Дело было в Одессе. Прощальная речь друга

Валентина Марцафей
 


   Дело было в Одессе, и не где-нибудь, а в ресторане  гостиницы
«Лондонская» , где собрались друзья  помянуть безвременно ушедшего в иной,
лучший мир своего бывшего товарища по бывшей работе на бывшем заводе 
«Медтехника» - Фиму Тенцера, бывшего лучшего слесаря-инструментальщика.
 

     Когда Изя, взявший на себя ответственность быть распорядителем  на поминальном  обеде ,заплетающимся языком провозгласил  алаверды, 
Иосиф сильно двинул локтем в бок Самеда:
    -Ты шо молчишь, друг называется? Хоть пару слов скажи за Фиму –
вы ж дружили, царствие ему небесное!
    - Эт ты точно, в яблочко – пробормотал Самед, стряхивая навалившуюся дремоту и  постепенно приходя в себя. - Фима всегда без царя в голове был…
    
  Самеда мама нарекла Самуилом, папа с еврейской мамой договориться  не  смог,
и называл сына по-своему, по- азербайджански –Самедом, а на заводе он
отзывался и на третье имя – Сёма. 
      
   Будучи уже не в состоянии после многих возлияний  полностью вникнуть в суть происходящего, Самед  с трудом освободился из тесного ряда стульев и друзей, которые поддерживали плечами друг друга  и, покачнувшись, встал.
   
    - Конечно, я скажу. Про Фиму? Скажу!  Но что сказать? –
 и он многозначительно замолчал.
    - Не тяни резину, Самед, раз начал – говори. Вспомни, что говорил Фима в подобной ситуации? – подсказывал ему тамада, пытаясь изо всех сил выглядеть
трезвее остальных.
   
    - Ну, скажу я Вам, не ожидал я от Фимы… Так раскошелился на такой ресторан, сроду не был я в «Лондонской», хоть живу почти за углом, на Карла Маркса.
Вы же знаете , где Карла Маркса?
    - Ты думай, что говоришь, Сёма!!  Фима здесь при чём?  Фима здесь не при чём. Тем более Карла Маркса - упрекнул Иосиф.
    - Я говорю, что думаю! Не подсказывать! Вот, вспомнил!  Ох, Фима, золотой человечек ты наш… Часто в столовой, как  зайдём  на обед, он говорил мне: « Скажи им пару слов, Самед, испорти им, чертям, обед!» * Это так его давний друг, вроде, говорил. . .
    - Только ты нам, давай, не порть, Самед. Закругляйся!- регулирует Изя.
    - Можно мне стакан воды? – просит Самед, закашлявшись от эмоций.
    - Официант! – кричит Изя. – Официант!
    Откуда-то, из дальнего угла пробирается  неспешно официант.
    - Зачем кричать? – он возмущён.- Я Вас хорошо слышу. Я не глухой.
    - Принесите ему стакан с водой. Быстрее, пожалуйста…
    - Ему с фильтром или без? – медленно вопрошает официант.
    - Он надо мной ещё издевается! Сема, выпейте вина, и пожалейте нас, прошу!
    
   - Понял.  Я что-то  уже долго не вижу среди нас Фимы, он, что,  вышел?  Ну да ладно, мы все тут свои люди, и первый кто его встретит, передаст ему мои слова.
( Послышались чьи-то рыдания.) Плакать не надо, я ещё ничего не сказал. Так вот, друг мой, Фима, я тобой горжусь!-
с большим пафосом сообщил Самед  и победоносно оглядел притихших  сотрапезников.
 Он часто и с удовольствием выступал в былые времена оратором на профсоюзных собраниях. Вот и сейчас он приосанился и продолжил:   
    
  -Ты, Фима, никогда не подводил товарищей  и коллектив. Не было ещё случая,
чтобы ты не подвёл! Это тебе зачтётся.
   Ты,  Фима, всегда шёл впереди и против ветра,  иногда получая
тумаки сзади. Но никогда не оглядывался и не искал виновных.
   А те уже, как назло, поджидали впереди и ставили подножки. Но ты,
Фима, их умело обходил, и  всегда мог вынести то, что другим не удавалось
 вынести. Ты был очень выносливым , Фима,  и мы это ценили. Спасибо тебе, Фима, наше коллективное спасибо.
   
  Ты всегда был нашим мощным оплотом, Фима, и беспрекословно, ничему не
удивляясь, оплачивал наши маленькие междусобойчики.
Мы всегда будем благословлять твою щедрую руку и слабеющую память, которую
ты так ругал и так долго пытался лечить.
  И напрасно, Фима, слабая память- это такое благо, мы поняли это,
благодаря тебе. Она делает людей доброжелательнее и лишает их врагов.
 
  Ты так долго просил жульё,..тьфу ты, заговариваться стал -  Жильё,
Жильё ты просил! А это жульё тебе в ответ – у вас большая коммунальная квартира!
 И ты всю жизнь прожил в коммуналке, как знаменитый Давид Маркович Гоцман!
   Ничего, они ещё позавидуют тебе, Фима, когда ты устроишься на новом месте!
(Опять кто-то зарыдал.)  А ты сумеешь устроиться, Фима,мы верим в тебя.
И плакать не надо, друзья. Лучше пожелаем ему счастливой дороги!

  В заключение, я хочу извиниться перед тобой, Фима, что из-за поспешного твоего отъезда мы с Розой не успели сообразить тебе подарок. Но ты же знаешь Розу, она быстро найдёт причину навестить тебя. Да и мы все постепенно туда переберёмся.
Так что, не тужи, позагораем ещё вместе у лечебного Мёртвого моря!
   
   Что приуныли, друзья? Вот молодёжь меня понимает! – и Самед
приветственно помахал рукой  группке молодых людей, видно, чьих-то внуков,
которые со своими подружками сидели  в дальнем конце стола.
Он заметил, что они всё время почему-то посмеивались и поддерживали его речь
улыбками. Он послал им воздушный поцелуй и, наконец, перевёл дух.

    Самед весь взмок от напряжённой работы мысли и, не найдя платка
в кармане, стал звать официанта.
    - Официянт! Официянт! – тот явился на подкашивающихся ногах.
    - Чего кричите?! Я не глухой. Я хорошо Вас слышу!
    - Будьте добры,  принесите мне салфетку!
    - Вам с лимоном или со льдом?
    - Давайте со льдом. А лимон отдельно.
    - Не понял. С кем лимон делить?
   Самед махнул рукой. Официант махнул рукой. И они поняли друг друга без слов.  Самед тяжело втиснулся, наконец, на своё место.
 Друг Иосиф удивлённо его осмотрел и похлопал одобрительно по колену:
    - Ну ты и мастак! Профффессор!
    - Я шо, не так выразился?! Ты чего мне все ноги отдавил? Смотри –
все довольны. Только Фима, как всегда, где-то задерживается! Всыпем ему, как придёт.

    Все, действительно, были довольны.  И если сначала всем казалось,
что Самед  перепутал поминки с отъездом, то после его вдохновенной
прощальной речи  все почувствовали, что Фима вот-вот объявится и
разделит общую трапезу. И от этого стало всем легче на душе. Как ни странно.

* Намёк на стихотворение
 К.Симонова "Речь моего друга
 Самеда Вургуна на обеде в Лондоне"