Сократ, 1971

Савелий Грамматик
Фильм Росселини 1971 года показывает последние дни жизни Сократа и раскрывает многие его идеи в контексте реалий жизни того времени, политических и бытовых.
Сократ рассуждает о таких вещях, как, например, власть и демократия. Кого и как следует избирать во власть? Афинская система хороша тем, что она непредвзята, любой человек по воле жребия может участвовать в управлении города в течении одного дня. Это плюс – но и минус тоже, потому что любому, случайному человеку мы не доверим заботы о своём здоровье, или о чём-либо другом, так можно ли неподготовленному человеку доверить заботу о государстве лишь ради идеи демократии как таковой? К тому же управление в течении лишь одного дня как будто снимает с человека ответственность за его действия; и едва ли можно многое сделать за один день даже при большом желании.
Одна из главных идей Сократа – при обучении своих учеников и вообще общении с людьми он не навязывает своё мнение, не даёт «знание»- он задаёт вопросы, что бы человек путём собственных размышлений пришёл к собственному выводу (хотя отчасти это и напоминает работу «серого кардинала», этакое дёргание за ниточки).
Также Сократ рассуждает о жертвоприношениях. Всемогущим богам, давшим им жизнь и мир вокруг, люди приносят в жертву петуха, пытаясь задобрить их всего лишь потрохами, выпросить здоровья, бессмертия и удачи в своих делах – вместо того, чтобы делать это не такими «внешними», а «внутренними» делами, осмысленными и реально чего-то стоящими как в глазах людей, так, соответственно, и в глазах их богов – что было бы более эффективно.
Есть идеи и о «новых технологиях». Сократ не принимает записи своих идей, он считает, что идеи ценны сами по себе, что они должны развиваться, «вариться» в головах и душах – но запись как средство достижения такой цели (развития идей, их систематики, упорядочения), а не как самоцель, была бы полезна и для самого Сократа; даже самому развитому уму тяжело держать в уме всё одновременно. Кроме того, при устной передаче информации (в том числе идей и знаний) она может искажаться как из-за просто небольшого недопонимания (или разницы восприятия), так и специально, а при записи всегда можно сослаться к этому (записанному) варианту.
И самый большой вопрос «Сократа» - это верность своим принципам. Верность Сократа вызывает уважение, без верности принципы ничего не стоят. Но должны ли они быть строгими, неизменными, или гибкими? Догматичность, верность идее ради верности как таковой – что это? Должна ли теоретичность быть и практичной? Если теория непрактична, она ничего не стоит. Сократ готов выйти из дома за хлебом и два дня не возвращаться, готов ради принципов принести в жертву свою жизнь – но это ставит под удар его жену и детей, так ради чего нужны эти принципы, какова их цена? Оправдана ли она?
В итоге, мы имеем очень интересный фильм, наталкивающий на размышления.