Скудное время

Савелий Грамматик
                «Увольте, я в колонне не ходок
                С гориллами прогресса»   
                («Мифопоэйя», Дж.Р.Р.Толкин)
                «Удача сопутствует смелым»
                ("Энеида", Вернилий)
               
                Лекция - обсуждение ОФФ "Скудное время".

Речь в этом обсуждении идёт о «скудном времени», развитии мира, ценностях человека, его богах, целях и путях философии как самой по себе, так и в контексте проблем современного мира.

Что такое «скудное время»? Время, ненасыщенное идеями, смыслами и ценностями – но наше время не является более или менее скудным, чем другие эпохи; времена всегда одни – меняется обёртка, но не суть. Да, прибавляются века и события, но это сказывается скорее на технологическом развитии человека, чем на внутреннем. Мы изобрели атомную бомбу и мобильники, теперь мы строим дома из стекла и стали, а не из глины, но человек отформатировал свою суть, теперь он может только «бумажки заполнять» - нет в нём внутреннего развития, развития идей, морали, мысли. «Нам нечем понимать» - говорят в обсуждении; человек – как мотыльки, которые летят на пламя, будучи недостаточно развитыми для того, чтобы отличить искусственный свет от настоящего.

Настоящий свет – ценности – оказались стёрты, боги ушли в другие миры, мы живём в сумерках, потерянные богами. Наши боги, по сути, и есть эти ценности, идеалы и смыслы, то, во что мы верим. В «Битве Титанов» (2010) присутствует идея о том, что боги сильны, пока люди верят в них и молятся им; когда они перестают делать это, боги слабеют и теряют силу – и в продолжении («Гнев Титанов, 2012) доходит до того, что боги становятся смертными, и звучат слова о том, что люди после смерти уходят в другой мир, а боги – в небытие, в пустоту. Часто оказывается и так, что наша вера в богов (олицетворяющих высшую справедливость и ценности) оказывается чисто теоретической. В «На заре справедливости» звучат слова: «Мы, как население этой планеты, искали спасителя: мы говорим о существе, само существование которого бросает вызов нашим собственным чувствам приоритетности…». Теоретически мы верим в этих богов, в благие идеи, но стоит им спуститься с небес на землю, оказаться настоящими, и мы пытаемся сделать их одними из нас, заставить жить так, как мы живём, быть такими, как мы от них хотим…