Конёк, да не тот

Борис Тебиев
                КОНЁК, ДА НЕ ТОТ
             Из книги "Тайны книжных переплетов" (Из записок книжника)


Мартовским днем 1907 года на стол начальника жандармского управления города Тифлиса дежурный офицер положил несколько экземпляров тоненькой книжки в скромной  кирпичного цвета типографской  обложке. На обложке на фоне звездного неба был изображен хорошо известный и взрослым и детям герой популярной сказки Иванушка-дурачок, скачущий «над лесами и полями» на своем Коньке-Горбунке. Название книги гласило:

«КОНЕК-СКАКУНОК. РУССКАЯ СКАЗКА»

- Что это? - с недоумением спросил полковник, искоса глядя на застывшего перед ним офицера. - Зачем вы подсовываете мне детские сказки?..

- К сожалению, ваше превосходительство, - докладывал офицер, это вовсе не детская сказка, а преступное издание, содержащее мотивы, предусмотренные статьей 103 Уголовного уложения. Дерзкая политическая сатира на существующие в Российской империи государственные порядки, порочащая особу самого государя императора и всей царской семьи. Извольте обратить внимание хотя бы вот на эти строки:

Как во городе столичном,
Во дворце живет отличном
Царь страны той Берендей...
С ним живут и две царицы,
Две заморские девицы:
Берендея мать  одна,
А другая-то - жена...
На готовом царь живет,
И идет ему доход:
Получает он зараз
Сорок тысяч рублей в час.
Не берет совсем бумажек -
Ни рублевок, ни сотняжек,-
А берет он только злато
(Знать, страна его богата),
Корабли им нагружает,
В банк за море отправляет.

Или вот, полюбуйтесь, на это место. Явный намек на события 9 января. Толпа народа устремилась к царскому дворцу, и что из этого вышло.

Берендей глазком мигнул,
Белой ручкой шевельнул,-
Налетели гайдуки
И донские казаки.
С криком врезались в народ.
Казак плеточкой сечет,
Конь его зубами рвет...
Вскоре ружья загремели:
Царь велел в народ стрелять.
Час, не больше, пролетел,
Навалили груду тел.

Но это, как говорится, лишь цветочки,- продолжал офицер,- а ягодки в конце, на последних страницах. Здесь изображен победоносный народный бунт и бегство царя Берендея, после чего описывается вольный народный сход.

Посудили, порядили,
Перво-наперво решили,
Чтоб не быть у них царям,-
Ни царям, ни их псарям:
Пусть крестьянский-де народ
Сам дела свои ведет.
А потом пошло равненье.
Отобрали все именья
У дворян и у купцов,
Мироедов-кулаков:
Пусть землей владеет тот,
Кто свой пот на пашне льет.

Известие о находке преступного издания в Тифлисе незамедлительно по каналам жандармерии было сообщено в Петербург, в Главное управление по делам печати. Книга не на шутку встревожила царских стражей порядка. К тому же были вскрыты факты крайне нерадивого отношения отдельных чиновников к своим служебным обязанностям. Оказалось, что «Конек-Скакунок» был выпущен совершенно легально почти под самым носом Главного управления петербургским книгоиздательством «Ручеек» и отпечатан в частной типографии известного библиографа и историка искусств Н.П. Собко на Почтамтской улице. Ищеек печатной крамолы, дозволивших сказку к печати, подвел нюх. По недоразумению они приняли «Конька-Скакунка» за перепев известной сказки П.П. Ершова «Конек-Горбунок».

Стремясь исправить допущенную оплошность, Главное управление по делам печати тотчас наложило запрет на опасную книгу. По всем губерниям России были срочно разосланы циркуляры, предлагавшие немедленно выявить и изъять из продажи «Конька-Скакунка». Сообщениями о розыске крамольной книжки и ее автора запестрели страницы столичных и провинциальных газет.

«...По распоряжению Петербургского комитета по делам печати, - писало 8 марта 1907 года «Новое время»,- чинами полиции у газетчиков и продавцов отбиралась конфискованная брошюра под названием «Конек-Скакунок», издание книгоиздательства «Ручеек». 12 марта того же года газета «Родная земля» в корреспонденции «Розыск автора» сообщала: «Полиции предложено принять меры к обнаружению автора книжки, пародирующей «Конька-Горбунка» Ершова под названием «Конек-Скакунок». Вместе с тем обещано денежное вознаграждение лицу, обнаружившему склад издания этой книги и напечатавшего ее книгоиздательства «Ручеек». Пока поиски полиции увенчались отобранием около тысячи экземпляров названной книжки и задержанием около  50 лиц, занимающихся ее распространением».

Тысяча экземпляров сказки, о которых упоминалось в газете, были лишь каплей в море по сравнению с тем полумиллионным тиражом, которым к тому времени выпустили книгу предприимчивые издатели. За несколько месяцев свободной торговли «Конек-Скакунок» приобрел невиданную популярность и быстро разошелся по рукам. Заходя в книжные лавки, покупатели из народа не хотели признавать сказку П.П. Ершова, требуя дать настоящую, «про Скакунка». А «Скакунок» тем временем вовсю гулял по заводам и фабрикам, учебным заведениям и солдатским казармам. С особым интересом читали сказку в деревне. Ведь в ней правдиво и ярко отражалась жизнь русского крестьянства, забитого беспросветной нуждой, томившегося под гнетом помещиков и правительственной бюрократии.

Жизнь книги не прекратилась и после ее цензурного запрета. Уже весной 1907 года появилось первое нелегальное издание «Конька-Скакунка». Сказка вышла под измененным названием «Шапка-невидимка». Для того чтобы сбить с толку царскую полицию, издатели обозначили на обложке книги вымышленные выходные данные. На книге значилось, что она выпущена книгоиздательством «Ласточка» в городе Казани и отпечатана в типографии А.Н. Крылова на Садовой улице. Как выяснилось впоследствии в результате судебного разбирательства, ни Садовой улицы, ни типографии А.Н. Крылова, ни книгоиздательства «Ласточка» в Казани не было и в помине.

Следствие по делу о выходе в свет «Шапки-невидимки» поручили вести Московскому комитету по делам печати, поскольку первые экземпляры этого издания были обнаружены в Москве в мае 1907 года. Московские цензоры сразу же отметили тождество «Шапки-невидимки» и «Конька-Скакунка». Они писали, что в книге «под видом событий, имевших якобы место в каком-то сказочном царстве, автор изображает волнение рабочих 9 января 1905 года, аграрные беспорядки, забастовку, вооруженное восстание, созыв и роспуск Думы, вообще все события последнего времени, причем позволяет себе дерзкие, возмутительные выходки не только по адресу войск и правительственных лиц, но не останавливается даже и перед оскорблением верховной власти... Последняя глава оканчивается описанием крестьянского бунта и бегства царя Берендея, причем... имеется целый ряд мерзких и преступных намеков на современную действительность, в сочувственном же изображении бунта и его последствий нельзя не усмотреть призыва к ниспровержению существующего государственного строя».

В дело борьбы с крамольной сказкой был вынужден вмешаться на сей раз сам министр внутренних дел Столыпин, разославший во все концы страны телеграммы с требованием немедленной конфискации книги. Прокурором Московской судебной палаты на «Шапку-невидимку» был наложен арест и книга присуждена к уничтожению. За выдачу ее автора была объявлена награда.

Оба издания книги - и петербургское легальное, и «казанское» подпольное - выходили не только под разными названиями, но и под разными фамилиями автора. В первом случае это был С. Верхоянцев, во втором - С. Серый. Кем же в действительности был автор столь ненавистного властям и столь любимого в народе «Конька-Скакунка»?

Авторство поэтической сказки принадлежало талантливому поэту-революционеру Сергею Александровичу Басову. Жизнь и творчество этого замечательного человека могут служить ярким примером беззаветного служения общественным идеалам. Еще в 80-е годы XIX столетия Сергей Басов, выпускник тульской классической гимназии, становится активным участником революционного народовольческого кружка, в 1887 году руководит забастовкой на тульском чугунолитейном заводе Байцурова, ведет активную пропаганду революционных идей среди рабочих. В 1889 году его впервые арестовали в Туле, в 1893 году – в Киеве, в 1895 году – в Харькове.

В 1896 году С. А. Басов был арестован и выслан на восемь лет в Якутию, в Верхоянский округ. Отсюда и литературный псевдоним - Верхоянцев.

Поэзия сопутствовала С.А. Басову на протяжении всей его жизни. Его первые стихотворения создавались еще в стенах гимназии. Уже в них проскальзывали свободолюбивые мотивы и ненависть к «гнусному роду» царствующей династии Романовых. Первое из опубликованных стихотворений С.А. Басова-Верхоянцева было написано в 1896 году в Бутырской пересыльной тюрьме и посвящено узникам Шлиссельбургской крепости.

В годы первой российской революции талант поэта проявляется с особой силой. Целый ряд замечательных произведений С.А. Басова-Верхоянцева, написанных в форме революционного сатирического лубка, своим острым, доходчивым словом возбуждал в широких кругах простого народа стремление к лучшей жизни. К их числу относятся антиправительственные памфлеты «Что делал король французский со своим народом и что народ сделал с ним», «Русская история в стихах, или Дедушка Тарас» и другие.

  «Конек-Скакунок» - наиболее значительная работа этого периода. Писать ее, как рассказывал впоследствии С.А. Басов-Верхоянцев в воспоминаниях, опубликованных в 1926 году в журнале «Новый мир», приходилось в чрезвычайно трудных условиях. Опасаясь обысков, он часто уходил ночевать к кому-либо из своих петербургских знакомых, забирая с собой и рукопись. В одну из таких ночевок «Конек-Скакунок» едва не погиб. Выручила соседка хозяев, спрятавшая рукопись от неожиданно ворвавшихся полицейских.

Труд над созданием «Конька-Скакунка» и других сатирических произведений, написанных в те годы, Басов-Верхоянцев считал своей главной революционной работой, хотя эта работа, по его словам, «шла как бы между делом». Книги Басова-Верхоянцева активно использовалась революционерами в агитационно-пропагандистских целях, особенно среди беднейшего крестьянства и солдат царской армии. Власти знали об этом и жестоко карали всякого, кто осмеливался брать в руки и читать «Конька-Скакунка». В ноябре 1907 года, например, командующий войсками московского военного округа, как сообщали газеты, «утвердил представление военного прокурора о предании военному суду бомбардира 2-й артиллерийской бригады Зубрикова за чтение сказки «Конек-Скакунок» и рядового Новоингерманландского полка Лившица за порицание правительства и казаков по поводу участия последних в подавлении народных беспорядков».

В это же время в Сибири Омским военно-окружным судом разбиралось дело солдат 9-го Тобольского стрелкового полка, уличенных в чтении в казарме крамольной сказки. Выступавший на  процессе  защитником  прогрессивный юрист С.С. Анисимов вспоминал, что в числе обвиняемых был солдат-новобранец, который на дневальстве громко хохотал, читая брошюру. Запрещенная книжка попала в казарму от «политиков», которых солдаты полка конвоировали, ведя партию каторжан и ссыльно-переселенцев из Тюмени в Тобольск. Служака-фельдфебель поймал солдата с поличным, с засунутой за голенище сказкой и дал делу надлежащий ход. Во время следствия наученный товарищами солдат показал, что нашел книжку заложенной за ручку двери в отхожем месте. На все вопросы следователя, кто дал ему книжку, читали ли ее в казарме и ходила ли она по рукам, солдат отвечал заученно: «Никак нет», «Не могу знать». Такой позиции держался он и на суде.

Привлеченный к защите обвиняемого С.С. Анисимов, ознакомившись с обвинительным актом, нашел этот документ засаленным и зачитанным до дыр. Оказалось, что военный прокурор — педантичный немец, составляя акт, обильно напичкал его цитатами из «Конька-Скакунка», по которым можно было ознакомиться с содержанием сказки. Находившиеся на гауптвахте солдаты почти целым батальоном читали и заучивали наизусть выдержки из крамольной книги.

Дело о чтении «Конька-Скакунка» вызвало живой интерес у секретарей суда, военных писарей, конвойных, сторожей дома, где заседал военно-окружной суд. Многие из присутствовавших на судебном разбирательстве при зачитывании отрывков едва сдерживали улыбки, в том числе и председательствовавший на суде генерал. Лишь прокурор искренне возмущался поведением солдата, изволившего смеяться над «священной особой» государя императора. Но председатель суда прервал его речь возражением: «Он хохотал, это верно, но ведь он смеялся над Берендеем». Эту реплику С.С. Анисимов и использовал для защиты обвиняемого, доказывая, что герой сказки Берендей — это не «его императорское величество», а сказочный персонаж. Таким образом, вина солдата сводилась лишь к тому, что он не представил книжку начальству. Суд согласился с таким аргументом и, признав солдата виновным в нарушении воинской дисциплины, ограничился тем, что подсудимый был направлен сроком на четыре месяца на гауптвахту.

Даже в суровые годы столыпинской реакции «Конек-Скакунок» имел широкое хождение в народе. Рискуя попасть в руки жандармерии или под суд военного трибунала, сказку переписывали, заучивали наизусть, прятали в тайниках, маскировали. Интересный экземпляр революционной сатиры хранится в Орловском государственном музее И. С. Тургенева. Опасная сказка вклеена в обложку от книги Леонида Андреева «Петька на даче».

Современники высоко оценили не только революционный пафос сатиры Басова-Верхоянцева, но и художественные достоинства произведения, впитавшего в себя богатые краски живой народной речи. Известный литературовед профессор Н.А. Котляревский даже представил «Конька-Скакунка» на соискание Пушкинской премии, но Академия наук по политическим мотивам отклонила ходатайство. Серьезный интерес вызвала книга поэта-революционера у известного пушкиниста Н.О. Лернера. В отделе книжных фондов Государственного литературного музея в Москве хранится принадлежавший ему экземпляр первого издания сказки. К предпоследней странице обложки книги аккуратно подклеены вырезки из газет 1906—1907 годов, в которых упоминается о «Коньке-Скакунке».

Как же сложилась в дальнейшем судьба автора «Конька-Скакунка»? На протяжении многих лет поэт-революционер находился под неусыпным наблюдением полиции. Его неоднократно арестовывали, сажали в тюрьмы, но как создатель «Скакунка» он оставался неуловимым. В предоктябрьский период С. А. Басов-Верхоянцев создает еще целый ряд произведений революционной сатиры, в том числе антимонархический памфлет в стихах «Король Бубен» на мотив известной сказки о голом короле. Памфлет был написан в 1916 году и ходил по рукам в списках. Незадолго до Февральской революции он с большими цензурными купюрами был напечатан в легальной прессе.
Октябрь 1917 года застал С. А. Басова-Верхоянцева в Петрограде, где с лета 1917 года он являлся членом Совета рабочих и солдатских депутатов.  В годы гражданской войны и после ее окончания поэт служил в отряде особого назначения, работал в Москве комиссаром на железной дороге, в органах ВЧК - ОГПУ, в учреждениях Наркомпроса. За самоотверженное служение делу революции в 1927 году он был награжден почетным революционным оружием.

С 1930 по 1938 год С. А. Басов-Верхоянцев заведовал домом-музеем Л.Н. Толстого в Хамовниках.
 
Все эти годы он вел и активную литературную работу. В 20-е годы увидели свет такие его произведения, как «Жадный мужик» (1920), «Расея» (1923), «Калинов город» (1925), «Холопий бунт», «Царь-капитал» (1929) и другие. Позднее С.А. Басов-Верхоянцев работал над воспоминаниями, поэтическим переводом «Слова о полку Игореве», изучал жизнь и творчество Л. Н. Толстого, с которым ему доводилось встречаться еще в годы учебы в тульской гимназии.

Басов-Верхоянцев умер в Москве 1 сентября 1952 года в возрасте 83 лет. В некрологе, подписанном видными советскими писателями, есть такие слова: «Все его творчество было органически связано с жизнью трудового народа».

Со времени написания «Конька-Скакунка» вышло более 20 изданий замечательного литературного памятника периода первой российской революции. Наряду с первым изданием революционной сатиры, давно ставшим библиографической редкостью, я храню на своей книжной полке два издания «Конька-Скакунка» 1917 года и издание 1935 года, выпущенное издательством «Советский писатель» тиражом 6200 экземпляров в иллюстрированном издательском переплете.

О последнем следует сказать особо. Оно интересно не только авторской правкой текста, в который был введен образ Кулика-большевика, но и великолепными иллюстрациями, ярко и образно передающими дух мятежного времени. Иллюстратор книги – народный художник СССР, Герой Социалистического Труда, обладатель Диплома Гран-При Парижской выставки 1937 года Николай Михайлович Зиновьев является одним из основоположников искусства Палеха, которое сформировалось в начале 1920-х годов на основе крестьянских художественных артелей. В творчестве мастеров Палеха отразились приемы и техника русской иконописи и богатые традиции народного искусства.

                Тула, 1977