Черногорские заметки

Роберт Багдасарян
Пользуясь открывшимися перед бывшими “совками” с развалом СССР широкими возможностями “поглазеть мир” и являясь ярым поклонником именно морского отдыха, я, уже оценивший сходную цену весьма относительной релаксации в соседних Грузии и Турции, замечтал о более цивильных и культурных странах  вроде Греции или ее “кровного братца” Кипра. Задумано-наметано, денежки, слава Богу, есть, следовательно, - прямая дорога в турагентство. Но иногда вполне рутинные моменты могут в одночасье резко изменить радужные летние отпускные планы... Когда обаятельная сотрудница турбюро с милой улыбкой на личике перечислила ворох документов, необходимых даже лишь для десятидневной поездки в райскую страну Афродиты и Зевса, у меня отвисла челюсть, и я буквально впал в ступор: уже не хотелось ни средиземноморских вод, ни белопесочных пляжей, ни тысячелетних руин, ни археологических диковин... Метаться в ереванский почти сорокаградусный зной по различным инстанциям явно не хотелось! Упавшим голосом поинтересовался, нет ли чего-нибудь для достойного вояжа без оформления кучи бумажек.  Сникшая было девушка вновь оживилась и вмиг предложила Монтенегро, то бишь Черногорию, которая, оказывается, недавно была объявлена для граждан Армении безвизовой на весь летний сезон. Для меня было далековато: перспектива трехчасового полета вовсе не радовала, но интерес подстегивался тем, что мое поколение в советские годы лишь по большому блату в партийных или профсоюзных верхах и собственной пронырливости могло побывать в Югославии – одной из самых “несоциалистических” стран соцлагеря... Ведь “хитрый лис” Иосиф Броз Тито успешно и дипломатично “доил” и русских, и американцев – страна процветала и завлекающе пахла капитализмом... Любопытно, какова же теперь одна из частей этого бывшего рая на берегу Адриатики? Была не была! Спустя пару дней турпакет в пределах моих “кровных” был подобран и выдан на руки деловитой сотрудницей агентства...
...Ранним утром полный моих соотечественников, в основном семей с детьми вплоть до грудничков, Боинг-737 авиакомпании “Armenia” плавно поднял меня ввысь в ереванском международном аэропорту “Звартноц” и спустя часы благополучно посадил в скромном черногорском городке Тиват. Оглядывая неспешно спускающуюся по трапу массу своих сограждан, жизнерадостных и оживленных молодых мужчин и женщин с двумя-тремя детьми, меня исподволь охватила гордость за свой народ и независимую страну: находясь в сложных экономических условиях постсоветского существования и в транспортной блокаде со стороны известных соседних стран, армяне тем не менее находили в себе силы противостоять всем вызовам и даже изыскивать средства для обеспечения хотя бы кратковременного летнего отдыха своим семьям, своим детям... И я невольно подумал: народ с такими прочными морально-нравственными устоями и беспредельной любовью к семейным ценностям, домашнему очагу невозможно сломить и тем более искоренить...
Как и принято в таких поездках, меня и других прибывших этим чартерным рейсом встретил в аэропорту представившийся Александром Беличем молодой обаятельный  гид и на чистеньком новеньком микроавтобусе повез в Будву – столицу черногорской Ривьеры. Город оказался красивым, сродни Сочи по размерам, разнокалиберной застройке и курортным масштабам советских времен, но с гораздо более пышными и роскошными пальмами и другими тропическими деревьями вдоль приморской набережной и главных улиц. Меня подвезли и “сдали на ресепшн” старого и оригинального по архитектуре трехэтажного отеля типа виллы с весьма странным названием – “Грбаль”... Это мне не очень понравилось (напоминало слово “гроб”), хотя чуть позже, по подаренному мне в гостинице буклету, выяснилось, что это название одной из горных вершин Черногории. И тем не менее “неуютные” ассоциации возникли, вызвав недоброе предчувствие...
Миловидная девушка на ресепшн, Драгана, выдала ключи, и я устремился по коридору в предоставленный мне на втором этаже номер - в  предвкушении, наконец, принять прохладный душ и поспать пару часов после утомительного перелета и дороги в город в свежей постели, под мерный тихий гул освежающего кондиционера... Открыв дверь, я опешил: “номер” оказался в буквальном смысле слова чуланом полтора метра на два, где стояла кровать, рядом с ней – уже включенный обслугой гудящий во всю мощь напольный вентилятор, в узкий проем между дверью и стеной было втиснуто подобие гардероба, куда я еле впихнул боком мой чемоданчик... Свет и воздух проникали в этот так называемый “номер” через маленькое окошко под потолком в санузле... Такого шока не испытывал нигде, ни в какой стране, ни в одной гостинице, где мне приходилось когда-либо бывать и отдыхать! Я был сбит с толку, обескуражен, но усталость и необходимость оправиться и передохнуть заставили меня раздеться, разложить кое-как вещи на спинке кровати и, наконец, принять благословенный душ... Улегшись на чистой постели, я стал думать, что же делать дальше. Жить в этой “камере одиночного заключения”  десять дней невозможно, до моря, как показала разведочная прогулка до водворения в эту дыру,  отсюда топать и топать через переполненные машинами трассы и улицы... Куда и зачем я сюда попал? Деньги уплачены в ереванском турбюро немалые, девушка заверила, что предложила оптимальный вариант! “Это один из лучших трехзвездочных отелей Будвы!” - вспомнил он слова милашки при выдаче ему документов турпакета. Это и есть “оптимальный вариант”? Странное понимание иностранного слова “оптима”... Как быть? На этой мучительной мысли я впал в дрему... Разбудил меня стук в дверь – звали  вниз, в столовую, на ужин. Когда передо мной поставили на первое какую-то непонятную ярко-оранжевую жижу с тремя горошинами внутри под названием “гороховый суп”, а на второе принесли полусырые мясные тефтельки с остывшим гарниром, моему терпению пришел конец! Я решительно двинулся к ресепшн и довольно решительно заявил обескураженной Драгане, что не собираюсь оставаться в этом номере и отеле ни минуты. Попросил связаться с представителем армянского турбюро и решить вопрос. Видно, таких “движений” здесь до меня никто не делал, и мой безапелляционный тон возымел действие. Сразу созвонились с кем-то в Ереване, и через полчаса передо мной появился перепуганный мужчина средних лет, представитель международного турагентства “Глобус” в Будве господин Драган. Увидев мой “номер” величиной с купе поезда с гудящим вентилятором впритык к кровати, он, судорожно вздохнув и разведя руками, окончательно сдался... Клятвенно заверив, что завтра же утром переведет меня в более удобную и достойную гостиницу, он ушел. Мне пришлось, обливаясь потом, почти голышом,  в одних плавках, не накрываясь ничем, переночевать в этой душной каморке - в надежде, что Драган  сдержит слово... Вентилятор я не мог оставить включенным на ночь – утром точно проснулся бы с ОРЗ или даже воспалением легких...
Драган действительно на следующее утро заявился за мной после завтрака в ненавистный мне “Грбаль” и на своей личной машине привез в более достойную, утопающую среди пальм гостиницу. В знак “мировой” турагентства с требовательным клиентом из Армении он протянул мне в подарок бутылку виски, которую я, естественно, не принял, искренне поблагодарив и сославшись, что пью алкоголь, причем исключительно армянский коньяк, лишь по великим праздникам и никак не в жару...
Мое новое пристанище представляло собой длинное трехэтажное здание галерейного типа и туристического класса, каких было понастроено по стандартным проектам, наверное, по всему соцлагерю. Но его главное преимущество оказалось в непосредственной близости к морю! Я возликовал – ведь победил в почти, казалось, безнадежном протесте за свой курортный комфорт и был сполна вознагражден за кошмарную ночь в “камере одиночного заключения” под названием отель “Грбаль”... 
Черногорский сервис не был посрамлен! Браво, Драган из будванского представительства “Глобуса”!
Воодушевленный удачным водворением в светлый, просторный “сингл” на втором этаже нового отеля, я не мешкая переоделся “по-пляжному” и прямиком двинулся по аллее к замаячившему за пальмами парка морю. Выйдя на тщательно ухоженный пляж, я не суетясь расстелил свое видавшее многие черноморские и средиземноморские горячие песок и гальку полотенце-подстилку среди аккуратных рядов белоснежных пластиковых топчанов  под алыми “кока-кольными” зонтами. Не чувствуя никакого подвоха, пару раз окунулся в чистейшие, но прохладные по сравнению со Средиземным морем, воды Адриатики, сделал несколько селфи и распластался в полном блаженстве на своей подстилке... Через минут пятнадцать  тихого кайфа под легкий шум мелкого прибоя, обсыхая, почувствовал над собой тень рослого серба или черногорца, многозначительно уставившегося на меня с блокнотом и ручкой в руках... Я недоуменно привстал... Оказалось, пляж был платный, и с меня требовалось 10 евро за пребывание на нем... Я заметил “хозяину”, что не брал ни топчана, ни зонта, но это здесь не имело никакого значения! Смутившись и смиренно объяснив, что я новичок, еще не разобрался в здешних порядках и с собой нет никаких денег, попросил прощения за свое неведение... Шоколадный от загара рослый детина в цветастых шортах ухмыльнулся, но, поняв искренность моего невольного проникновения на “его территорию”, нехотя отошел, отпустив “лоха”  восвояси...  Я перевел дух и, поспешно собравшись, поплелся искать бесплатный пляж, так как абсолютно не рассчитывал на “перерасход” взятых с собой на вояж средств в десять евро ежедневно – мой наличный бюджет в бумажнике изначально не был рассчитан на “форс-мажоры” подобного типа... К счастью, плестись пришлось недолго - бесплатный, слегка замусоренный, как в свое время на советских курортах, неширокий мелкогалечный пляж оказался всего в пяти минутах ходьбы от покинутого мною “респектабельного”...
Наблюдения от проведенной в Будве “морской декады” довольно любопытны.
Кроме моря, которое здесь оказалось очень чистым, но довольно прохладным и глубоким, меня интересовали и другие стороны жизни неизведанного мною ранее Балканского края. Например, большой минус: на будванском побережье Адриатики не получится любоваться морскими закатами, которые очень люблю... Обычно где бы ни отдыхал, засиживался на пляже или набережной до самого последнего луча солнца, медленно погружающегося на горизонте в темнеющую на глазах воду... Солнце в Будванской бухте, увы, скрывается в противоположной морю стороне - за лесистыми горами... 
Самое отрадное явление на пляжах Будвы - обилие многодетных семей, в основном сербов и черногорцев. Нельзя было без умиления смотреть на заботливое отношение молодых пап и мам, возящихся с детьми мал мала меньше как на берегу, так и в воде... Оказалось, сербы и черногорцы такие же любвеобильные и ценящие семью и детей народы, как и мой родной армянский народ...
Другое наблюдение, несколько удивившее меня: сербы и черногорцы, будучи южными славянами, как ни странно, едва понимают русский язык, и весьма сложно было по-настоящему общаться с ними на пляжах, в магазинах, на улицах. Оживленных бесед на разные темы с ними на пляже фактически не получалось – весь разговор сводился к обмену парой-другой кратких фраз и вопросов-ответов не без помощи жестов... Изредка попадавшиеся мне соседями рядом на пляже, с кем можно было  непринужденно пообщаться, оказывались русские, украинцы и белорусы из провинциальных городов, которые все, как один, вздыхали о своей “прекрасной жизни” во времена СССР, видимо, забывая, что тогда не смогли бы и мечтать об отдыхе на этих дальних берегах – в силу массы объективных и субъективных причин...
Прохаживаясь по сплошь усеянной кафе, тавернами и барами набережной и многим улицам города, естественно, заходил также в магазины, бутики и лавочки, полные всевозможных товаров – продуктовых, промышленных, сувенирных. Они почти ничем не отличались по ассортименту и ценам от подобных объектов на всем постсоветском пространстве, и мне почему-то показалось, что республики бывшей Югославии, и в том числе Черногория, сейчас именуемая более “продвинуто” на западный манер Монтенегро,  примерно в том же социально-экономическом положении, что и все остальные страны рухнувшего соцлагеря... Я предвкушал отдых на настоящем европейском курорте, но, по-моему, истинной Европой здесь не особо пахнет – все гораздо ближе бывшему социалистическому миру, даже советскому укладу курортной индустрии Сочи, Ялты, других хорошо знакомыx нам, “совкам”, мест летнего морского отдыха... И тем не менее, десять дней, проведенных в одном из райских уголков Адриатического побережья, отныне стали еще одной запомнившейся “зарубкой” на сердце и неотъемлемой частью моей жизни...

Будва, август 2016



*   *   *