Структурированное, хаотичное и магическое мышление

Гадаев Алексей Вениаминович
  Все мы знаем, что не всегда наше мышление тождественно действию. Как  нормальное мышление магия свойственна детям, считающих, что их мысли являются причиной происходящего, а так же "примитивных" культур, сохранившим в основных чертах образ мышления первобытного человека. В цивилизованном мире, способным обеспечить доступ к современному образованию структурированное мышление постепенно вытесняет магическое мышление из сознания людей.
  Многие люди не сознают своих стилей мышления.
Стили мышления и когнитивные привычки человека  - это структура его  мыслей. В процессе жизни человек мыслит,  делает выводы   либо структурировано, либо магически,  либо хаотично.
Все эти стили  мышления имеют и плюсы и минусы.
 Структурированное мышление позволяет человеку более точно определять проблему, получать четкие ответы на вопросы, исследовать причинно-следственные связи , понимать свою цель, к которой он идёт и характеристики её достижений. Структурированное мышление позволяет понимать те вещи, которые необходимы человеку для выполнения для осуществления планов реализации намеченной цели, привлекать внутренние и внешние ресурсы и многое другое. Но с другой стороны структурированное мышление нередко имеет жесткие рамки,  ограничивающие человека.  И одним из основных минусов является трудность в  движении этих рамок, в их расширении, поскольку мышление человека воспринимает такую попытку как угрозу структуре и активно сопротивляется этому.
Этого не произойдёт при склонности мышления к хаотичности:  когда отсутствие структуры позволяет человеку принимать очень быстро и легко новые идеи, возможности и цели. Но хаотичность мышления часто приводит к тому, что человек не может четко описать свою цель и проблему. Цель и проблема человека для окружающих  предъявляется какими-то кусками, между которыми нередко бывает сложно отыскать связь.
При хаотичном мышлении человек может испытывать не осознаваемые страхи по поводу своего состояния и окружающего мира. Который ему трудно объяснить и который воспринимается им больше на чувственном, чем на рациональном уровне. При этом люди с более хаотичным мышлением нередко более чувствительны и вносят в свою жизнь  большое количество чувственной информации. У людей с хаотичным мышлением очень хорошо развит эмоциональный интеллект [М.И. Гордеев, Фунд.Рук. по Эриксоновскому гипнозу,  с. 89-90].

Для чего человеку нужно магическое мышление?
Для начала разберем что есть магия.
   Магия (лат. magia) - колдовство, чародейство, волшебство, обряды, призванные сверхъестественным путем воздействовать на мир.

Социальная организация общества не возможна без системы магии, ритуалов и ритуализованных действий. Изменение социокультурных условий порождает необходимость утраты прежней и формирование новой идентичности человека на основе совершенствования и развития ритуалов.
Понятие ритуал ( лат. ritualis - обрядовый) включает любую последовательность действий и моделей поведения, которые являются высоко стилизованными, относительно ригидной и стереотипной.
Э. Эриксон (1902-1994), как основатель психосоциальной теории жизненного цикла человека, разработал концепцию и периодизацию эпигенетического развития личности на всех уровнях человеческих отношений:
1) младенец (от рождения- до года): доверие – недоверие;
2) раннее детство (от 2 до 3 лет): автономия - стыд , сомнение;
3) игровой возраст (от 4 до 5 лет): инициатива – чувство вины;
4) школьный возраст (6 до 11 лет): созидание – чувство неполноценности;
5) отрочество, юность (от 12 до 18 лет): идентичность – спутанная идентичность;
6) молодость : интимность – изоляция;
7)взрослость: генеративность – стагнация;
8)зрелость: интегративность – безисходность.
Э.Эриксон видел социальную организацию общества как систему ритуализованных действий для фактического выживания человека на всех восьми уровнях кризисных альтернативных фаз решения возрастных и ситуативных «задач развития». На каждой периодизации эпигенетического развития личности человека существуют свои ритуалы и своё магическое мышление  тождественное стилю жизни. 
 Э.Эриксон считал, что возможность создания нового стиля жизни, способного привести к преодолению агрессивности и амбивалентности в человеческих отношениях возможно через создания новых ритуалов и ритуализацию своих отношений в социуме. Для обоснования своих идей он применил некоторые положения этологии.
Этологи доказали, что наиболее высокоорганизованные животные развиваются в отношениях друг с другом через систему ритуализованных действий, служащих фактическим выживанием для отдельных особей. Надо заметить, что у примитивных народов существует практика ежегодных ритуальных войн, служащих для предотвращения настоящей войны. На всех уровнях человеческих отношений, в сущности, есть ритуальные действия.
Специфическая целесообразность магического мышления служит средством интеграции и поддержания целостности человеческих коллективов (Малиновский, Дюркгейм), а так же снимает психологическое напряжение и гармонизирует человеческую психику (Юнг).
Современное западное общество, как правило, характеризуется нигилистическим отношением к магическому мышлению. и считает, что магическое мышление находится под прессом человеческой истории и её ужасами.
В тоже время магическое мышление и ритуал - это тотальная регламентация жизни человека. Это своеобразные правила и запреты: что можно, что нельзя делать, поступать. При ритуальных действиях человек делает что-то одно, но подразумевает что-то другое. Человек действуя с вещами, произнося особые "магические" слова, заклинания видит в них сверх-естественные предопределения. При соблюдении ритуалов человек не способен на поступок. При магическом мышлении особое место занимает ритуал.
Ритуал - это своеобразное магическое мышление.
Джеймс Джордж Фрэзер (1854-1941) считал, что ритуал это:
1) медитативная магия - это опыт общения с Божественным с помощью медитации;
2) контагиозная магия - форма колдовства, основывающаяся на идее о том, что предметы, сходные по внешнему виду (магия подобия) либо побывавшие в непосредственном контакте (магия контакта).

Элиаде (Eliade) Мирча (1907-1986) - румынский ученый, антрополог, историк религии считал, что магическое мышление неустранимо: "Желание воссоздать Время, когда Боги присутствовали на Земле, это жажда священного, вечная ностальгия по Бытию".
Следует обратить внимание на то что магическое мышление играют некоторую символическую роль в культуре и в психологическом складе индивида.