Не бывает бывших

Дина Иванова 2
/зарисовка из реальной жизни/


Неожиданный поздний звонок в дверь удивил мирно попивающих чай супругов.

   - Странно, кто бы это, - Егор Григорьевич, поднимаясь,  вопросительно посмотрел на жену.

   - Кто-нибудь из соседей, - спокойно ответила Елена Матвеевна, - давно никто за солью не забегал, - с улыбкой тоже направилась к двери.

И правда, у двери стояла соседка с пятого этажа.

   - Простите меня, пожалуйста, уже поздно, - с виноватым лицом она обратилась е Елене Матвеевне. – Вы же  в прошлом учительница, так хочется, чтобы  помогли дочери. Извелась она вся.

   - Что-то в семье? – сочувственно обратилась к соседке Елена Матвеевна, - проходите, за чайком и поговорим.

   - Нет, нет, не буду задерживать, просто, если можно она к вам завтра забежит за советом. Учебный год на носу. Ко Дню Знаний пришло распоряжение подготовить урок – «Нам мир завещано беречь», а у неё четвёртый класс. Ну, что эти дети могут понимать. Извелась бедняга, а у вас опыт. Вы же в прошлом, - заметила улыбку мужа, - вы же, вы же, - оробев, - всё-таки  педагог. Опыт ведь на всю жизнь.

   - Хорошо подметили, соседушка, - обнял жену Егор Григорьевич, - истинная правда, не бывает бывших учителей.

Елена Матвеевна проводила соседку, пригласив Анжелину, дочь, завтра утром зайти.

   - Пойдём, чаёк допьём, - Егор Григорьевич поставил чайник. – Проблема урока весьма прозрачная. Начать учебный год с высокой патриотической ноты. Что так смутило Анжелину, как ты думаешь?

   - Помог, называется. Мне теперь две загадки решать. Понять, что смутило молодую учительницу и как ей помочь. Знаешь, вспомнилось у Сенеки младшего - «Кого боги хотят покарать, того они делают педагогами».

   - Думай, думай, небывшая, - он ласково посмотрел на супругу и подвинул к ней сахарницу. – Допивай, пойдём спать. Утро вечера мудреней.

Егор Григорьевич очень ценил в своей жене эту нерастраченную заинтересованность   помогать своим бывшим ученикам

Закончив активную педагогическую деятельность, Елена Матвеевна не порвала связь со своими студентами и учителями, которые проходили у неё переподготовку.
Одни стали просто родными, а другие по-прежнему забегали за советом и поддержкой.

Вот и  сентябрь на пороге.
Визит соседки взволновал Елену Матвеевну. Нахлынули воспоминания...
Сколько учителей хороших и разных прошло через её жизнь.
Неплохие профессионалы, но сухие уроко-датели. Ищущие педагоги-воспитатели, те, которые всегда в сомнениях и в поиске…
Во все времена особо ценились качества  личности самого педагога.
Ученики  умеют улавливать, насколько учитель современен, учит тому, чему не перестаёт учиться сам.

Елена Матвеевна не могла заснуть. Мысли толпились в голове.
Она понимала, что родители, учителя и ученики сегодня столь же разные, сколь многослойно само общество.
Сетуют же и учителя, и родители, что ученики стали  более ленивые, более дерзкие.
Большинство школьников проводит своё свободное время за компьютером, мало общаются, мало читают. Сужается их эмоциональная жизнь.
Но они, в тоже время, более продвинуты в общении с электронными носителями, Зачастую весьма информированы.
Нельзя отрицать и того, что многие из них нынче рано узнают, в чём сила денег.
Общество потребления…
И хотим мы, или не хотим им необходимо адаптироваться к современным реалиям. Им жить в этом мире…..
Елену Матвеевну не отпускал  вопрос, чем она сможет помочь Анжелине.

Девушка как раз из тех учителей, которые пришли в школу по призванию.
Это тоже редкость. Тяжёлая на сегодняшний день статистика.
Из всех выпускников педагогических вузов в школу идут работать не более десяти процентов, а остаются … три-пять.
Утрачено уважение к учительскому труду и в моральном, и в материальном плане.
А жизнь продолжается.
Потребность  общества в тех, кто призван «сеять разумное, доброе, вечное» остаётся востребованной.

Пожилой  педагог, засыпая, был уверен, что, отойдя от шаблонной риторики, первый урок, несмотря на несколько  пафосную заявку, может стать камертоном на весь учебный год.
«Главное достучаться до детских сердец, зажечь в них интерес, - надо думать, надо искать к а к ».
...
В дверь соседей с утра позвонили.
Анжелина робко поздоровалась.

   - Простите мою навязчивость, я так часто отвлекаю вас.
 
   - Здравствуй,  смело заходи. Ты меня озадачила. Что тебя смутило в теме классного часа?

Девушка взволнованно рассказала, как проходил педсовет.

    - Представитель «оттуда» давал указания: «Ваша задача способствовать воспитанию патриотизма, сотрудничества, ответственного отношения к миру. Добиться закрепления государственной символики. Пробудить гордость за внешнюю и внутреннюю политику государства. Раскрыть принимаемые меры нашим правительством по обеспечению национальной и международной безопасности….». - И это в командном тоне. Все молча поглядывали друг на друга, понимая, как строго воздастся за отход от этих указаний. Было непросто скучно, было чуточку страшно. За себя, за ребят. Хорошо, что наш завуч по воспитательной работе смягчил ситуацию. Он спросил, можно не в лобовую, а чуточку лиричнее провести урок, с учётом возраста учащихся. Последовал ответ – «Выбор средств за вами. Главное донести идею заботы о мире и о процветании наших людей…».

   - Так в чём твоя сложность? У тебя же хорошее взаимопонимание со своим классом. Тебе не надо митинговать.

   -  Да, неплохое. Но меня не отпускает вопрос Пети, вы его знаете он из нашего дома. На каком-то уроке он спросил: - «В чём вина моих родителей, что я не могу давать деньги на ремонт школы? Нам иногда просто нечего есть, а некоторым некуда девать деньги?». - Как говорить о процветании?

   - Понятно. Растерялась. А ты знаешь, что у Пети удивительные люди бабушка и дедушка? Они сохранили сад  пра-прадедов. Какая у них антоновка. Угощали меня. Аромат на весь дом. А, что его дед мальчишкой партизанил, знаешь? Вот и попробуй подключить его и других ребят к пониманию, что в них заложены гены, тех, кто  нашу жизнь сохранил.  С чего начинается человек? Если хочешь – патриот.  Дом, семья, друзья, школа... Помнишь у Ошанина: «Пусть всегда будет солнце, пусть всегда будет небо, пусть всегда будет мама, пусть всегда буду я».

   - Помню: - «Милый мой друг, добрый мой друг, людям так хочется мира…».

   - У тебя же в распоряжении такая техника, да и твои питомцы «вооружены» разными смартфонами. Мне вспоминается давний открытый урок учителя музыку с похожей тематикой. Она спроецировала на доску Земной шар. Подняла детей, все взялись за руки и хором… мы дети Галактики,… но самое главное… мы дети твои, дорогая Земля…. По сей день помню их лица.

В глазах Анжелины зажглись огоньки.
Елена Матвеевна почувствовала, что у молодого педагога тропинка поиска расширяется.

   - Очень важно, начиная учебный год, вызвать интерес у детей к окружающему их миру, - продолжала  Елена Матвеевна, - к пониманию МЫ - это сила.  Так и зарождается любовь и ответственность ко всему тому, что люди взрастили, сохранили, защитили, - задумалась, - жизнь прекрасна, Анжелина, но она сложна и противоречива. Нам всем надо учиться держать удар.

   - Спасибо вам, Елена Матвеевна. Вы меня встряхнули.

   - Вот и хорошо. Ты в поиске, значит, всё получится. Главное, чтобы ты сама была уверена, что  каждый из нас и стар и мал, и ученик и учитель  причастны к тому, что именно НАМ мир завещано беречь. Твоя искренность, твоя убеждённость заденет ребят. Согласна?

   - Да, согласна. На таком уроке важны даже не сами слова, а  именно  убеждённость в правоте сказанного, - внимательно посмотрела на Елену Матвеевну, - вы абсолютно правы. Спасибо. Я пойду думать, - по лицу скользнула живая, добрая улыбка.

   - Не за что, Анжелина. Тебе ещё  надо поработать, продумать наглядность.  Я рада нашей встрече, - тоже с доброжелательной улыбкой хозяйка проводила девушку. Счастливого тебе и коллегам  Нового Учебного Года!