Ч. 8 Десант только оттянул сдачу Одессы

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2016/08/26/1156

Немецкие войска неумолимо продвигались к Ростову. Стало ясно, что они вторгнутся в Крым. Над базированием Черноморского флота и авиации нависла реальная угроза. Если противник захватит Крым, то Одессу будет не удержать.

Вынужденная эвакуация на пути следования в Новороссийск длиной свыше 360 миль будет сопряжена с огромными потерями, как это случилось во время Таллинского прорыва.

30 сентября 1941 года командующий Черноморским флотом получил приказ:

«В связи с угрозой потери Крымского полуострова, представляющего главную базу Черноморского флота, и ввиду того, что в настоящее время он  (флот) не в состоянии одновременно оборонять Крымский полуостров и Одесский оборонительный район, Ставка Верховного Главнокомандования решила эвакуировать Одесский район и за счёт его войск  усилить оборону Крымского полуострова».

Директиву ставки в Одессу лично доставил заместитель наркома ВМФ вице-адмирал Г.И. Левченко. Военный совет флота   решил эвакуировать в первую очередь, наиболее укомплектованную людьми и боеспособную 157-ю стрелковую дивизию. Эвакуацию следовало провести в глубокой тайне, чтобы противник ничего не заподозрил.

Для этого разработали меры по дезинформации немецко-румынского командования. Войска активизировали свои действия на переднем крае. 1-го октября первые части 157-й стрелковой дивизии на транспорте «Украина» отправили в Севастополь. На флот возложили задачу обеспечить охрану транспортов при переброске войск из Одессы в Крым.

Приступили к скрытной эвакуации войск с вооружением и техникой, наиболее ценного оборудования предприятий и населения, в основном квалифицированных специалистов. Корабли охранения составляли три крейсера, и пять эсминцев. Все они тоже перевозили людей и технику.

15-го октября штаб Одесского оборонительного  района перешёл на крейсер «Червона Украина». Началась самая трудная и опасная часть реализуемого плана эвакуации  – отвод арьергарда Приморской армии в Одесский порт, а это 34 тысячи человек.

Специальные отряды прикрывали отход своих товарищей, а потом покидали позиции на автотранспорте. Каждая группа знала свой маршрут, причал и судно. Штаб эскадры организовал прикрытие отхода войск огнём. Командиры кораблей имели плановые таблицы  огня,  каждому из них назначили свой рубеж стрельбы.

Корабли разделили на две группы, которые состояли из крейсера и двух эсминцев. С них на берег высадили корректировочные посты, ими руководил центральный корректировочный пост.

Огромную выдержку и крепкие нервы требовалось иметь, тем, кто уходил с позиций последними, и морякам, назначенным в корректировочные посты. Они должны были направлять огонь артиллерии своего корабля.

Эвакуация Одессы – пример взаимодействия руководителей армии и флота в боевых условиях. Отсутствие войсковой артиллерии на позициях маскировалось стрельбой с кораблей, которая велась таким образом (учитывались директриса стрельбы и характер ведения огня), чтобы противник считал, будто огонь ведёт войсковая артиллерия.

Такую же задачу решала и береговая артиллерия. Важные объекты в городе подрывали во время стрельбы, чтобы взрывы совпадали с разрывами снарядов. Береговую артиллерию, после израсходования всех боеприпасов, перед уходом уничтожили подрывом.
Внимание противника в это время отвлекали 20 бомбардировщиков, которые атаковали его передний край, а морские бомбардировщики бомбили ближайшие аэродромы.

В 5часов 45 минут 16 октября на борт крейсера «Червона Украина» поднялись 1127 человек, те, что уходили с переднего края последними, личный состав корректировочных постов и Военный совет Одесского оборонительного района. Через 12 минут последние корабли покинули Одессу.

Только через шесть часов противник разобрался, что в городе не осталось войск. Ворваться в город на плечах отходивших войск не получилось. На переходе  крейсера подошли как можно ближе к крупным транспортам и прикрывали их огнём зенитной артиллерии при атаках фашистской авиации.

Зенитки эсминцев защищали транспорты в конце колонны. Конвой растянулся на 30 миль, но он не стал лёгкой добычей фашистской авиации. С аэродромов Крыма поднялись истребители, чтобы помешать атакам пикирующих бомбардировщиков. Они совершили 109 самолетовылетов.

Истребители сбили 17 фашистских самолётов и 3 самолёта сбили корабельные зенитчики. Одно судно немцам удалось потопить. Это был концевой транспорт «Большевик», который шёл порожняком. На нём погибли два человека. Остальных членов экипажа спасли другие суда.

Всего из Одессы вывезли 86 тысяч бойцов и командиров. Все они были с вооружением и техникой. Кроме них переправили в Севастополь 15 тысяч гражданских лиц, тех, в ком нуждалась военная промышленность. Оборона Одессы длилась 73 дня и сковала половину всей румынской армии.

Через два дня после оставления Одессы противник перешёл в наступление на позиции в Крыму, которые занимали наши войска. Захват Крыма предполагалось осуществить силами 11-й немецкой армией, румынским горным корпусом и 4-м авиационным корпусом.

Позиции удерживала 51-я Отдельная армия. Её сформировали 20 августа 1941 года. Командовал армией генерал-полковник Фёдор Исидорович Кузнецов. В учебниках пишут, что эта армия была, не полностью укомплектована, не имела боевого опыта и не располагала достаточной артиллерией.

Первоначально армия держала оборону от Чонгарского перешейка до Перекопа. Её поддерживала Азовская флотилия, которую сформировали в июле 1941  года. Командующим флотилией назначили капитана 1 ранга Александра Петровича Александрова, участника войны в Испании. Биография его непростая.

В 1938 году Александрова арестовали. Несмотря на пытки во внутренней тюрьме ленинградского управления НКВД, он ничего не подписал. В феврале 1940 года его реабилитировали и в июне 1940 года назначили командиром Новороссийской военно-морской базы.

Продолжение http://www.proza.ru/2016/08/28/942