О Смоленской иконе Божией Матери

Николай Мринский
Не бойтесь ничего. Промысл Божий управит все!

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

Смоленская икона Божией Матери известна на Руси с древнейших времен. Сейчас она находится в Смоленском Свято-Успенском кафедральном соборе и наряду с Владимирской и Казанской является одной из трёх величайших и наиболее почитаемых в нашем Отечестве православных святынь. Тип этой иконы называется «Путь указующая» («Одигитрия»): Божья Матерь и Христос смотрят прямо на зрителя, а сама Богородица словно указывает рукой на сына, как на единственный путь человечества к спасению. По преданию церкви считается, что первую «Одигитрию» написал ещё во время земной жизни Богоматери апостол и евангелист Лука. Святитель Димитрий Ростовский предполагает, что образ был написан по просьбе антиохийского правителя Феофила. Из Антиохии святыня была перенесена в Иерусалим, а оттуда в V веке императрица Евдокия, супруга византийского императора Феодосия, отправила ее в Константинополь. Когда близ императорского дворца у залива Золотой Рог была построена Влахернская церковь, икону вместе с другими реликвиями, связанными с Богородицей, поместили туда и она стала главной в Византийской империи. Греческий император Константин IХ Мономах (1042–1054), выдавая в 1046 г. свою дочь Анну замуж за князя Всеволода Ярославича (сына Ярослава Мудрого), благословил ее в путь этой иконой. Предполагается, что отсюда и произошло ее название «Одигитрия», (в переводе Путеводительница). Так икона впервые попала на русскую землю. Сын князя Всеволода Владимир Мономах в 1101 г. установил святой образ в новом Смоленском соборном храме Успения Пресвятой Богородицы.

На этом месте сейчас находится кафедральный собор. С того времени икона получила название «Одигитрия Смоленская» и было сделано множество списков с этого почитаемого образа. Из многочисленных чудес, совершившихся от этой иконы, особо знаменательно избавление Смоленска от разорения монголами 24 ноября 1239 г. Предание гласит, что во время грозного нашествия на русскую землю полчищ Батыя, жители Смоленска, узнав, что завоеватели остановились недалеко и хотят внезапно напасть на их город, обратились с горячей молитвой к Божией Матери перед Ее чудотворным образом... По гласу, исходившему от иконы, самоотверженный православный воин Меркурий ночью проник в стан хана Батыя и перебил множество врагов... В 1456 г., по просьбе жителей Смоленска во главе с епископом Мисаилом, икона была торжественно с крестным ходом возвращена в Смоленск, а в Москве остались две ее копии. Одна была поставлена в Благовещенском соборе, а другая - «мера в меру» - в 1524 г. в Новодевичьем монастыре, основанном в память возвращения Смоленска России. Монастырь был устроен на Девичьем поле, где «со многими слезами» москвичи отпускали святую икону в Смоленск. Считается, что молитвы верующих перед «Одигитрией Смоленской» помогли войскам Василия III (старший сын Дмитрия Донского) вернуть Смоленск России в 1514 г. после 110 лет литовского владычества. Последний Смоленский князь Юрий в начале XV в. принес икону в дар великому князю Василию, и ее перенесли в Благовещенский собор Московского Кремля.

В 1602 г. с чудотворной иконы был написан точный список (в 1666 г. вместе с древней иконой новый список возили в Москву для поновления), который поместили в башне Смоленской крепостной стены, над Днепровскими воротами, под специально устроенным шатром.  По данным историка С.М. Соловьева, икона Божией Матери Одигитрии, ставшая затем Надвратной, была написана в 1535 году в Москве по повелению царя Иоанна IV Грозного художником Посником Ростовцем, за что ему пожаловали «сукно в два рубля и еще два рубля денег». В Смоленск эту икону прислал в 1602 г. царь Борис Годунов для сооруженной здесь в 1596-1602 гг. крепостной стены, строительством которой он руководил. Смоленский дореволюционный историк И.И. Орловский пишет об этом так: «Осенью 1602 года стену освятили, причем, на главных Днепровских воротах города, поставили в нише большую икону Божией Матери - Одигитрии, копию с соборной иконы, присланную из Москвы царем Борисом Смоленску, как образ покровительницы града и небесного стража новой крепости». Священник Н.А. Мурзакевич в своем «Историческом описании Смоленской Чудотворной иконы Божией Матери - Одигитрии» в 1831 г., указывает её размеры - «высотой 2 арш., шир. 1 арш.». С момента принесения в Смоленск икона постоянно находилась в главной (из девяти) проезжей башне - Фроловской (Днепровской) в специально устроенной со стороны города нише над воротами (отсюда и Надвратная). Позже, в 1727 г., там была устроена деревянная церковь, а в 1802 - каменная.

В 1611-1654 годах, когда город пребывал в составе Речи Посполитой, не смотря на насильственное окатоличивание, икона по-прежнему оставалась на своем месте. Именно перед ней совершил свою первую благодарственную молитву вновь присоединивший Смоленск к Московскому государству царь Алексей Михайлович, который торжественно въехал в него 23 сентября (6 октября по нов. стилю) 1654 г. Отечественная война 1812 г. явилась временем всеобщего прославления Смоленской иконы Божией Матери, которая стала тогда покровительницей и путеводительницей всего русского войска. Вскоре после вторжения армии Наполеона в пределы России начались ожесточенные бои за Смоленск. 5 (18) августа город-крепость подвергся обстрелу из 300 орудий. Однако французам все же не удалось в тот день овладеть Смоленском. Сражение закончилось в 9 часов вечера. В полночь ген. Д.С. Дохтуров получил приказ генерала от инфантерии Барклай-де-Толли оставить Смоленск, что и было исполнено войсками за два часа до рассвета 6 августа. По инициативе 28-летнего начальника артиллерии 1-й Западной армии ген. графа Александра Ивановича Кутайсова русские артиллеристы спасли и вывезли особо почитаемую в русском православии Смоленскую икону. Впоследствии ген. Алексей Ермолов писал: «Я приказал вынести из города образ Смоленской Божией Матери, укрывая его от бесчинств и поруганий святыни. Отслужен молебен, который произвел на войско полезное действие».

Ещё одно описание оставил другой очевидец тех событий - боевой офицер, поэт Ф.Н. Глинка: «В глубокие сумерки вынесли из Благовещенской церкви икону Смоленской Божией Матери. Унылый звон колоколов, сливаясь с треском распадающихся зданий и громом сражения, сопровождал печальное шествие сие. Блеск пожаров освещал оное, между тем, черно-багровое облако дыма засело над городом, и ночь присоединила темноту к мраку и ужас к ужасу!». Представляет интерес и свидетельство находившегося тогда в Смоленске при штаб-квартире 1-й Западной армии английского генерала-шпиона сэра Роберта Вильсона: «Когда я обратил на то, какое нравственное впечатление в России произведет оставление священного города, как Смоленск, главнокомандующий ответил: «в этом отношении я ничего не опасаюсь, об этом я уже позаботился. Пресвятая Дева у нас в лагере. Эта икона единственно придает значение этому городу в глазах русских. Она, в торжественной колеснице, будет постоянно следовать за войсками, и ее будет охранять особенно для того назначенный батальон». Сопровождение Надвратной иконы Одигитрии было поручено 1-й батарейной роте полковника В.А. Глухова из состава 3-й артиллерийской бригады, входящей в 3-й корпус 1-й Западной армии. Данная рота принимала активное участие в боях под Смоленском 5 (18) августа. Затем, расположившись в Мстиславском предместье, вела бой за город, однако вместе с другими войсками под неприятельским огнем вынуждена была отступить для занятия следующей позиции у Молоховской башни (ворот).

Во время отступления, французское ядро попало в один из зарядных ящиков 1-й батарейной роты. Взрыв был таким, что от ящика осталось только одно днище. Этот ящик был сохранен и затем в нем, как в колеснице, возили Надвратную икону Богоматери в течение всех трех месяцев ее пребывания в русской армии. Фельдфебель и солдаты роты полковника Глухова, приняв икону в свое ведение, соорудили для нее особый деревянный киот, который окрасили в зеленый цвет и убрали разноцветными лентами. Через 3-4 дня после выхода из Смоленска для сопровождения святыни были назначены церковнослужитель и особый священник, которые совершали перед ней молебны в течение всей военной кампании. С этого момента Смоленская икона Божией Матери, истинно «Взбранная Воевода», постоянно находилась в 3-й пехотной дивизии ген.-л-нта Коновницына, укрепляя силы и боевой дух воинов всей Русской армии. При ней, помимо полковника В.А. Глухова, всё время состояли: штабс-капитан И.Ф. Богданович, поручик А.И. Гречь, подпоручики М.К. Реан, Г.Г. Сигунов, А.А. Ольхин, прапорщики Н.Г. Сигунов и П.Д. Зеленин. Апофеозом пребывания иконы Божией Матери Одигитрии в Русской армии стало обнесение её по приказу ген. Голенищева-Кутузова перед рядами всего войска накануне Бородинской битвы, с целью укрепления духа и поддержки мужества русского воинства. Торжественно, в сопровождении крестного хода, в молитвенной тишине, стоящей тогда на громадном, сплошь изрытом поле, Смоленскую икону в золотом венце и серебряном окладе пронесли на особенных носилках.

И по всему лагерю, раскинувшемуся более чем на версту, служили тогда перед ней молебны. «Святый Боже, святый Крепкий; святый Бессмертный, помилуй нас»! Так горячо молились солдаты и офицеры, набираясь сил перед страшным сражением, перед завтрашним подвигом... Свидетель события, участник битвы офицер Ф.Н. Глинка написал об этом так в известных мемуарных «Очерках Бородинского сражения»: «Духовенство шло в ризах, кадила дымились, воздух оглашался пением и святая икона шествовала... Сама собою, по влечению сердца, стотысячная армия опускалась на колени и припадала челом к земле, которую готова была упоить досыта своею кровью. Везде творилось крестное знамение, по местам слышались рыдания. Окруженный генералами штаба русской армии главнокомандующий М. Кутузов, с непокрытой головой встретил икону и поклонился ей до земли». Древний образ Смоленской Одигитрии, взятый временно в Успенский собор, в день Бородинской битвы вместе с Иверской и Владимирской иконами Божией Матери обносили вокруг Белого города, Китай-города и кремлевских стен, а затем отправили к больным и раненым в Лефортовский дворец. Перед оставлением Москвы икона была взята в Ярославль. Так благоговейно хранили наши предки эти иконы-сестры, и Матерь Божия через Свои образы охраняла нашу Родину. 10 (23) ноября 1812 г. Надвратная икона Божией Матери Одигитрии была возвращена в Смоленск. В этот день к коменданту города майору Горихвостову пригласили члена Смоленской духовной консистории протоиерея Алексея Васильева для получения специального письма от дежурного генерала всех армий ген.-л-нта П.П. Коновницына.

В нём говорилось: «Августа 6-го дня сего текущего года, при оставлении войсками нашими г. Смоленска, святая чудотворная икона Смоленской Божией Матери взята была артиллерийскою ротою, командуемою полковником Глуховым, и с того времени возима при полках 3-й пехотной дивизии, кои во всех боях противу неприятеля охраняли оную в рядах своих. Войска с благоговением зрели посреди себя образ сей и считали оный благоприятным залогом всевышнего милосердия. При одержании над неприятелем важных побед и успехов приносимо было всегда благодарственное молебствие пред иконою. Ныне же, когда Всемогущий Бог благословил Российское оружие и с поражением врага г. Смоленск очищен, я по воле главнокомандующего всеми армиями, Его Светлости ген. М.И. Голенищева-Кутузова, препровождаю святую икону Смоленской Божией Матери обратно, да водворится Она на прежнем месте и прославляется в ней русский Бог, чудесно карающий наконец кичливого врага, нарушающего спокойствие народов. С сим вместе следуют учиненные образу вклады и приношения - 1809 руб. ассигнациями, 5 червонных золотом, и серебра в лому, отбитого у неприятеля, один пуд». Подводя итог, можно с уверенностью отметить, что в период Отечественной войны 1812 г. перед Надвратной Смоленской иконой Божией Матери Одигитрии вместе с русской армией молилась вся Россия. Ведь за спинами солдат и офицеров, молившихся Богоматери, свою молитву совершали их родители, жены и дети, родные и близкие. И эта молитва, несомненно, давала твердую надежду на ратный успех.

Своим присутствием икона Одигитрии вливала мужество в сердца самоотверженно сражавшихся русских воинов, являясь для них залогом победы. Вообще же списков Смоленской иконы Пресвятой Богородицы, с древнейших времен почитаемой на Руси чудотворной, по всей стране великое множество - только особо чтимых известно не менее 30. Русская православная церковь отмечает день Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» 10 августа (28 июля по ст. стилю). Празднование было установлено еще в 1525 г. в память возвращения Смоленска в лоно Русского государства. По данным экспертов, первописанного чудотворного образа в г. Смоленске нет и прихожане молятся перед другим чудотворным образом «Одигитрии» - конца XVI - начала XVII века. Есть и еще один день празднования Смоленской иконе, прославившейся в ХIХ веке, - 5 ноября. Тогда было установлено отмечать этот день ежегодно в память изгнания врагов из Отечества. Древний образ Смоленской Божией Матери хранился в Успенском соборе Смоленска даже после того, как его в 1929 г. закрыли: в августе 1941 г. после взятия города немцами их интендантские службы извещали командование, что «очень древняя, легендой приписываемая евангелисту Луке икона (...) находится на изначальном месте и не повреждена». Но когда два года спустя Смоленск был освобождён, иконы там уже не было. О судьбе её до сих пор ничего не известно. Место её в Успенском соборе Смоленска после 1945 г. занял список начала XVII в., стоявший когда-то над Днепровскими воротами города, а 1812 г. находившийся в расположении Русской армии. Перед этим образом служили благодарственные молебны после каждой победы, перед ним Кутузов со всем войском молил Богородицу о помощи и спасении России.

Николай Мринский 10 августа 2016 г.