Ч. 1 На Чёрном море в годы войны

Владимир Врубель
Спустя десятки лет после войны, у рядового читателя появилась возможность на основе многочисленных публикаций и открытых архивов узнать многое о второй мировой войне, что раньше оставалось для нас за семью печатями.

Меня давно интересовали боевые действия на Чёрном море. На то есть личные причины: родился и вырос в Севастополе, окончил военно-морское училище, отец был морским офицером.

При написании этого очерка я пользовался материалами, имеющимися у меня, а также теми, что хранились в архиве моего отца А.Ю. Врубеля, и зарубежными публикациями, доступными, благодаря великолепной системе межбиблиотечного обмена в Германии.

На Чёрном море Советскому Союзу противостояли Германия, Румыния и Болгария, последняя в обеих мировых войнах выступала на стороне Германии. Цари всегда рвались захватить черноморские проливы потому, что они являются ключами не только к Чёрному морю, но и к огромной береговой черте, прикрыть которую от нападения противника крайне сложно.

Тысячи километров черноморских берегов – это подбрюшье европейской части Советского Союза, а сейчас – России. Отсюда кратчайший путь к топливным районам, устьям больших рек, к основным железнодорожным магистралям, центрам промышленности, сельскохозяйственным районам и административным центрам.

В первую мировую войну немцам удалось втянуть в неё Турцию на своей стороне, хотя турецкое правительство рассчитывало отсидеться и не участвовать в войне. Во второй мировой войне турки соблюдали нейтралитет, но полагаться на него не приходилось, словом держали соседей в большом напряжении.

Немецкое командование рассчитывало на быстрый захват военно-морских баз, после чего Черноморскому флоту оставалось только уйти в Средиземное море к англичанам, если, конечно, турки пропустят, либо быть интернированным в турецких портах.

Советская дипломатия делала всё возможное, чтобы удержать Турцию от вступления в войну, но решали не её усилия, а ход военных действий на фронтах. Германское командование очень хотело уничтожить, или, на худой конец, запереть в базах советский Черноморский флот, буквально, в первые часы войны.

Однако, то, что удалось японцам в Пёрл-Харборе, не получилось у немцев: флот оказался в боевой готовности, а первая в СССР корабельная радиолокационная станция на крейсере «Молотов» позволила предупредить о налёте фашистских самолётов на главную базу Черноморского флота, Севастополь.

Драматические первые минуты начала войны для моряков Черноморского флота хорошо показаны в мемуарах адмирала флота Советского Союза  Николая Герасимовича Кузнецова.

В ту пору он был наркомом Рабочее-Крестьянского Красного флота. Мемуары написаны прекрасным литературным языком, они широко известны, как и их автор, поэтому не вижу смысла в пересказе.

В отличие от сухопутных войск, флот был поднят по тревоге ещё до начала войны. Эффекта внезапности нападения на корабли и базы флота германское командование не достигло.

Трудно сказать, разрешили бы, или нет, турки ввести в Чёрное море крупные немецкие и итальянские военные корабли, но такая возможность советским военно-морским командованием рассматривалась.

Не забыли, как всего лишь два германских корабля держали в напряжении весь российский императорский Черноморский флот и всё побережье России во время первой мировой войны.

 Немецкое командование тоже не исключало в случае захвата советских военно-морских баз, что флот и наиболее ценные суда, прежде всего танкеры, попытаются уйти в Средиземное море к англичанам.

Но это - предвоенное гадание на кофейной гуще. Поэтому будем рассматривать не то, что могло бы произойти, а то, что произошло в реальности. В 1941 году Черноморскому флоту противостоял только флот Румынии.

Болгары, хотя и вошли в союз с фашистской Германией, вступать в непосредственные боевые действия энтузиазмом не горели, поэтому от нажима гитлеровцев откручивались, как могли, ограничиваясь тыловой помощью.

Румынский военно-морской флот никакой серьёзной угрозы нашему флоту не представлял. В состав Черноморского флота входили линкор, 6 крейсеров, 3 лидера (среднее между крейсером и эсминцем), 13 эсминцев, 47 подводных лодок, 15 тральщиков, 4 канонерские лодки, 2 сторожевых корабля, минный заградитель, 84 торпедных катера, 10 катеров-охотников, вспомогательные суда.

Всей этой мощи противостояли 4 эсминца, 3 миноносца, 3 канонерские лодки, три торпедных катера, 2 минных заградителя, 10 катеров-тральщиков и малые вспомогательные суда.  Большинство румынских кораблей были старой постройки, вооружение и техника тоже устаревшие.

Румынским флотом командовали, фактически, немцы.. Начальник германской военно-морской миссии вице-адмирал Флейшер назначил на каждый румынский корабль по немецкому советнику, которые занялись боевой подготовкой румын.

Румынские корабли пришлось снабжать многим необходимым уже в ходе военных действий. Единственное, на что оказались способны румынские моряки под руководством немцев – это непосредственная охрана  баз и прибрежных водных коммуникаций.

У румын было военно-морское министерство во главе с адмиралом Пайсом и командование военно-морскими силами, которое возглавлял адмирал Джорджеску.

По мнению германского адмирала Вернера Тиллессена, который прибыл в Румынию в 1942 году, «румынский военно-морской флот был технически отсталым, а офицерские кадры обучены плохо, и в таком виде они не были способны проводить активные боевые действия на Чёрном море».

Советская Дунайская  военная флотилия, входившая в состав Черноморского флота, располагала 5 мониторами, 22 бронекатерами, 7 тральщиками, 6 глиссерами и плавучей базой.

Румынская Дунайская дивизия имела 7 мониторов, 3 плавучие батареи и 13 сторожевых катеров.
 
Румынская авиация насчитывала 572 боевых самолёта. Это соизмеримо с военно-воздушными силами Черноморского флота – 626 самолётов. Но помимо собственных самолётов, на аэродромах Румынии базировались 450 немецких самолётов 4-го воздушного флота.

Черноморский флот располагал сильной береговой артиллерией, которая прикрывала все военно-морские базы, а также Дунайский, Очаковский и Керченский укреплённые секторы.

Дунайскую дивизию, которая стала флотилией после включения в её состав захваченных немцами австрийских и чехословацких канонерских лодок, речных минных заградителей, катерных тральщиков и сторожевых катеров, румыны перебазировали в Констанцу.

Из Германии в Румынию по железным дорогам доставили по частям 50 десантных паромов типа «Зибель». Это всё происходило перед войной. Под руководством немецких офицеров румынские военно-морские корабли принялись устанавливать мины, также доставленные из Германии, в устье Дуная и в районе Констанцы.

Советский Черноморский флот готовился к войне с крупными соединениями надводных кораблей румынского, турецкого и итальянского флотов. Перед ним поставили задачу не допустить высадки морского десанта на побережье и защищать пути морских сообщений.

 Что касалось нанесения ударов по румынским и турецким портам, нарушению их морских перевозок, то это стояло на втором плане.

На фотографии: линкор "Севастополь" (в годы войны "Парижская коммуна").

Продолжение http://www.proza.ru/2016/08/21/1733