Интересна история создания этого популярного романса, отмеченная столетним заблуждением на его счёт. Дело в том, что на стихи М. П. Пойгина композитор Николай Зубов в 1898-1903 годах создал семь романсов, в том числе "Не уходи, не покидай". Вот почему авторство романса "Не уходи, побудь со мною" ошибочно приписывалось Пойгину.
Среди более чем шестидесяти романсов самого Зубова (из них десять - на собственные слова) лишь в конце прошлого века был обнаружен романс с очень похожим названием "Не уходи, побудь со мною", созданный в 1899 году и посвященный Анастасии Вяльцевой.
В дальнейшем Зубов посвятил Вяльцевой еще двадцать романсов, среди которых "Молчи!", "Под чарующей лаской твоею", "Пусть это сон", "Жажду свиданья", "Догадайтесь сами" и другие, входившие в ее постоянный репертуар. Строки "Не уходи, побудь со мною" Александр Блок взял эпиграфом к своему стихотворению "Дым от костра струею сизой..." (1909). Там есть такие строки, перекликающиеся со стихотворением Зубова:
"Подруга, на вечернем пире,
Помедли здесь, побудь со мной.
Забудь, забудь о страшном мире,
Вздохни небесной глубиной".
Романс известен также под заглавиями "Побудь со мною" или "Не уходи!" На романс есть ответ - "У самых нежных слов нет сил", созданный композитором П. Дельме на слова В.Мятлева (1912 г.):
Не уходи, побудь со мной,
Мне так отрадно и светло,
У самых нежных слов нет сил
Пересказать, как я любил,
Кумир прелестный.
Как много тратил я речей,
Чтобы зажечь во тьме ночей
Огонь небесный.
Еще одна моя мечта –
Расцеловать тебя в уста,
Едва касаясь.
В груди к другому страсть тая,
Вообрази, что это я,
К нему ласкаясь.
Упрек не стоит ничего,
Когда несешь с собой его
В уединенье.
А помнишь, как вчера еще
Мы целовались горячо
Мне в утешенье.
Прощай! Пробил разлуки час,
Огонь любви в тебе погас,
Ты прихотлива.
Другой прижмет тебя к груди,
Забудешь клятвы ты, иди
И будь счастлива!
Сама Анастасия Вяльцева считалась королевой русского романса. А.А. Блок посвятил знаменитой певице стихотворение:
В том краю тишина бездыханна,
Только в гуще сплетенных ветвей
Дивный голос твой, низкий и странный
Славит бурю цыганских страстей.
Орловская крестьянка не думала и не гадала, что произведёт на свет такую знаменитость, как Анастасия Вяльцева. Да она и сама о своих талантах не догадывалась. Девушкой работала в Киеве, в гостинице на Крещатике, и убирая номера, распевала в своё удовольствие песни. Путёвку в жизнь и к известности дала ей по счастливой случайности оперная прима Серафима Бельская. Услышав пение девушки, она была поражена её талантом и составила протекцию в театральных кругах.
В 26 лет Вяльцева в Москве впервые дала сольный концерт в 1897 году и сразу покорила Белокаменную. за ней закрепилось название «певицы радостей жизни». В её репертуаре отсутствовали печальные слова. «Вот что значит истинный талант! Вот где душа гения, озаренная божественным отражением», - восхищённо говорил И.Е. Репин.
http://www.proza.ru/2009/07/11...
Вяльцевой посвящали романсы, а этот прославил необыкновенную певицу:
Ночи безумные, ночи бессонные,
Душные комнаты, пенье цыганское;
Страстные речи, глаза утомленные!
Смятые розы в бокалах шампанского!
О своём триумфе она вспоминала: «Раздались аплодисменты, крики «бис»… Полетели на сцену студенческие фуражки… Когда я выходила из театра, меня окружили курсистки, схватили мои руки и стали целовать… Я приехала домой опьяненная успехом, и всю ночь мне снились только эти цветы, студенческие фуражки». Неизвестный поклонник преподнёс певице огромную корзину роз с надписью: «Москва признает тебя своею».
Пришло время встретиться двум талантам. Тридцатилетний чиновник, сын губернского секретаря Николай Владимирович Зубов был ослеплён талантом восходящей примы. Сам он тоже был удивительным самородком. Из-за малых доходов отца семейства, имевшего один из низших чинов в табели о рангах Российской Империи, Николай Зубов не смог получить музыкального образования и даже не знал нот.
Но имел превосходную музыкальную память и всё, что слышал, мог сразу сыграть «на слух», спеть любую мелодию из многих опер, а свои сочинения исполнял на рояле наизусть, и его товарищи записывали их нотными знаками. Это всё равно, если бы он сочинял поэмы, будучи неграмотным.
Гениальный самоучка, Зубов сочинял вокальные произведения и фортепьянные миниатюры и даже серьезные классические романсы для солистов Императорских театров. Ноты оставались для него "китайской грамотой", но они с его произведениями издавались гигантскими тиражами, в 5-10 раз превышавшими тиражи классической музыки.
Талант Анастасии Вяльцевой не мог не вызвать чувство в душе другого музыкального таланта. Певица вдохновляла молодого композитора на создание десятков романсов, большая часть которых были посвящены его музе и исполнены ею. Они были названы выше. Романс«Не уходи», написанный в год их знакомства в 1899 году, до сих пор непременно включают в свои программы почти все исполнители этого жанра.
Не уходи, побудь со мною,
Здесь так отрадно, так светло,
Я поцелуями покрою
Уста, и очи, и чело.
Я поцелуями покрою
Уста, и очи, и чело.
Побудь со мной,
Побудь со мной!
Не уходи, побудь со мною,
Я так давно тебя люблю.
Тебя я лаской огневою
И обожгу, и утомлю.
Тебя я лаской огневою
И обожгу, и утомлю.
Побудь со мной,
Побудь со мной!
Не уходи, побудь со мною, И тут
Пылает страсть в моей груди.
Восторг любви нас ждет с тобою,
Не уходи, не уходи!
Восторг любви нас ждет с тобою,
Не уходи, не уходи.
Побудь со мной,
Побудь со мной!
Прослушайте романс в мужском исполнении http://www.playcast.ru/view/68...
Читайте дальше под тихое пение этого чудного романса, проникающего прямо в сердце страстью желаний, внушённых не без помощи Асмодея.
Сердце Николая Владимировича жаждало взаимной любви, но напрасно. Анастасия Вяльцева сама была страстно влюблена в блестящего гвардейского офицера Бискупского из знатной семьи и к тому же моложе певицы на семь лет.
Тут я взял на себя смелость теперь от женского лица дать слова романса:
Не уходи, побудь со мною,
Я так давно тебя ждала,
Не будет сладко так с другою,
Твоим рукам, губам хвала.
Не будет сладко так с другою,
Твоим рукам, губам хвала.
Побудь со мной,
Побудь со мной!
Не уходи, моя отрада,
Побудь со мною, я прошу,
Твоим достоинствам награда -
Слезами счастья орошу!
Твоим достоинствам награда -
Слезами счастья орошу!
Побудь со мной,
Побудь со мной!
Не уходи, побудь со мною,
Тебя я к звёздам вознесу,
Я на груди тебя укрою,
Познаешь женскую красу.
Я на груди тебя укрою,
Познаешь женскую красу.
Побудь со мной,
Побудь со мной!
Не уходи, тебе открою
Все тайны женские души,
Владея властью неземною,
Меня в объятьях задуши!
Владея властью неземною,
Меня в объятьях задуши!
Побудь со мной,
Побудь со мной!
Мольбы Анастасии и её певческий талант возымели действие, Василий Викторович Бискупский получил благословение от своих аристократических родителей на мезальянс с Вяльцевой. Но сам брак содержался в тайне, чтобы не повредить военной карьере молодого офицера. Сам же Николай Зубов, в течение шести лет трепетно обожавший Анастасию Дмитриевну и посвящавший ей все свои произведения, узнал эту тайну лишь, когда грянула Русско-Японская война...
В 1904-м году Вяльцева разорвала контракт на огромную по тем временам сумму в 26 тысяч рублей и отправилась на фронт рядовой сестрой милосердия. И всё из-за того, что её молодой горячо любимый тайный муж был тяжело ранен и, наотрез отказавшись от эвакуации в тыл, лежал в госпитале. «Сестрица Анастасия» выхаживала его и других раненых, скрывая своё настоящее имя.
Но, к несчастью, кто-то певицу узнал, и её упросили дать в Харбинском Летнем театре концерт «в пользу увечных и семейств убитых нижних чинов Заамурского округа», имевший грандиозный успех. Раскрыта была и тайна брака, который имел своим последствием то, что Василию Викторовичу пришлось уйти из конногвардейского полка.
Николай Зубов посвятил ей свой последний романс с говорящим названием «Я хотел тебя забыть…» После 1906-го года следы композитора-самородка с разбитым сердцем от неразделённой любви теряются. А слава Вяльцевой росла, она не имела равных, как и её гонорары. Среди артистов бытовало расхожее выражение «вяльцевский гонорар». Сам Собинов похвастался, что получил такой гонорар.
Прима гастролировала по всей России в собственном комфортабельном вагоне, где имелись столовая, спальня, гардеробная, репетиционный зал и наездила 200 тыс. верст. Предложения на гастроли за границей певица отвергала: «Туда ездят искать славы, а я нашла ее в России». Но не долго ей оставалось царствовать на земле. На Небесах прослышали о её певческих талантах и из Небесной Канцелярии вышел строгий рескрипт срочно отправить примадонну в Лучший мир. Певица получила рак крови и вскоре отправилась услаждать слух небесных ангелов и святых, в земле российской просиявших.
Любопытно отметить, что шикарным вагоном Анастасии Вяльцевой воспользовался Верховный правитель России адмирал Колчак, а после него - маршал Блюхер. Оба плохо кончили...Муж Вяльцевой едва сам не отправился вслед за дорогой супругой, но там, "наверху" сочли что офицеру следует ещё послужить Отечеству и Василию Викторовичу разрешили пережить супругу на 32 года.
За это время он в Первую Мировую войну дослужился до генерала и командовал дивизией. Его однополчанин, будущий белый вождь барон П.Н. Врангель вспоминал о нём, как о лихом и отчаянно смелом офицере. Революция, вначале поддержанная Василием Викторовичем, выдворила его за пределы Отечества. Василий Викторович так и не женился вновь, храня верность своей единственной любви, и скончался в 1945 году вдали от Родины...
Такие вот истории оказались связанные с русским романсом, который иногда считают народным по словам и музыке. Предлагаю прослушать его в исполнении Валентины Пономарёвой https://www.youtube.com/watch?...
(Использованы материалы из Интернета и http://www.proza.ru/2009/07/11... )