Гетеры и цивилизация Европы

Игорь Леванов
  Бог сказал: «Плодитесь и размножайтесь», под эту заповедь Бог запрограммировал мозги. Хотелось бы верить, что это не так, но что в реальности? Говорят, что люди не могут представить такого, аналогов чему не «видели». Но возможно, это не всё ограничение. Я уже писал, что в основе римского права, по которому мы живём, в основе имело похищение чужих женщин. «Похищение сабинянок и римское прав» http://www.proza.ru/2014/11/12/571
  «Гетеры каждому нужны для радости»,- восклицал оратор Демосфен (около 384-322 гг. до н. э.) на афинской агоре, обращаясь к судьям в ходе процесса против гетеры Нееры.
  ГЕТЕРА (греч. hetaira - подруга) - в Древней Греции образованная незамужняя женщина, ведущая свободный, независимый образ жизни. В те давние времена в греческом обществе жены вели затворнический образ жизни, занимаясь домохозяйством и воспитанием детей. Гетеры были полной противоположностью малообразованным домохозяйкам. Эти женщины играли на флейте, знали литературу и искусство, философию и мистические ритуалы. Но за право быть самостоятельной, образованной, иметь возможность развивать свои способности были доступны очень немногим и сопряжены с большими трудностями и социальными условностями.
Гетеры нашли в себе мужество жить свободно, отказавшись от священного ритуала брака. Их имена остались в веках как имена вдохновительниц великих мужчин, чьими подругами они были. В их домах собирались политические деятели, поэты, музыканты. Демосфен толковал слово гетера как «спутница радости». Несмотря на прошедшие века слава о них не смолкла. Давайте вспомним имена женщин, которые подвигали мужчин на поиски истины и помогавших им строить культуру, которая стала основой для дальнейшего развития Европы.
Вдохновительницей эпикурейцев была гетера Леонтион. Эпикур (341-270 гг. до н. э.), говоривший, что «наслаждение есть высшая цель человечества и дается лишь разумной воздержанностью и нравственностью поведения», хранил ей верность до самой ее смерти и сказал о ней прекрасные слова: «Она живет со мной и во мне».
Великий государственный деятель Перикл (около 490-429 гг. до н. э.), которому Афины обязаны своим политическим и культурным расцветом («золотой век»), был женат на гетере Аспасии и не скрывал что часто советуется с ней и что именно она является его учителем риторики и помощницей при составлении его блестящих речей. признавался, что часто советовался с гетерой Аспасией и учился у нее искусству риторики; она влияла на форму и содержание его блестящих речей.
Фрина была моделью и подругой Праксителя. Именно она послужила моделью для статуи Афродиты Книдской. За это ее обвинили в кощунстве и богохульстве. Потому что знавшие Фрину улыбались, глядя на статую Афродиты, а видевшие статую благоговейно смотрели на Фрину. Паломники преклоняясь перед Афродитой шептали «как прекрасна твоя божественная красота о Фрина», а вслух восклицали « Афродита, прекрасная Афродита». За это Гетера Фрина была обвинена в кощунстве. Когда ее защитнику на судебном процессе Гипериду не хватило слов, чтобы ответить на обвинения и он обнажил грудь Фрины, воскликнув «Вот, посмотрите!» По преданию судьи, ослепленные ее красотой, прекратили процесс.
Выдающийся комедиограф Менандр однажды пришел домой после провала премьеры и хотел уничтожить все свои рукописи, труд всей своей жизни. Гликера без слов протянула ему молоко. Он в раздражении отказался пить из-за того что на молоке плавала пенка. Гетера утешила его и многозначительно сказала «Сдуй пенку и наслаждайся тем, что под ней». Это означало: не обращай внимания на поверхность, ценно то, что внутри!.  Менандр часто говорил, что без поддержки Гликеры ему вряд ли бы удалось выдержать удары критиков и публики.
Женщины оставили неотразимый след в культуре древнего мира, на котором основана наша с вами европейская цивилизация. Они не требовали славы и признания, они просто были верными и мудрыми подругами своих прославленных мужчин, их советчицами и музами. Их имена редко произносят в нашем патриархальном обществе, пришло время вспомнить о том, что у истоков европейской цивилизации стояли прекрасные женщины, знавшие мистические практики, умевшие любить и наполнять энергией своих великих мужчин.
Гетеры не стремились к славе, потому что Слава – это обнажённая женщина на коне. Зачем женщине друга женщина, разве что для соперничества. Это мужчины гоняются за Славой, так выполняют заповедь Бога.

Скульптура Гетера Фрина идеал др. греческой красоты.