Браслет из зоны

Александр Оленцов
               
      Наша «Транссельхозтехника» обслуживала несколько  крупных  предприятий. На эти  предприятия  работали  и заключенные  в зонах наших  и  соседних  областей. Водители, проверенные спецслужбами и прошедшие определенный  инструктаж, имели право заезда в колонии.

         На КПП,проводился досмотр грузовика. Все вещи, не  имеющие отношения к эксплуатации транспорта, а также продукты и сигареты  выгружались в специальный контейнер и возвращались водителю при выезде из лагеря. С собой мы имели право  взять распечатанную пачку сигарет и бутылку  воды.

     Сразу за воротами на кабину трейлера садился прапорщик и во время разгрузки – погрузки следил, что бы  никто из  заключенных не общался с водителем и без  нужды не подходил к грузовику. Но это в теории.

    На  практике зеки отвлекали охранников. В это время другие подходили к  водителю, пытались завязать разговор или  просили сигареты. В  таких  ситуациях нам предписывалось быть сдержанными и корректными. Иногда заключенные мстили шоферам, которые высокомерно или оскорбительно обращались с ними.

   Один водило, пославший зека на три буквы, в течение суток не мог выехать на волю. Среди погруженных в трейлер узлов и деталей были заложены бывшие  в  употреблении фуфайки, шапки и рукавицы. 

   На КПП собаки, разрываясь от злости, бросались на  грузовик. Его возвращали  назад и выгружали.Найдя вещи,составляли протокол и вновь загружали кузов. Так  продолжалось несколько раз.В конце - концов,измученный и проклявший все на свете  водитель, без груза, кое - как выбрался из зоны. Вся электропроводка трала была  изрезана. Тормозные трубки в нескольких местах пробиты.

  Ещё сутки шофер ремонтировал автомобиль,выпрашивая у редко подъезжающих на  погрузку коллег куски проводки и тормозные трубки. Больше этот мужчина к зонам  не подъезжал даже близко,а этот случай стал наглядным уроком остальным шоферам.   

   Впервые наслушавшись страшилок о зеках, я заезжал на КПП как на эшафот. Мой   «КАЗ» два раза глох, словно тоже не хотел заезжать через страшные черные ворота.

    Узкоглазенький часовой улыбаясь сказал,что такая ситуация довольно часто  случается с теми, кто впервые  заезжает в этот АД. 

   Началась разгрузка.Пока грузчики, матерясь, кантовали огромный пресс, в окне  кабины показалась замурзанная морда гонца: - Привет! Как  там  на  свободе? Закурить  есть?- Спросил он.

   Я ответил,что на свободе хорошо и бросил в окно пачку сигарет,оставив себе только одну сигарету. Через несколько  минут пресс сняли и я переехал к складам  с заготовками для комбайнов. Началась погрузка.

   К кабине подошел  ещё один заключенный. Поздоровавшись сказал,что он мой земляк, из Краснодарского края (грузился я в Волгоградской  области) и попросил  закурить. Узнав, что сигарет не осталось опечалено посмотрел на меня и сказал,что  ему всю жизнь не везет.

  В ящике для мелких вещей (бардачке)у меня лежал НЗ)– кусок старого сала и головка чеснока. В те времена на общепит надеяться не приходилось. Я предложил, если не побрезгует,угостить тем, что осталось. Мужчина с благодарностью принял  газетный сверток и исчез.
 
   Прошло почти два месяца. Я вновь попал в тот лагерь. Теперь я чувствовал себя  закаленным волком и ничего не  боялся. Правда, никогда не хамил и не умничал. Но  это моя врожденная черта.Раздавал просящим только по одной сигарете и поэтому сигарет хватало всем умудрившимся пообщаться со мной.

  Рядом с кабиной нарисовался очередной заключенный:
  - Привет землячок! Ты меня помнишь? - Радостно  поздоровался он со мной.
  За эти два месяца, ко мне с такими вопросами обращались многие, поэтому я, ничуть не удивляясь,ответил, что каждый день вижу новых людей, поэтому запомнить  всех  просто  не  в состоянии.
 
   «Землячок» напомнил мне про газетный сверток с салом и чесноком сказав, что вечером в бараке поделился гостинцем с сокамерниками. Всем досталось по  маленькому кусочку сала и дольке чеснока. Вкус и запах гостинца напомнил им о доме. 

    Его кореша решили отблагодарить меня,и он подал мне завернутый в бумагу  плексигласовый браслет для часов. Такие изделия умельцы делали на зоне в свободное время.Он был очень красив и моден по тем временам. На каждом кубике    изображены фигурки девушек,цветы,рыбы,звери. Я тут же выбросил в окно старый   ремешок от часов и попросив поблагодарить мастера,с радостью надел на руку эту   прелесть.
 
  Много раз знакомые и не очень просили меня продать или обменять этот браслет, но я всегда отвечал отказом.

    Наступила осень. Наши большегрузы бросили на уборку - « Миллиона тонн  кубанского  риса» -  Был  тогда  такой  лозунг.

    Рисовая пыль и шелуха очень колючие. В кабине жарко. Все тело чешется.  Помыться можно только на элеваторе или стадионе города,где нашей колоне  организовали стоянку. Неожиданно моя рука распухла. На второй день образовался большой отек и посинение.Пришлось обратиться в  больницу. Часы одел на правую  руку. На левую браслет не налезал.

  Хирург долго рассматривал руку не понимая причины заболевания. Медсестра,увидев   блестящий браслет, восхищенно вскрикнув,попросила показать его. Я снял изделие и подал девушке. Доктор тоже взял часы в руки.

  -Так вот в чем причина вашей болезни, молодой человек! – Сказал он, показывая на зековский подарок пальцем. Внутренняя часть браслета связывающая кубики, была  изготовлена из оцинкованного железа. Пот вместе с рисовой пылью разъедал  оцинковку и кожу руки. Металл из серебристого стал темно серым. Эта смесь и  явилась причиной  болезни.

    Доктор  порекомендовал  выбросить эту  игрушку  во-избежании  заражения крови. Я тут же отсоединил подарок от часов и выбросил в урну стоящую рядом  со  столом. Через три дня рука поправилась и  приняла  прежний  вид.