Ах, север!

Татьяна Гончарова 2
                Ах, север!

            Опять кто-то выложил в «Одноклассниках» фото грибов. С экрана монитора на меня смотрели мои любимые подосиновики с крепкими оранжевыми шляпками и толстыми шершавыми белыми ножками, и опять вспыхнула ностальгия. Неужели я никогда больше не буду их собирать, не почувствую запах леса, не смогу бросит в рот горсть только что собранной  с куста черники?
          Я южанка и живу на юге, но двадцать пять лет моей жизни, пожалуй, лучших её лет прошли на севере - в Архангельской области. На севере родились мои сыновья, там же они окончили школу, туда же хотел вернуться мой старший, мечтавший стать  «майором, как папа». Судьба распорядилась иначе, впрочем, это был и наш выбор. Но север не отпускает насовсем, нет-нет, да и напомнит о себе, о том, что он был в нашей жизни, о том, что он и сейчас где-то там есть, и что можно-таки туда вернуться хоть на время. Короче, несколько лет всё  собиралась посетить и, наконец, вдруг  собралась. Для компании пригласила свою подругу Валю, которая никогда не бывала в тех краях, и мне очень хотелось их ей показать. Перед поездкой решила узнать у знакомых, есть ли в лесу грибы, и тут меня ждало разочарование: сказали, что грибов нет. Ехала со страхом не получить главного удовольствия и не продемонстрировать подруге все прелести северного лета. К счастью, мои опасения были напрасны: пока мы добирались, грибы «пошли»! Можете себе представить Валины  восторги, ведь она собирала и видела их первый раз в жизни! Подруга не уставала восхищаться красотой   настоящего русского леса, а я вдыхала его аромат, вспоминала и запоминала, не надеясь больше сюда вернуться. 
     Я  очень люблю свои родные степи с их волнующими далями, с жарким полынным духом.  На  севере же красота иная, там всё как-то свежее и чище. Наши глаза, подуставшие от вида выжженной на солнце равнины, отдыхали, созерцая яркую и сочную, как весной, зелень высоких трав, синь озёр, отражающих в себе берёзки и сосны обступившего их  леса. А в лесу вековые деревья с покрытыми мхом стволами,  внизу тоже мягкий прохладный мох,  истлевшие пни окружают кустики черники или брусники, соблазняя спелыми ягодами. Ну и, конечно, грибы, которые иногда хитро прячутся, а иной раз бесстыдно сами выставляют себя напоказ посреди какой-нибудь полянки. Эдак вот ходишь, ходишь -  и ничего, а потом вдруг глядь, а они стоят, один другого краше, и радость от них и восторг такой, что не передать! 
    Мы с Валей обе дачницы, дома всё лето ждём дождей, молимся о них, не уставая в промежутках поливать свои насаждения. А на севере полив не нужен, что не могло не вызвать в нас белой зависти. Их дачи на наши совсем не похожи: растёт лишь картошка, удивляя нас зелёной ботвой, да ещё капуста с морковью, а всё остальное – под плёнкой. Вале удивительно, что не посажено у них ни вишенки, ни сливки, а я-то знаю, что не растут там плодовые деревья. Вологда не намного  южнее находится, а там яблони усыпаны спелыми яблочками. В Архангельской области можно выращивать лишь ягоды, хорошо растут там и клубника, и малина, и смородина, а вот яблоки с вишнями не растут, холодно.    
              Эти последние двадцать лет без меня городок жил своей жизнью, в чём-то изменился, но больше остался прежним. Меня охватывали странные чувства: с одной стороны – нереальности, будто я оказалась в прошлом, а с другой - мне казалось, что никуда я не уезжала, что я дома и иду себе  знакомой улицей по своим обычным делам.
            Когда я жила там, как-то не принято было ездить по местным достопримечательностям, то ли потому что машины мало кто имел, а общественный транспорт был плохо развит, то ли просто преобладали в то время другие интересы. А посмотреть там есть на что! В первый же день мы посетили Каргополь. Вот что я о нём нашла в википедии: «В 1785 году генерал-губернатор Гавриил Державин обнаружил в одном из монастырей Каргополя рукопись. В ней говорилось, что Белозерский князь Вячеслав, разбив «чудь белоглазую» нашёл поле отдохновения – Каргино поле и учредил в нём свой «стол». Вероятной датой принят 1146 год». Какая древность! Ещё несколько веков после этого на месте нашего Ростова-на-Дону колыхался на ветру ковыль, а на севере кипела жизнь, строилась и развивалась Россия! Каргополь был довольно крупным купеческим городом, а потом будто застыл в 19-ом веке. Там до сих пор живут в старинных деревянных домах, а его соборную площадь украшают старинные соборы и церкви, живописно отражаясь в полноводной реке Онеге.
             Далее наш путь пролёг на Кенозеро, в ту его сторону, где граница с Карелией. Оказывается, именно там проходит водораздел между Северным Ледовитым и Атлантическом океанами. Мы ехали по узкому перешейку, по обе стороны сквозь деревья видна была вода. Увидели установленный памятный знак, указывающий, что эти воды принадлежат разным океанам. Запечатлев редкости на фото, мы отправились дальше и приехали к музею под открытым небом, где  были уменьшенные копии многих интересных деревянных строений, которые назывались почему-то бирюльками. Они были разбросаны по изумрудно-зелёной лужайке, окружённой лесом, на берегу Кенозера. Всё это является территорией Кенозерского национального парка и охраняется государством.
         
            Нам крупно повезло, как раз во время нашего короткого пребывания в селе Вершинино, что на Кенозере, проходила Успенская ярмарка, да ещё и двадцатипятилетний юбилей национального парка совпал. Коля и Надя,
наши радушные хозяева свозили  нас туда, за что им огромное спасибо! По пути мы посетили ещё много чего интересного. Самое замечательное на севере – это старинные деревянные церкви, их там много, и все они сейчас охраняются государством. Мы увидели несколько, а самое большое впечатление произвёл на меня храм Рождества Пресвятой Богородицы на берегу реки Кены в селе Бережная Дуброва. Мы переехали реку по понтонному мосту и увидели указатель, гласящий, что через 17 километров находится эта самая церковь.  Поехали по пустынному просёлку, никто ни разу не встретился нам, только лежали по обе стороны штабелями сложенные брёвна. Мне казалось, что проехали больше семнадцати километров, а ничего не было видно. Я уже предложила вернуться, как Николай сказал: «Вон церковь». Из-за верхушек высоких деревьев едва виднелись кресты. Оставив машину, пошли по улице вымершей деревни, полуразрушенные дома заброшены, вокруг ни души. И вот предстала перед нами величественная красавица, почерневшая от времени, высокая и торжественная! Девять глав, увенчанных чешуйчатыми куполами, изумительная архитектура, 17-й век! Впрочем, видно, что её восстанавливали, купола окружены неснятыми лесами, рядом срублена новая часовенка. Судя по размерам храма, когда-то здесь было большое село, а сейчас стоит она, бедная, одинёшенька, и лишь редкие туристы, вроде нас, навещают её.
             Когда мы доехали до Вершинино, там уже шумела ярмарка. На зелёной лужайке мы увидели хоровод, состоящий из одетых в нарядные русские сарафаны бабушек и малолетних девчонок. Тут же продавались северные поделки и сувениры, а рядом раздавали бесплатно уху, сваренную из только что выловленной в озере рыбы. Я выросла и живу на Дону, толк в ухе и рыбе знаю, но такой ароматной, кажется, не пробовала раньше. В отличие от многих северных деревень, Вершинино обитаемо, растёт и принимает гостей.А недавно эти края прославились тем, что там режиссёр Андрон Кончаловский снял свой знаменитый фильм "Белые ночи почтальона Алексея Тряпицина". В Вершинино есть музей и действующая Никольская церковь, украшенная внутри «небесами». Это отличительная особенность деревянных церквей: разделённый на секторы круг, каждый сектор представляет собой треугольную доску с росписью. Я не специалист в этой области, кому интересно, можете найти всё в интернете, но, поверьте, это очень красиво и торжественно.
           Ах, север! Неужели больше никогда...