Не уходи, побудь со мною

Виталий Чумаков
Интересна история создания этого популярного романса, отмеченная столетним заблуждением на его счёт. Дело в том, что на стихи  М. П. Пойгина композитор Николай Зубов в 1898-1903 годах создал семь романсов, в том числе "Не уходи, не покидай". Вот почему авторство романса "Не уходи, побудь со мною" ошибочно приписывалось Пойгину.

Среди более чем шестидесяти романсов самого Зубова (из них десять - на собственные слова) лишь в конце прошлого века был обнаружен  романс с очень похожим названием "Не уходи, побудь со мною", созданный в 1899 году и посвященный Анастасии Вяльцевой.

 В дальнейшем Зубов посвятил Вяльцевой еще двадцать романсов, среди которых "Молчи!", "Под чарующей лаской твоею", "Пусть это сон", "Жажду свиданья", "Догадайтесь сами" и другие, входившие в ее постоянный репертуар.  Строки "Не уходи, побудь со мною" Александр Блок взял эпиграфом к своему стихотворению "Дым от костра струею сизой..." (1909). Там есть такие строки, перекликающиеся со стихотворением Зубова:

"Подруга, на вечернем пире,

Помедли здесь, побудь со мной.

Забудь, забудь о страшном мире,

Вздохни небесной глубиной".



Романс известен также под заглавиями "Побудь со мною" или "Не уходи!" На романс есть ответ - "У самых нежных слов нет сил", созданный  композитором П. Дельме на слова В.Мятлева (1912 г.):

Не уходи, побудь со мной,

Мне так отрадно и светло,

У самых нежных слов нет сил

Пересказать, как я любил,

Кумир прелестный.

Как много тратил я речей,

Чтобы зажечь во тьме ночей

Огонь небесный.

Еще одна моя мечта –

Расцеловать тебя в уста,

Едва касаясь.

В груди к другому страсть тая,

Вообрази, что это я,

К нему ласкаясь.

Упрек не стоит ничего,

Когда несешь с собой его

В уединенье.

А помнишь, как вчера еще

Мы целовались горячо

Мне в утешенье.

Прощай! Пробил разлуки час,

Огонь любви в тебе погас,

Ты прихотлива.

Другой прижмет тебя к груди,

Забудешь клятвы ты, иди

И будь счастлива!



Сама Анастасия Вяльцева считалась королевой русского романса. А.А. Блок посвятил знаменитой певице стихотворение:

В том краю тишина бездыханна,

Только в гуще сплетенных ветвей

Дивный голос твой, низкий и странный

Славит бурю цыганских страстей.



Орловская крестьянка не думала и не гадала, что произведёт на свет такую знаменитость, как Анастасия Вяльцева. Да она и сама о своих талантах не догадывалась. Девушкой работала в Киеве, в гостинице на Крещатике, и убирая номера, распевала в своё удовольствие песни. Путёвку в жизнь и к известности дала ей по счастливой случайности оперная прима Серафима Бельская. Услышав пение девушки, она была поражена её талантом и составила протекцию в театральных кругах.

В 26 лет Вяльцева в Москве впервые дала сольный концерт в 1897 году и сразу покорила Белокаменную. за ней закрепилось название «певицы радостей жизни». В её репертуаре отсутствовали печальные слова. «Вот что значит истинный талант! Вот где душа гения, озаренная божественным отражением», - восхищённо говорил И.Е. Репин.

http://www.proza.ru/2009/07/11...

Вяльцевой посвящали романсы, а этот прославил необыкновенную певицу:

Ночи безумные, ночи бессонные,

Душные комнаты, пенье цыганское;

Страстные речи, глаза утомленные!

Смятые розы в бокалах шампанского!

 О своём триумфе она вспоминала: «Раздались аплодисменты, крики «бис»… Полетели на сцену студенческие фуражки… Когда я выходила из театра, меня окружили курсистки, схватили мои руки и стали целовать… Я приехала домой опьяненная успехом, и всю ночь мне снились только эти цветы, студенческие фуражки». Неизвестный поклонник преподнёс певице огромную корзину роз с надписью: «Москва признает тебя своею».

Пришло время встретиться двум талантам. Тридцатилетний чиновник, сын губернского секретаря Николай Владимирович Зубов был ослеплён талантом восходящей примы. Сам он тоже был удивительным самородком. Из-за малых доходов отца семейства, имевшего один из низших чинов в табели о рангах Российской Империи, Николай Зубов  не смог получить музыкального образования и даже не знал нот.

Но имел превосходную музыкальную память и всё, что слышал, мог сразу сыграть «на слух», спеть любую мелодию из многих опер, а свои сочинения исполнял на рояле наизусть, и его товарищи записывали их нотными знаками. Это всё равно, если бы он сочинял поэмы, будучи неграмотным.

Гениальный самоучка, Зубов сочинял вокальные произведения и фортепьянные миниатюры и даже  серьезные классические романсы для солистов Императорских театров. Ноты оставались для него  "китайской грамотой", но они с  его произведениями издавались гигантскими тиражами, в 5-10 раз превышавшими тиражи классической музыки.

Талант Анастасии Вяльцевой не мог не вызвать чувство в душе другого музыкального таланта. Певица вдохновляла молодого композитора  на создание десятков романсов, большая часть которых были посвящены его музе и исполнены ею. Они были названы выше. Романс«Не уходи», написанный в год их знакомства в 1899 году, до сих пор непременно включают в свои программы почти все исполнители этого жанра.



Не уходи, побудь со мною,

Здесь так отрадно, так светло,

Я поцелуями покрою

Уста, и очи, и чело.

Я поцелуями покрою

Уста, и очи, и чело.

Побудь со мной,

Побудь со мной!

Не уходи, побудь со мною,

Я так давно тебя люблю.

Тебя я лаской огневою

И обожгу, и утомлю.

Тебя я лаской огневою

И обожгу, и утомлю.

Побудь со мной,

Побудь со мной!

Не уходи, побудь со мною, И тут

Пылает страсть в моей груди.

Восторг любви нас ждет с тобою,

Не уходи, не уходи!

Восторг любви нас ждет с тобою,

Не уходи, не уходи.

Побудь со мной,

Побудь со мной!

Прослушайте романс в мужском исполнении http://www.playcast.ru/view/68...

Читайте дальше под тихое пение этого чудного романса, проникающего прямо в сердце страстью желаний, внушённых не без помощи Асмодея. 



Сердце Николая Владимировича жаждало взаимной любви, но напрасно. Анастасия Вяльцева сама была страстно влюблена в  блестящего гвардейского офицера Бискупского из знатной семьи и к тому же моложе певицы на семь лет.

Тут я взял на себя смелость теперь от женского лица дать слова романса:

Не уходи, побудь со мною,

Я так давно тебя ждала,

Не будет сладко так с другою,

Твоим рукам, губам хвала.

Не будет сладко так с другою,

Твоим рукам, губам хвала.

Побудь со мной,

Побудь со мной!



Не уходи, моя отрада,

Побудь со мною, я прошу,

Твоим достоинствам награда -

Слезами счастья орошу!

Твоим достоинствам награда -

Слезами счастья орошу!

Побудь со мной,

Побудь со мной!

 

Не уходи, побудь со мною,

Тебя я к звёздам вознесу,

Я на груди тебя укрою,

Познаешь женскую красу.

Я на груди тебя укрою,

Познаешь женскую красу.

Побудь со мной,

Побудь со мной!



Не уходи, тебе открою

Все тайны женские души,

Владея властью неземною,

Меня в объятьях задуши!

Владея властью неземною,

Меня в объятьях задуши!

Побудь со мной,

Побудь со мной!





Мольбы Анастасии и её певческий талант возымели действие, Василий Викторович Бискупский получил благословение от своих аристократических родителей на мезальянс с Вяльцевой. Но сам брак содержался в тайне, чтобы не повредить военной карьере молодого офицера. Сам же Николай Зубов, в течение шести лет трепетно обожавший Анастасию Дмитриевну и посвящавший ей все свои произведения, узнал эту тайну лишь, когда грянула Русско-Японская война...

В 1904-м году Вяльцева разорвала контракт на огромную по тем временам сумму в 26 тысяч рублей и отправилась на фронт рядовой сестрой милосердия. И всё из-за того, что её молодой горячо любимый тайный муж был тяжело ранен и, наотрез отказавшись от эвакуации в тыл, лежал в госпитале. «Сестрица Анастасия» выхаживала его и других раненых, скрывая своё настоящее имя.

Но, к несчастью, кто-то певицу узнал,  и её упросили дать в Харбинском Летнем театре концерт «в пользу увечных и семейств убитых нижних чинов Заамурского округа», имевший грандиозный успех. Раскрыта была и тайна  брака, который имел своим последствием то, что Василию Викторовичу пришлось уйти из конногвардейского полка.

Николай Зубов посвятил ей свой последний романс с говорящим названием «Я хотел тебя забыть…» После 1906-го года следы композитора-самородка с разбитым сердцем от неразделённой любви теряются. А слава Вяльцевой росла, она не имела равных, как и её гонорары. Среди артистов бытовало расхожее выражение «вяльцевский гонорар». Сам Собинов похвастался, что получил такой гонорар.

Прима  гастролировала по всей России в собственном комфортабельном вагоне, где имелись столовая, спальня, гардеробная, репетиционный зал и наездила 200 тыс. верст. Предложения на гастроли за границей певица  отвергала: «Туда ездят искать славы, а я нашла ее в России». Но не долго ей оставалось царствовать на земле. На Небесах прослышали о её певческих талантах и из Небесной Канцелярии вышел строгий рескрипт срочно отправить примадонну в Лучший мир. Певица получила рак крови и вскоре отправилась услаждать слух небесных ангелов и святых, в земле российской просиявших.

Любопытно отметить, что шикарным вагоном Анастасии Вяльцевой воспользовался Верховный правитель России  адмирал Колчак, а после него - маршал Блюхер. Оба плохо кончили...Муж Вяльцевой едва сам не отправился вслед за дорогой супругой, но там, "наверху" сочли что офицеру следует ещё послужить Отечеству и Василию Викторовичу разрешили пережить супругу на 32 года.

За это время он в Первую Мировую войну  дослужился до генерала и командовал дивизией. Его однополчанин, будущий белый вождь барон П.Н. Врангель вспоминал о нём, как о лихом и отчаянно смелом офицере. Революция, вначале поддержанная Василием Викторовичем, выдворила его за пределы Отечества. Василий Викторович так и не женился вновь, храня верность своей единственной любви, и скончался в 1945 году вдали от Родины...

Такие вот истории оказались связанные с русским романсом, который иногда считают народным по словам и музыке. Предлагаю прослушать его в исполнении Валентины Пономарёвой https://www.youtube.com/watch?...

(Использованы материалы из Интернета и http://www.proza.ru/2009/07/11... )