География. 5. География в рыночной экономике

Людмила Сельская
 Записывая мемуары Марии Романовны, мне было интересно, кому бы она посвятила свои воспоминания. Своим коллегам..."маривановнам"? Но в ответ услышала: моей семье.   
               
 
                ***Записки географички***
                *****5. География в рыночной экономике****
                1.Экономический лицей

В конце девятнадцатого века в России, по свидетельству очевидцев, наблюдалось увлечение экономикой с уклоном в марксизм. В конце двадцатого века мы вновь пережили экспансию экономики. Рыночной.

Эпоха перемен подвигла меня и многих моих коллег освоить новый предмет. Мы были востребованы даже «самообразованные». Наряду с теорией предмета мне понравились прикладные направления — менеджмент и маркетинг.
Вооружившись расширенным арсеналом, я ринулась на вольные хлеба — на рынок платного образования. Карьера по вертикальной схеме меня не привлекала — в завучи мне не хотелось. Поэтому я выбрала то, что мне понравилось: профессиональный рост вширь и вглубь.

Переход на работу в платные учебные заведения получился постепенный. Позвонив в экономический лицей, я получила от директора ответ, что пока им географы не требуются, но мои координаты она записала.

Мне было известно, кто в лицее ведет географию — коллега из лучших по городу. Свои шансы я оценила, как равные нулю. Но, к моему удивлению,  директор лицея позвонила после первой четверти и пригласила на работу.

Что могла произойти, чем не угодила опытная и авторитетная учительница!? Я поняла это, поработав в лицее. Причины крылись в существенных различиях контингента учащихся и подходах администрации государственных и негосударственных школ.
Интенсивность моей деятельности существенно выросла. Я вела географию в обычной школе и негосударственном лицее. А по окончании учебного года перешла в лицей полностью.

Теперь я вела географию в 10-х классах, экономику, основы менеджмента и маркетинга в 10-11-х. Оставив сомнения в посильности такой нагрузки, я с головой ушла в работу.

Мне досталось все, что было в ассортименте: аттестация лицея, городские олимпиады по географии и экономике,  день науки и другое. Я работала  шесть дней в неделю  по шесть уроков. И такая деятельность радовала меня. Учащиеся представляли собой интересных, красивых, восприимчивых людей.

Для облегчения своей участи я заполняла обычный ученический дневник: планировала, что, кому, когда мне предстояло преподавать в течение недели.
Среди достоинств лицея, несомненно, стоит назвать основательную психологическую службу, кабинеты информационных технологий, большую аудиторию экономических наук.
19 октября лицей отмечал День Лицея. Администрация арендовала дворец культуры, и его большой зал полностью заполняли выпускники, родители, пресса, спонсоры и  т.д. Готовились к выступлению со сцены учащиеся и преподаватели. Через несколько репетиций они пели, танцевали, изображали, словно всю жизнь только и занимались этим. Можно было бы назвать День Лицея  пиршеством талантов.

Ко Дню науки учащиеся лицея выбирали для деятельности предмет и тему реферата, а во время мероприятия они выступали с сообщением на основе реферата. Учителю доставался огромный объем работы: формулировка тем по географии и экономике, объяснение учащимся алгоритма процесса, проверка черновика, выводов, проверка беловика, оформления.

Затем начиналась тренировка выступлений. Чтобы ребенок выступил перед слушателями интересно и качественно, мне приходилось выслушивать его несколько раз. Не всем от природы дан дар оратора, но учить этому надо. Дети — благодарная среда, со временем они обязательно оценят полученный опыт.
Моя задача как руководителя заключалась в том, чтобы ученик получил позитивный опыт выступления и удовольствие от всего процесса деятельности по реферату.

                2.Английская школа

Первое впечатление от новой работы я отразила в дневнике миниатюркой:

«Торнадо, тайфуны, цунами, землетрясения и бермудские треугольники я преодолевала совершенно воздушно и легко. Я сама была вулканом, извергающим идеи и энтузиазм. У меня легко переваривались новая информация и старые проблемы, и все многоликие жизненные роли потянули бы на приличные номинации.
Но вот я позволила себе устать. Свернуться теплым клубочком в укромной и надежном месте. Сразу вползли хитрые Жалость к себе и Любовь к себе. Они быстро уговорили меня уйти с бойких перекрестков в Тихую обитель. На годик, а там видно будет. Восстановить силы, почистить перышки.

Так я нашла себе работу в небольшой частной школе в тенистом городском переулке. Детей мало, и все в пиджачках с галстуками; коллег немного, и половина из них учителя английского языка; часов мало, и есть свободный день. Чувствуете, как ласкает слух: Тихая Обитель. Идиллия, каких на Земле не бывает.
На первом педсовете я узнала много интересного. Дети ездили в Англию, чтобы учиться и отдыхать. Три девочки дважды задерживались полицией, за кражу косметики и хулиганство. Они нарвали яблок в садике, где шли занятия у начальных классов английской школы, и играли ими в бадминтон. Одной из девочек несколько раз отказывали хозяева в жилье, возможно, за грубость в общении. Парнишки преуспели в растратах на гамбургеры и аттракционы и, как раньше писали в книгах, наделали долгов.
Да…Хорошо хотя бы то, что в моей Тихой обители не оказалось вампиров».

Это, конечно, эмоции новичка и чужака. Но постепенно я адаптировалась, втянулась в работу, познала сильные и слабые стороны школы. Прижилась, как говорится.
Школа размещалась в двух зданиях: начальные классы и курсы английского, немецкого и французского языков имели постоянный адрес, а старшая школа арендовала помещения.

Личность директора школы заслуживает специального внимания. Она была соткана из мощного позитива, жизнелюбия и подвижничества. При этом противоречия и недостатки дополняли ее образ. Но в итоге эта женщина являлась цельной натурой с сильным характером, благодаря которым школа существовала.

Любая школа, в том числе частная, объект для соседей беспокойный. Ученики народ хлопотный — ведь они не ходят строем, с лопатами на плече и с песней, как работники в Северной Корее. Поэтому таких арендаторов владельцы помещений старались выжить.

Возможно, пуская школу, хозяева помещений думали, что она им будет финансово выгодна. А выгоняли, убедившись, что ошиблись. Ведь детей в школе мало, их родители не олигархи — доходы НОУ скромные. Олигархов на все школы не хватает.
Пока я работала в НОУ «Английская школа», некоторые мои знакомые считали, что я преподаю предмет на английском языке и что моя зарплата очень солидная.
Директриса ремонтировала каждое помещение, куда мы въезжали. Если классы находились на верхних этажах, она делала ремонт всего подъезда, потому что ей было стыдно перед детьми и их родителями за дестрой.


Несомненная сила НОУ в особенностях детского коллектива: он разновозрастной. Ведь в классах ребят немного — на школьных мероприятиях они как одна семья. Им комфортно вместе, их недостатки взаимонейтрализуются, а сильные стороны дают в сумме мощный позитивный эффект.

В небольшом классе учитель работает с каждым индивидуально. Мы доучивали таких непростых по здоровью и поведению детей, которых обычные школы, выполняя правила всеобуча, выдавливали за свои пределы. Родители порой надеялись на нас, как на последнюю инстанцию.

Например, однажды в разгар учебного года к нам пришел симпатичный блондинчик. По словам его мамы, мальчик забросил учебу, прогуливал школу, связался с хулиганской компанией и тому подобное. Состояние мамы было близким к отчаянию.
При малой наполняемости класса учитель работает с каждым ребенком очень плотно. Итог такой деятельности обычно позитивен. Вот и наш блондинчик стал учиться. Конечно, звёзд с неба не хватал, но год закончил.

Мама радовалась и сама себя спрашивала: «Почему я не пришла к вам раньше?»
В эпоху учительских забастовок приток учеников в частные школы увеличивался, но в стабильные времена родители предпочитают учить детей бесплатно. Так однажды в девятом классе у нас оказался один единственный ученик. Ему пришлось нелегко — его активно обучали учителя по всем предметам.

Но, когда я отправила его на городскую олимпиаду по географии, он занял четвертое место по городу среди полутора сотен конкурентов. Конечно, это не призовое место, но ученик «дышал» к географии ровно: география не была его фаворитом в школьном курсе.
Результат мальчик оценил через год, когда ушел учиться в большой класс в другую школу. Он, видимо, сравнил свои достижения с другими ребятами и, наконец, проникся восторгом по отношению к былым успехам.


         3.Особенности работы в негосударственных образовательных учреждениях

Более десяти лет мне довелось работать в НОУ. Названия их разнообразны — ведь пришла эпоха плюрализма по многим параметрам, например: в оформлении обложек тетрадей и дневников, выборе учебников.

Большинство НОУ набирали старшеклассников. И пока такие учащиеся были в достатке — наборы удавались. Чему, кстати, способствовали и забастовки в государственных школах.
Но позже для развития негосударственного образования появились негативные факторы и прежде всего — демографическая «яма», количество старшеклассников неимоверно уменьшилось. Те учреждения, которые учили младших школьников, пережили демографические конвульсии легче.

Негативно повлиял на рынок негосударственного образования удушающий административный контроль со стороны областного управления. Представьте, как в маленькую частную школу приходит комиссия, в которой человек больше, чем учеников и учителей в проверяемом заведении.

Маленькой школе, имеющей немного ресурсов, трудно соответствовать всем критериях комиссий. Но зато такие учреждения успешно доучивают тех, кого «выкидывают» различные МОУ: детей с некоторыми аномалиями в здоровье и поведении.

В 90-е годы появилось много частных школ, но редкие НОУ выжили. Возможно, причиной послужило и то, что роли основателя и менеджера различны. У первого — ценные оригинальные идеи и пробивные способности на этапе создания школы, а второй воплощает их в рамках требований, законов, документов.
Проще говоря, при пробивном харизматичном директоре  должен быть грамотный, аккуратный завуч. Конечно, такое сочетание идеально для любого образовательного учреждения, но для частного особенно.

Для учителя, работающего в НОУ, очень важны такт, профессионализм. На менторстве далеко не уедешь. А если не владеешь собой, имеешь склонность к истерике, оскорблениям, то останешься без работы: учащиеся напишут докладную, придирчивые родители предъявят претензию администрации школы, и та найдет замену. Это выводы из моего практического опыта.

Интересно, что во всех НОУ, где я работала, были замечательные учителя. Это говорит об умении администрации выбрать специалистов. Но дальше на моих глазах происходило следующее: строгие завучи и категоричные директора воспитывали коллектив учителей преимущественно «кнутом», давлением, критикой и в итоге — увольнением.

Но профессиональный рынок труда не безразмерен. Формируется неформальная репутация учебного заведения. И наступает кризис в достойных кадрах — тех, кто может и хочет работать в НОУ. Ведь обиженные несут информацию громко.

Начало  http://www.proza.ru/2016/08/19/356
Вторая глава http://www.proza.ru/2016/08/21/1491
Третья глава http://www.proza.ru/2016/08/22/428
Четвертая глава http://www.proza.ru/2016/08/22/757
Пятая глава  http://www.proza.ru/2016/08/23/1581
Шестая глава  http://www.proza.ru/2016/08/23/1610