельчонком, от умиления все защелкали мобильниками. Бельчонок вылезает из запаха сутаны и по плечам пробирается на голову, оттуда позирует нам своей очаровательной мордашкой. Оказалось, бельчата остались без матери, и монах вырастил его. Монах очень живописен, но когда он признается, что ему без нескольких месяцев сто лет, наш восторг зашкаливает!
Одна из паломниц делится со мной своими впечатлениями от общения с о. Наумом и говорит
- Представляете, все, включая врачей твердили, что причина бездетности моей сестры в ней самой, а мамао сказал в ее муже!
Я пораженная спрашиваю,
-А разве можно спрашивать об отсутствующих?
- Вообще-то он этого не делает, но в редких случаях соглашается.
Накануне мой сын жаловался по Скайпу, что у Милочки больше недели не проходят ячмени на глазках, замучили ребенка лекарствами, а толку нет.
Бегу обратно к келье, занимаю очередь, но узнав причину меня пропускают без очереди.

Отец Наум удивлен,
-Так и так говорю,- помогите
- Давай фотокарточку, отвечает.
Благо в моем мобильнике она была. Он возложил руку на телефон и стал издавать негромкие звуки.
 -Иди, все будет хорошо с внучкой!

Поздно ночью позвонил сын и сказал, что ячмени прорвались, вышло много гноя и крови, но теперь подсыхает.

Возвращали домой поздно, по дороге заехали в пацху, трапезничать. Несмотря на пост стол был праздничный, веселый. Мы искренне благодарили Бога за все!

Прошло несколько дней, впечатление от поездки несколько потускнели, и я неожиданно для себя обнаруживаю, что не пила на ночь лекарство. То есть не было такого случая, чтоб я засыпала без него. Пораженная открытием, утром не пью опять, уже сознательно и внимательно к себе прислушиваюсь, никаких отклонений. Долго еще отказываюсь в это верить, но вспоминаю слова отца Наума, явственно вижу его лицо и прозреваю,- свершилось чудо!
С тех пор сердце меня не беспокоит!!