Милочка глава 2 Милочка и Володя часть 1-11 дом в

Дудко 3
       На фотографии:
Муж сеcтры Володи Суховерова – тоже Володя, по прозвищу – «хохол». Мы именно так всегда его и называли. У нас нет кроме этой – других фотографий, на которых он был бы запечатлён.
Но очень хотелось Вас с ним познакомить, так как и в жизни Милочки с Володей он всегда принимал активное участие. Да и мы с ним дружили и, когда обращались к нему за помощью  всегда получали её.



МИЛОЧКА

ГЛАВА 2  МИЛОЧКА И ВОЛОДЯ

ЧАСТЬ 1-11  ДОМ В ДЕРЕВНЕ
 

  Прежде чем продолжить рассказ о жизни Милочки и Володи, хочу сделать маленькое отступление…

  Мы опускаем воспоминания о 1975 и 1976 годах.

  В это время была написана книга – «ЗАКОН СИНУСОИДЫ», которая являлась связующим звеном между первой книгой «ИСТОКИ» и третьей книгой – «СОЗИДАНИЕ», публикацию которой мы приостановили, пропуская вперёд по причине их актуальности разделы – «ПОКА НЕ ПРОБИЛ КОЛОКОЛ» и – «МИЛОЧКА».

  Как Вы понимаете ЗАКОН СИНУСОИДЫ – это в переводе на простой язык – ЖИЗНЬ В ПОЛОСОЧКУ…

  1976 и 1977 год явился той самой чёрной полосочкой в жизни и деятельности Виктора Анатольевича и всей нашей семьи.

  Поскольку этот период не имеет никакого отношения к жизни Милочки и Володи, а в их жизни в это время никаких особых новостей не произошло, мы здесь и сейчас сразу же переходим к воспоминаниям о 1977-м годе…


   Милочка со временем завоевала уважение и хорошее отношение к себе со стороны Володиных сестер. И только свекровь - Володина мама по-прежнему воспринимала её с холодком.

  Катя - это одна из Володиных сестёр. Милочка особенно сдружилась с ней. А с её мужем - тоже Володей (по прозвищу - хохол) и мы поддерживали приятельские отношения. Он с нами ездил выбирать нашего Москвича. А в 1973 году ездил вместе с Виктором в Горький получать Волгу.

  Работал он таксистом, по натуре - весельчак и балагур. Своей дачи у них не было, но тётка жила где-то в местечке - Лев Толстой. Вот туда-то и ездили часто отдыхать Катя с мужем и Милочка с Володей.
   
 
   
  1977 год
   
  В этом году в семье СУХОВЕРОВЫХ: МИЛОЧКИ И ВОЛОДИ произошло два знаменательных события: вместе с родственниками Володи они купили дом в деревне. И второе событие - у них появился сын - Сергей.
   
   У Милочки с Володей жизнь протекала мирно, спокойно. Постепенно квартира заполнялась вещами не только первой необходимости, но и соответствующими моде тех лет. Обычно на дни рождения все старались дарить нужные вещи и, в первую очередь, - посуду и хрусталь. Поэтому хельга быстро заполнилась чайным и столовым сервизами, хрустальными стопками, и всякого другого рода симпатичными безделушками.
   
   Всё бы хорошо, если бы Милочка не продолжала временами болеть. Почки пока не напоминали о себе. Но мигрень, которая перешла к ней по наследству от бабуси, мучила её постоянно. Наконец, Милочке удалось подобрать для себя лекарство от мигрени. Ей помогал КОФЕТОМИН. Она пила маленькие таблеточки постоянно. Достать их было трудно. Поэтому, если появлялась возможность их купить, Милочка закупала их сразу же чуть ли не на год. Если проходил хоть день без приема таблетки, начинался приступ мигрени - со рвотой и дикими головными болями.
   
   В этом году Виктор и Олег поехали погостить в Брест к БАТЕ.
   Как всегда, естественно, мы обменивались письмами.

   19.07.78г.
   ЗДРАВСТВУЙТЕ, ДОРОГИЕ НАШИ МУЖЧИНЫ!
   
   ...Милочка опять болеет - сегодня взяла отгул, и мама поехала за ней ухаживать..........................

   ВАША МАМА ИРА

   
   
   Если мы летом совершали автопробеги, в отличие от нас Милочка с Володей ездили в отпуска вместе с Катей и её мужем в посёлок деревенского типа - "ЛЕВ ТОЛСТОЙ".
   
   В то время собственные машины имели - мы и муж Володиной сестры тоже - Володя. Но его все звали не по имени, а величали Хохлом. Он работал таксистом, и на машину заработал раньше нас. Мы первую машину купили, в основном - на занятые деньги, но - купили же!

   Вот и приходилось Хохлу и Виктору по очереди отвозить по весне на тёткину "дачу" багаж всех Володиных родственников и их самих, а осенью - привозить всё обратно в Москву. Витя, в основном, возил в поселок Лев Толстой - Милочкину семью. От Москвы до поселка Лев Толстой расстояние на машине составляет 409 км.
   
  Наконец, Хохлу надоела зависимость от тётки во время отдыха. Загорелся он идеей - купить свой Дом - дачу...

   И вот, Хохол, Катя и Володя с Милочкой поставили перед собой цель - выбрать и купить себе домик, да такой, чтобы рядом с ним были - и речка, и лес. Хотелось купить домик поближе к Москве. Долго ничего не могли подобрать.
   
   Быстро сказка сказывается... Много они перебрали вариантов. И выбрали, наконец, и купили полдома с участком в деревне Шемордино...
   
   В Калужской области есть два Шамордино.

   В одном из них, что находится под Козельском - известный монастырь.

  Во втором Шимордино - заброшенное имение близ деревни под Воротынском. Именно, в этом - втором Шимардино они, наконец, приобрели себе "деревенскую" дачу.
   
   Шимордино располагается в 7 км от города Воротынска.

   Ближайшие города: Калуга, Тула, Ступино. В Бабыкинском районе протекают реки: Высса, Вязовенка, Головинка, Гремша, Грязна, Дрисенка, Еленка, Катагоща, Коща, Ловатянка и Малая Нигва.

   Деревня Шемордино расположиться на берегу Высса.
   Название на русском языке: Река Высс.
   Название на английском языке: Vyssa river
   Высса - левый приток Оки и река, протекающая в Калужской области.
   Река тянется в длину всего на 50 километров и занимает общую площадь 52 квадратных километра.

   В среднем течении Выссы можно встретить бобров.
 
   К настоящему времени на территории парка Угра в различной степени сохранилось 18 усадеб, три из которых имеют федеральное значение.
 
   Среди усадебных комплексов приокской части национального парка: прекрасно сохранившийся липовый парк усадьбы Алексея Келлата в Шамордино и остатки каменоломни по добыче знаменитого шамординского мрамора (начало XX века), который использовался при сооружении многих зданий в Калуге и Киевского вокзала в Москве.
   Обнажения подобных известняков каменноугольного возраста встречаются вдоль реки Выссы во многих местах.
   
   К сожалению, не сохранилась сама усадьба. Но остатки старинного парка, сохранившегося до наших дней и само место расположения усадьбы Нарышкиных - Келлата (XYIII - начала XХ века) на берегу речки Высса занимают наиболее живописные участки национального парка "Угра".
   
   ШАМОРДИНО - деревня Рождественской сельской администрации Бабынинского р-на Калужской области. Ранее - сельцо Заборовской волости Перемышльского уезда. Сначала владельцами Шимордино были Нарышкины, потом - Келлаты.

   В XIX и XX веках усадьба и прилегающие деревни принадлежали помещику фон Шлиппе, одновременно имевшему усадьбы в Шлипово и Наумове.

   В 1903 году Шимордино насчитывало населения - всего 100 чел.

   В начале XX века в Шлипово работал завод по добыче строительного, и отделочного материала - шамординского мраморовидного известняка. Минерал разрабатывался в толщах склона. На сооруженных заводских площадках и корпусах проводилась обработка, распиловка на блоки и плиты.

   Этот материал использовался при постройке цокольного этажа Казанского собора, Калужского девичьего монастыря, отдельных цоколей Калужского вокзала и пристройки к Госбанку и пьедестала монумента В. И. Ленину в г. Калуге (1925).
   В настоящее время добыча известняка считается нерентабельной.
 
   Все места, включая: бывшую усадьбу Нарышкиных, карьер шимординского мрамора, лесопарк на реке Угре и само Шимордино - являются интересным объектом туристского и экскурсионного осмотра.

  Вот в таком историческом месте приобрели себе "дачу" наши родственники.
   
  Мы приведём здесь подробный рассказ о Шемардино. И Вы поймете позже - почему...

  Шемардино было "колыбелью", в которой провел своё детство и юность Серёжа. И до сих пор теперь уже состарившийся дом принимает в свои объятья нашего осиротевшего племянника.
   
                Шимардино - МАЛЕНЬКАЯ РУССКАЯ ШВЕЙЦАРИЯ.
   
  Именно в Шемардино, которое - под Воротынском, семьи: Семченко Катерины и Володи-Хохла вместе с Суховеровыми Володей и Люсей (Милочкой), выбрали себе дом - "дачу", которую и купили в складчину.
   
   Когда они приехали в Шемордино в первый раз, чтобы посмотреть продаваемую половину дома, они остановились около него, и поняли, что отсюда им уезжать никогда не захочется.
   
   Дом располагался на первом порядке. Порядком назывались - улицы.
 
   Дома, расположенные на первом порядке, окнами смотрели на открывающийся перед ними простор. Вдоль домов пролегла дорога, одной стороной убегающая к краю крутого косогора, внизу которого протекала река Высса - приток Угры. Подойдешь к обрыву, посмотришь вдаль, и перед твоим взором открывается незабываемый, волшебной красоты вид. Изумрудные луга, обрамлены со всех сторон лесами. И не верится, что всего лишь в одном километре за горизонтом раскинулось, отсюда глазу невидимое - село Сорокино.
   
   От этой красоты замирало сердце. Река внизу - у твоих ног, и тихая даль, не омраченная ничьим присутствием, напоминающая райское видение. Смотришь, и забываешь, что ты живешь в реальном мире. Будто красота эта тебя заворожила и унесла в далекую волшебную страну. Кто-то назвал эти места - маленькой Швейцарией, и был прав...
   
   Само Шевардино тоже со всех сторон окружено дикими лесами. И даже в те, не такие уж далекие годы, да и до сих пор, в лесах водятся волки и кабаны.
   
   В Шевардино можно попасть с двух сторон.

   Можно доехать электричкой до станции - Крамино. Само Крамино - большая деревня, раскинутая на возвышенности. Внизу протекает - Угра. Извилистой тропочкой спуск приведет тебя к мостику. Перейдя его, попадаешь на луга, которые тянутся километра на полтора, и опять подводят тебя к возвышенности, поднявшись на которую, попадаешь в лес. Здесь встречаются Смоленские и Брянские леса. Перелесок тянется 2 км. Идешь с тяжеленным рюкзаком за плечами, и в какой-то момент, когда кажется, что обступивший тебя лес никогда не выпустит тебя из своих объятий, неожиданно деревья расступаются, обнажив опушку. И перед тобой открывается вид на Шемордино. Скидываешь рюкзак на землю, чтобы отдохнуть, а заодно и полюбоваться пейзажем...

   Именно, этим своим видом завораживала всех увидевших её - наша русская настоящая "Швейцария". Здесь мы бывали несколько раз летом... Жалко, что не сохранились фотографии.
   
   Второй путь до Шемардино - для имеющих машину. По шоссе - в сторону Курска. В деревне ЗАБОЛОТЬЕ - спуск на дорогу, ведущую в Шевордино.

   Вот здесь-то начинается полоса препятствий. Дорога - чернозем, который во время дождя расползается и превращается в густую сметану. Буксуешь, а лучше - оставляешь машину, и идешь дальше пешком...
   
   Володя купил свой Запорожец позже, поэтому первое время они гурьбой ездили на машине Хохла, или же добирались электричкой.

   Володя пару раз в гололед переходя мосточек через Угру, падал с рюкзаком в ледяную воду...

   Других дорог до Шемордино не было.
   
   Ближайшей деревней было - Сорокино. Это всего в километре от Шемордино, если спуститься от дома вниз, перейти речку Выссу, и пройти лугом, а потом - лесом.
   Сорокино отличается также, как и Шемордино - необыкновенной красотой! Здесь протекает река Тирекрея, и она придаёт деревне особый смысл.

   Сорокино располагается на некотором удалении от основной дороги Калужской области - Киевского шоссе - на расстоянии 22 км.
   
   Расстояние до Калуги: 34 км.
   Расстояние до Москвы: 218 км.
   Расстояние до районного центра: 23 км

   Дойдя от Шевордино до Сорокино, дальше можно добраться пешком до нескольких других деревень по ближайшим шоссе: Хвалово-Бабынино-Дяглевка-Рассудово-Поповские хутора-Кромено-Орешково.
   
   А ближайшие населенные пункты после Сорокино: Кулешовка (3км), Кумовское (4км), Мезенцево (4км), Осиповка (6км), Поповские Хутора (5км), Рындино (3км), Харское (6км).
   
   Но ходить в Сорокино не пытались. Обычно ездили при необходимости на машине до Калуги.
   
   Пожалуй, пора вернуться к тому моменту, когда дом-дача был приобретен.
   Дом - пятистенка. Это означает наличие капитальной пятой стены, разделяющей дом на два, имеющих общую стену. К дому прилегал большой участок земли, разделенный хиленьким заборчиком на две части по линии этой - пятой стены.

   Дом - деревянный. Фундамент - из мраморных плит. И из этого же Шимординского мрамора с внешней стороны дома была выложена веранда.

   В доме была единственная большая комната с русской печью посередине.

   Со временем русскую печку снесли и сложили голландку.

   В итоге - промахнулись. Голландка давала тепло только, когда топилась. А затем дом быстро выстуживался. Все лежанки и кровати для многочисленных семей располагались вдоль всех стенок дома. Но вскоре взрослые почувствовали необходимость в своих изолированных углах. И большую комнату разгородили на маленькие. Кроме того, с внутренней стороны дома построили ещё одну веранду, причем - двойную. Сначала строили из мраморного камня, который мужчины привозили из заброшенной каменоломни. Глину и песок для строительства тоже привозили тачками из карьеров. Но работа была трудоёмкая, поэтому к каменной веранде пристроили деревянную. Получилось неплохо.
   
   Кстати, последний огромный мраморный камень так и остался лежать неиспользованным - на участке.

   Первые "разборки" между семьями произошли, когда нужно было выбирать - какой семье какая веранда должна принадлежать. Спор пришлось решать с помощью жребия. Веранда с внешней стороны дома досталась - Кате и Хохлу, а двойная веранда с задней стороны дома - Володе с Милкой и Сережке. Именно об этом он и мечтал. Размер веранды позволял превратить её в жилую комнату, в которую Серёжка и переехал жить.
   
   Хотя деревня уже не функционировала, как настоящее большое село, электричество было не отключено, и за свет оставшиеся жители платили регулярно. В доме была настоящая русская печь. Как и положено, в деревенских домах была в центре дома огромная единственная комната - "зала" и кухня, выходящая крылечком во двор. Дрова мужики, зарабатывающие этим извозом, поскольку лес был рядом, продавались и завозились по домам.
   
   Участок сзади дома был запущенным. Им никто давно не занимался. И только одиноко стоял покосившийся старый туалет. И опять же мужчины построили новый туалет, так как в старом можно было провалиться в выгребную яму.
 
   Потом постепенно стали отвоевывать у запустенья - кусочки земли для клумбочек с цветами. Вскоре за клумбами появились первые грядки с зеленью и клубникой. Грядки требовали ухода и уменья. Появились недовольные - те, кто работал на грядках больше других. Может быть, поэтому, как-то незаметно, на участке появились отдельные грядки - Катины и Милочкины.

   Земли хватало на всех с излишком. Сажали и овощи и цветы. Причем, земля была так запущена, в связи с тем, что в доме никто давно не жил, что каждую новую грядку приходилось отвоевывать у целины.
   
   Ещё позже стали осваивать землю за пределами двора, и сажать - картошку. Земли было много - около 20 соток. Обрабатывали под картошку только часть её. Поэтому большая часть участка - пустовала, зарастая каждый год репейником. Картошку сажали сообща.
   
   Самой трудной работой был ежедневный полив огорода. Воду брали из речки. А затем её надо было поднять вверх на участок. Со временем купили мотор и научились с его помощью подавать воду из речки наверх.

   Как-то скинулись с соседями и пригласили буровиков. Буровая долго бурила скважины на косогоре около домов. Но так воду и не нашли. Речка слишком глубоко запрятала свои поземные воды и делиться ими с людьми не захотела.
 
   И только Борин племянник сумел проложить от речки трубы и установить мотор так, что летом вода качается постоянно. Соседи - Боря с женой Ларисой дружили с Володей и до сих пор поддерживают теплые отношения с Милочкой и Сережей.
   
   После покупки дома в Шимордино, на все лето вывозили на дачу ребятишек. У Кати с Хохлом было две дочки - старшая Марина и младшая - Юленька.

   У Милочки с Володей рос приемный сын - Серёжа.

   Марина повзрослев, вышла замуж, и у неё тоже родились две девочки - Женечка и Олеся. Новое поколение сменяло старшее, и тоже проводило свое счастливое детство на этой же даче...


   Когда мы с Виктором первый раз приехали в гости в Шимардино, то, что мы увидели, заворожило нас своей первозданной красотой. Это действительно была Русская "Швейцария". Деревня раскинулась на возвышенности. С трех сторон подступал дикий лес. Там водились не только грибы и ягоды всех видов и сортов, но и волки с кабанами. С четвёртой стороны был обрыв. Если подойти к краю, - увидишь внизу извивающуюся речку, за которой раскинулись покрытые бархатной зеленью луга, а на горизонте опять гребешки лесных зарослей.

  Утром рано вся долина была залита молочным туманом, который медленно редея, заползал вверх на холм и разливался по улицам молочными реками.
   
   У хохла была своя машина, у Володи с Милочкой тогда её ещё - не было, поэтому хохол, вывозя на дачу свою семью, всегда заезжал за Володей и Милочкой.

   Свежий деревенский воздух, кажется, шел Милочке на пользу. На работу она возвращалась посвежевшая.