Образованный ослист

Рашид Азизов
ОБРАЗОВАННЫЙ ОСЛИСТ

Свой трактор остановил перед библиотекой, и, боясь, что закроет на обед, быстренько туда вошел.
За столом сидела ненаглядная…
– Доброе время, благородная!
– Пусть будет добрым, молодой челок! Еще не успел сюда войти, а меня называешь «благородной», а что если не окажусь благородной?
Я понял, что имела ввиду девушка, и сразу начал задавать вопросы:
– А ты всех поголовно знаешь живущих на территории  вашего сельсовета?
– А как же! Ты не из наших краев, как угодно тебя назови меня, но я, как ты сказал, не благородная.
Из обстоятельств вытекает, что и эта красавица тоже поняла, в чем дело: не разузнав имени, сражу же перешел к благородству умницы…
– Нет, нет, я тебя так назвал из-за твоей, так сказать, девичности, ну как бы попонятливее, из-за обаятельности. Я нечего не имел ввиду о чем ты думала, кроме того, даже таких мыслей у меня не было…
– Если ты меня так назвала не из мыслей появившихся в твоей голове, то между нами ситуация более усугубляется.
– Я говорю это от моих чисто сердечных намерений!
– Чтоб вести разговор о обаятельности, о моей девичности, мы не на свидание пришедшие – это раз; И второе – я замужняя, любящая своего мужа… Если кто тебя сюда направил, то и он и ты глупостью занимаетесь. А я то подумала, когда вошел в храм книг с таким приветствием, что он сердце горевающий о книгах. Оказывается его сердце не о книгах печется, а о другом.
– Ладно, не скажем тебя «благородной», а – «красавицей». Ну, скажи, красавица, кого ты видела, пекущего о книгах?..
Я еще не успел выговорить, она:
– О человек (Я кас), с какой «музыкой» сюда пришел! Как пришел, так  иди своею обратною дорогою. Нет у меня времени с тобой побалакать. Время обеда, библиотеку закрываю!
– О благородная, о красивая,  у меня нет ничего, о чем могу попросит у тебя. Пойми же ты меня. Как и ты, и я женатый, я очень люблю свою жену. Из далекого селения я приехал; удовлетвори, пожалуйста, мою просьбу.
– Давно так нужно было к делу перейти. А то, предо мной о любви, о красоте красуешься.  Скажи, что за дело-то? Если исполнимо, то постараемся исполнит.
– Я услышал, что в твоей библиотеке Манафа Шамхалова «В долине реки Чираг» книга имеется; не может ли быть так, что ты мне эту книгу не отдашь? – С мольбою на устах пропускаю звуки через губы к этой невиданной.
– В начале я тебя говорила, что я для тебя не стану благородной. Книги дается тем, кто живет под нашим сельсоветом – такая вот постановка есть.
Пока я еще рот не открыл…
– Хотя, ты что-то хотел сказать, плюс к тому же ты и обманщик?
– Что за, еще, обман? Я же не сказал тебя, что я из этого сельсовета…
– Еще как знаешь, что за… Ты же говорил, что меня назвал «благородной» из-за моей красоты, а вот, оказывается, ты меня так назвал, чтобы я тебя выдал книгу?!
– Теперь уж, я в растерянности, как тебя называть. Когда я говорю, что из-за твоей красоты так назвал, ты меня упрекаешь, что ты замужняя, а когда – чтобы книгу получит, так тебя назвал, говорю, не даёшь нужную мне книгу. Вот – пусть ты на моем месте была бы – что делать уже…
– Уж откуда же ты, говорил?
– Из Ляхля.
– Ох, ляхлинец, из чего же выстрогано твое лицо! Насколько я знаю, ваши ляхлинцы не такие, вроде…
– О благородная, о прекрасный цветок! Я такие  комплименты, даже своей жене не говорю, но ты понимать меня не желаешь. Если ты опаздываешь на обед, мне уже поздно возвращаться в наше селение. Досвидание!
Приближаясь к выходу:
– Такая благородная еще не встречал, – сказал.
– Дружок, подожди чуточку. Есть у тебя паспорт?
Я внутри так обрадовался, вынув документ, положил на стол, как будто обидевший.
– Я отдам книгу за чистосердечность, за слова правды, но не дам за твой рот.
Она начала заполнят карточку. Там кроме данных паспорта нужно было указать образование и специальность.
Спросив у меня,  в разделе «образования» написала «высшее».
Когда она заполняла, я внимательно следил за ее приятными пальцами. Там, где была графа «профессия», она машинально написала «тракторист».
– Почему же ты, благородная, мою профессию пишешь «тракторист».  Бывает ли тракторист с высшим образование, то есть, чтобы стать трактористом я должен был закончит институт, так ли?
– Вот же ты водишь трактор – через окно она показала мой трактор.
– О благородная, из далекого селения чтобы во время успеть, одолжил у моего друга. Ладно, пусть так и будет. Я бы рад был быт хоть трактористом. Если правду сказать, я безработный, не могу найти работу. А если я приехал бы на осле, то, что написала бы в этой графе? Ослист?
Прекрасная громко засмеялась над своей необдуманностью. Вместе с ней и у меня прорезался  смех.
Хотя я из другого сельсовета, я часто хожу к ней  выписывать  книги. И каждый раз где бы она меня не встретила всегда говоря «образованный ослист» смеялась. В правду кто из нас более подходит под эту кличку не знаем… Не всегда же красивые слова – женщинам, хоть раз женщины тоже нам, мужчинам, что-то прелестное пусть скажут!