Золотой отблеск рая

Анна Гриневская
Август в наших краях  в этом году выдался классическим: солнце честно палило с раннего утра до вечера, все спело в сладостном безумии, и былое воспоминание о ведрах огурцов, собираемых поутру, наконец-то нашло свое подтверждение.
Дождей не было, и трава превратилась в нечто сухое, жалящее, аллергенное. Прикосновение к ней обжигало, и на коже оставались алые следы, горящие огнем, когда вода попадала на них.
 
И вдруг похолодало.
Мгновенно стали прозрачными дали, солнце сменило зной на приятное тепло и случилось чудо. Чудо ранней осени - в воздухе появился золотой блеск.
Почему чудо? Потому что золота, понятно, нет, а блеск есть.
И от этого воздух кажется не просто чист, а звеняще чист.

И звенящая эта, прозрачная, уводящая в даль, чистота напоминает советское время с такой силой, что она перебивает горечь понимания реальности, и превращается в радость.
Никто не отнимет у нас того, что было. 
И пусть мы не уберегли, пусть  в силу наивности и глупости, мы допустили то, что случилось: народ не всесилен, все равно память жива и с каждым годом понимается все ярче и глубже, чтО мы потеряли.

Вы помните, как мы чувствовали? Какие высокие настоящие эмоции переполняли нас?
Что отличало их и этого не скрыть? Они были чисты.
Мы не говорили о целомудренности, она подразумевалась сама собой. Как не говорят о воздухе, которым мы дышим, пока он чист.  И только, когда он становится непригоден для дыхания, и мы начинаем задыхаться, только тогда мы начинаем задумываться.

О, нет, отнюдь не собираюсь идеализировать советское время, и было то, что мне было нестерпимо всегда,  это страх и попытки запугать.
Но сейчас я говорю о другом. О скромности и внутренней чистоте советских людей.

Да, во многом они порождались незнанием темных сторон жизни. Но в этом же незнании таилось и милосердие: сколько людей так и прожили вполне нормальную жизнь, не подозревая о темных сторонах своей натуры, потому что ничто не провоцировало их.

Свобода в этом смысле действует, как источник правды. Человек быстрее всего раскрывается именно в условиях  свободы, сплошь и рядом воспринимаемой, как вседозволенность.

И вот тут я подхожу к объяснению, почему отнюдь не являясь сторонником  антисоветизма, испытывая глубокое сожаление и светлую ностальгию по советским временам, не хочу возвращения СССР, пусть даже понимая, что это реально невозможно.

Перестройка выявила главное: для очень многих людей социалистические принципы, как и моральный кодекс строителя коммунизма при всей его высокой нравственный составляющей, оказались внешним, некой одеждой. Люди просто приспособились. Это не осуждение. Это просто констатация факта.
Была генеральная линия партии, и люди следовали ей, не задумываясь.
Не было главного - не было внутреннего стержня. И когда вдруг оказалось, что многое позволено, а стержня внутри нет, то ветер перемен понес, кого куда.
И вот пока люди носились туда-сюда, шалея от свободы, некая малая часть решала совсем другие задачи. Под девизом: отобрать и поделить. С этим они справились великолепно.

Ум без совести - это хитрость?
Значит, на смену не думающим пришла эпоха хитрецов.

Есть ли надежда на воспитание внутреннего стержня человека РПЦ?
Тут не надо заблуждаться, у РПЦ другие задачи. Скороговоркой скажут о нравственности и помчались решать другие задачи. См.выше.

Это как две линии: как ты себя ведешь, и что ты чувствуешь.
Если государство идет по тенденции восприятия поведения граждан, то получаем  видимость государства. 
А если государство идет по тенденции учета того, что чувствуют люди, то и получаем государство настоящее. Пусть и с недостатками.

Будет ли виден золотой отблеск нашего поведения повсюду?
Пока стержень настоящий в себе не создадим, не будет.

А пока чистый да свежий воздух дразнится, манит обещанием земного рая.
Пройдем испытание свободой, научимся быть людьми при любых обстоятельствах, будет и будущее, ясное и далеко обозреваемое.
Не научимся, так и будем блуждать в поисках своего пути.