По мотивам и истории известного дзен буддистского коана "Посох Басё"
К Басё* ученик очень жаждал прийти,
Чтоб в мудрости дзена ему возрасти.
ВОТ он пришел, поклонился к ногам
И для себя попросил он коан**.
Был просветлен и смекалист Басё:
Вмиг распознал и увидел он всё.
Долго не думал - сразу сказал
(Ох, непростой же коан ему дал):
«Коль посох имеешь – его дам тебе,
А посоха нет - заберу я себе».
Ушел ученик, погрузившись в коан.
Сколько, не знаю уж, пробыл он там.
Но, наконец, словно посох сам стал
И просветления радость познал.
С этим себя преподнес он Басё:
Мудрый увидел, что понял тот всё.
---------
Что же он понял, когда так искал
Посох неясный, и много страдал,
Не находя сразу верный ответ?
В чем же раскрылся этот секрет?
Когда он тот посох ВООБРАЖАЛ,
Умные действия*** С НИМ совершал -
Не находил, а напротив – терял.
Но когда понял, КТО посох искал,
ЧТО посох сей для него представлял -
Вмиг и сполна просветленным сам стал.
Ум - в жизни посох везде и всегда.
Мы обнаружим в коане тогда:
«Коль ум ты имеешь – прибавлю тебе,
А коль его нет – свой оставлю себе».
* Басё - один из знаменитых наставников дзена (8 век н.э.).
** Коан (яп.; по кит: гунъань) — короткое повествование, вопрос, диалог, обычно не имеющие логической подоплёки, зачастую содержащие алогизмы и парадоксы, доступные скорее интуитивному пониманию. Размышление над коаном используется как один из методов развития и просветления ученика в дзене.
*** Умные действия - здесь имеется в виду действия в уме, внутренние действия.