Три делийских дня было у меня. Часть 1

Шестакова Евгения
Здорова, Дели, мы прилетели!

Весенняя Индия.

Традиционно в Индию, в Дели мы прилетели на рейсе  авиакомпании Аэр Астана.
Индийской валюты у нас с собой не было, поэтому сразу внутри аэропорта мы попытались поменять 20 долларов на рупии в обменном пункте. В первую очередь деньги нам нужны были для того,  чтобы доехать на такси до нужного нам места в городе. Оказалось, внутри зоны прилета и выдачи багажа меняют только не менее 50 долларов. Ну хорошо, дали паспорт, деньги обменяли. Тут же спросили у тетеньки – обменщицы, сколько нам будет стоит доехать до нужного места. Называем адрес в Дели. Она задумалась на пару минут и выдала – 600 рупий! Идите на выход, там есть стойка желтого цвета – предоплаченное такси.  И она оказалась права. Очень удобно!  Заплатили в окошке, и все, можно не переживать, что тебя опять обманут таксисты. Правда, это не мешает таксиситам начать нагло клянчить чаевые.
Едем по Дели. Мелькают знакомые картинки. Я не думала, что так хорошо запомню все вокруг с первого раза.  Вот стоит возле аэропорта на постаменте военный самолет, а чуть дальше танк в камуфляжной раскраске.  Вот дети играют в крокет.  Говорят, что индийские дети играют в эту игру на каждом свободном участке земли. Я дико удивилась, что на большой площадке, где они бегали,  не было мусора. Значит могут индусы сделать, чтобы было чисто, когда хотят?


Недалеко от аэропорта сразу же попадаем в пробку. Чем и удобно Препейд (Предоплаченное) такси - в пробках можно не переживать за тикающий счетчик. Еду и наблюдаю за жизнью вокруг, и радуюсь, что я не хожу пешком по этим заплеванным и загаженным улицам.

Утро, индусы умываются прямо на улицах, тут же они бреются и специальные чистильщики чистят им уши острыми палочками.

Итак, Дели. 60 миллионов населения. Наш друг индус сказал, что вместе с пригородами их может быть все сто миллионов.  Плюс не посчитанные бродяги, живущие под мостами и на улицах.

Для меня эта цифра была чем-то космическим, у меня это просто не укладывалась в голове. Как так?!  Сколько же их, сколько же их… Мне кажется, что Индия обогнала таки Китай по населению. В Китае то считают народ, а тут особо никто не считает. *улыбка*

Вся пробка по дороге из аэропорта Дели в город, как мне кажется,  из-за того, что в одном месте 4 или 5 рядов сливаются в один. И весь этот поток  едет по узкому мосту. Я не знаю, то ли так там было всегда, то ли это происходит из-за строительства метро.  Но в прошлый наш визит в Дели, осенью, было то же самое.

Очень часто в Дели в названиях разных клиник и ресторанов мне попадалось труднопроизносимое слово «Индрапрастха». Я все думала – что это значит? Оказалось это название древнего городища, которое давно существовало на этой территории.  Люди здесь стали селиться в 3-4 веке до нашей эры.  Город  бурно развивался в 8-9 веке до нашей эры.

Интернет нам говорит, что городище было основано на берегу Джамны братьями-пандавами, мифическими героями индийского эпоса «Махабхарата».

Обращаю внимание на  интересные штуки из ткани, которые болтаются  сзади у легковых и грузовых машин. Наверное, это наши аналогии красным тряпочкам, которые привязывают к буксировочному крюку. В Казахстане, среди местного населения есть такое поверье –  тряпочка от сглаза на удачу. Этим обычно страдают жители южных регионов нашей Республики.  Причем, он стоимости авто это не зависит. Задрипанные, обмусоленные красные тряgки могут болтаться сзади и дорогого Мерседеса и какой-нибудь полуживой Ауди 100.

В те же далекие времена в Индии  был построен Дхиллика-первый из семи средневековых городов, основанных Томарами, местными раджпутскими вождями. Сейчас  это место известно как Лалкот. Традиционно город был окружен мощной стеной, славился прекрасными храмами, парками, озерами. Все это было в 12 веке. Дальше их захватили чауханы из Центрального Раджастана. Они значительно расширили границы города, построили вторую крепостную стену с мощными воротами.

Власть этих правителей продлилась не долго. В конце 12 века султан Мухаммед Гурии взял город в свои руки.  Индусы больше не правили в Дели, началась эпоха мусульман.
Индусских княжеств вокруг было много, но все они были раздроблены и не могли оказать серьезного сопротивления завоевателям. И уже к началу 13 века в Северной Индии образовывается  Делийский султанат. Это было феодальное государство.

Опять «идем» в Интернет и читаем дальше – «Захватчики ассимилировались с местным населением и создалась уникальная культура, отражение которой мы можем наблюдать в Индии и по сей день. Слияние культур породило единственный в своем роде архитектурный стиль, названный индоисламским, поэтический язык урду, различные формы и стили музыки, танцев, одежды, своеобразную кухню.»

Позже многочисленные правители Индии, сменяющиеся один за другим, построили еще шесть городов -  Сирии, Туглкабад, Джаханпанах, Фирозабад, Дин-Панах, Шаджаханабад.

В 1911 году британцы сделали Дели столицей Британской Индии.  На этом все. Истории Дели мне хватило.
 
Вернемся на улицы города.  Настоящее удивление,  это увидеть на запруженных моторикшами и побитыми машинами улицах Дели  пятисотый Мерседес. Я их увидела целых два в Дели. И целых два Ягуара. 

Я не знаю стоимость бензина в Индии, но солярка стоит 230 тг за литр.  Для сравнения, в Алма-Ате солярка тогда стоила где-то 80-89 тенге за литр.

Оригинальный грузовик без стенок везет напитки.  Типа все само охлаждается. Большой холодильник на колесах, которому не нужно электричество.

В Дели в марте красиво! Везде цветут высокие деревья с ярко красными цветами.
И по дороге все чаще попадаются вполне себе приличные дома. И строения, очень похожие на дома в Каире, расположенные  вдоль реки Нил.
 
Мы прилетели в Дели  в день какого-то религиозного праздника. Поэтому возле храмов были пробки и столпотворения. А если машины начинали ехать, то через дорогу начинали сновать люди. 

Стоит,  стоит на обочине мамаша с тремя детьми и каааааааааааааак ринется в поток машин.

На удивление Скорую помощь и полицейские автомобили пропускали быстро. Даже в пробке все как-то ужимались.

 Не устаю разглядывать мотоциклы и мопеды. Чего тут только нет!

За окном мелькает обычная уличная придорожная жизнь. Мы находимся уже не на  окраине Дели. Мы едем по городу к Мейн базару. Мейн базар – этакая туристическая Мекка. В этом районе много отелей с ресторанами на крышах.

Вот, наверное, счастливый индийский ребенок.  Сидит себе, играет наверху горы мусора, который навален в старую телегу без одного колеса. Кто-то остановился на обочине, слез с мотороллера, снял  штаны и тут же опорожняется на край дороги.  Это не просто фу. Это фу фу фу.

Стоишь в пробке – и нет тебя покоя от торговцев едой и разными мелочами. Они идут друг за другом, сплошной стеной.

Я понимаю, когда в пробках предлагают еду и воду, но вот зачем мне вертолетики- самолетики? *улыбка*

Но, эти продавцы не воруют и не убивают * хочется так думать*.  Они просто работают - продают что-то. И, мне кажется, что это хорошо.

И опять ситуация – человек стоял на обочине дороги. Машины поехали, он поднял руку жестом показывая - Ээээ! Машина стой! Я иду! – и смело ринулся под колеса. Я не знаю, каким чудом мы его не сбили…

Часто пешеходы и те товарищи - индусы, что передвигаются на скутерах, передвигаются по одним и тем же обочинам.

Хорошо, что в Дели нет морозов. Зимнюю обувь можно не покупать. Наверное, сланцы - это индийское все!  Я видела много прилично одетых врачей в костюмах или брюки-рубашка и на ногах сланцы.

По словам нашего знакомого из Дели коррупция среди гаишников такова, что можно ездить и пьяным, и не пристегиваться,  и разговаривать по телефону.
О чудо! Пробки то кончились! Оказывается, в Дели бывает и так! Находимся в районе Железнодорожного вокзала.  Тут совсем недалеко до нашего отеля. * Всю дорогу мы смотрим в навигатор, потому что наш водитель не знает, где именно находится нужный нам отель.

Замечаю номер на дереве. Интересно, все деревья в Дели так пронумерованы?

В этот раз мы ездили по Дели очень много и я внимательно наблюдала, что же происходит вокруг? Особенно на обочинах и под мостами. Там везде живут люди. В каких - то палатках, в лачугах сделанных из тряпок и картона. Наверное хорошо, что в Дели нет зимы. Или наоборот -  плохо.
 
Иногда рядком лежало по несколько тел, накрытых с головы до пят какими-то тряпками. Думаешь -  то ли спять, то ли уже все. А рядом на костре оборванные и ужасно грязные женщины что-то варят в котелках. Тут же в грязи или по мертвым телам ползают дети.

Рассматривая эту жизнь на обочине я все время думала о другой стране с населением в полтора миллиарда. О Китае. Мы довольно много ездили и по Пекину, и по Шанхаю и по другим городам, но такого я не видела...  Наверное, все таки социализм и капитализм - две большие разницы.
 
В Китае, я так думаю, всех бы этих уличных жителей собрали и отправили работать куда-нибудь на завод. Или на поля.
 
Мы спрашивали у нашего водителя - индуса - почему  так живут все эти люди? Нам отвечали, что в Дели, если ты хочешь, работу найти можно и есть недорогое жилье. А эти под мостами жить удобно и хорошо, потому что тут живут наркоманы. Жуют какие-то местные растения, и им больше ничего не нужно...
Наблюдаю интересную картину. Стебли сахарного тростника валяются на грязной земле. Мальчишка носит их в ларек, где их прокручивают через пресс и получают сок. Люди это пьют. Понятно же, что стебли никто не моет. А потом туристы такие- ой бай, понос!

Небольших полицейских будок очень много по городу. Но вот работники полиции нигде замечены не были. Время от времени попадаются на глаза ситхи в своих ярких чалмах.  Оказывается ситхов всего 1, 8 % от всего населения Индии. Я уже писала в своих заметках про Швейцарию, что с ситхами у меня связана особая фобия. Я не могу стоять рядом с ними. Мне кажется, у них под этой чалмой вши, очень много вшей. В течении дня им этот, намотанный на голову длинный кусок ткани снимать нельзя, волосы они не стригут с детства. Жарко, влажно.

В плотном потоке нам все время мешают велорикши.  Желания прокатиться на таком драндулете у меня не возникало. При этом бешеном движении думалось лишь  об одном – у  машины есть хоть какая-то защита. А если тут в тебя кто-то влетит!?
Сейчас, вернувшись уже из нашей третьей поездке по Дели я хочу сказать, что мы адаптировлаись. Мы катались не просто на моторикшах, мы от самой большой мечети в городе до своего отеля прокатились на велорикше. Это было не просто незабываемо! Это был какой-то безумный аттракцион! Я до сих пор не понимаю, зачем мы это сделали, и как мы вообще остались живы. Вообще, наша третья поездка в Дели стала не просто кошмаром, она была десятидневным непрекращающимся ни на секунду адом. Но, об этом потом.

Пока же у нас все хорошо,мы второй раз в Дели и наш таксист, не без помощи навигатора в телефоне,  нашел нужную улицу, на которой находится  отель. Видя все происходящее на улице вокруг нашего отеля, я была в шоке.   От Международного госпиталя Апполо до отеля мы ехали около полутора часов по пробкам. Стоила поездка 600 рупий.  И, наверное, минут 15, мы ехали пару кварталов по этой узкой улице.  Странно, что тут не было коров. *улыбка* Я бы ничему уже не удивилась.