Норвегия. 50 оттенков зелёного. Лестница Троллей

Борис Готман
   Название "Тролльстигвеген", то есть  "Лестница троллей"  дал новой дороге  лично король Хокон VII на приёмке готового участка между Ваальдаленом и Румсдаленом  31 июля 1936 года.
 
   Читатель, знакомый с предыдущей заметкой под названием "Между Дорогой Орлов и Лестницей Троллей", возможно, обратил внимание на вид этой дороги на снимке, который сделал сын с тропы перед смотровой площадкой.
    
   На его снимке там и на моих снимках к настоящей заметке видно, что не все одиннадцать отрезков серпантина располагаются один над другим с поворотами в 180 градусов.
    
   Кстати, именно так сделан серпантин на Дороге Орлов, который полностью расположен в "одной плоскости" на крутом склоне  Гейрангерфьорда. И если смотреть на Дорогу Орлов с другой стороны фьорда, её конфигурация действительно будет очень похожа на лестницу-стремянку.
    
  "Лестница Троллей", как может убедиться читатель, расположена на взаимно перпендикулярных склонах, поэтому вместо одной "стремянки" мы видим несколько, плюс отрезки на прочих склонах.
      
   Но королю виднее. Да и название "Лестница Троллей" звучит как музыка великого Эдварда Грига.
      
   Итак, пять минут назад мы выехали со стоянки у Торгового центра в верхней точке дороги Троллей.
    
   Миновали дорожный знак  "Осторожно, тролли на дороге". Ну-ну…
    
   Сейчас мы плавно спускаемся к первому из 11 крутых поворотов.
    
   Погода опять хмурится,  но я успеваю сделать снимок ещё до  поворота  -  на нём, верхнем правом снимке читатель видит верхнюю  половину дороги.
    
   Отчётливо виден водопад Стигфоссен, высота которого составляет 180 метров (напомню, что речь идёт о высоте свободного падения, вся высота – более километра!).
   
   Автобус движется осторожно и из-за крутизны дороги, и из-за того, что на ней встречаются места шириной всего 3.3 метра.
   
   Длина нашего автобуса 12 метров - всего на сорок сантиметров меньше максимально разрешенной. Автобусам и автомобилям длиной более 12.4 метров  движение по "Лестнице Троллей" просто запрещено.
    
   Но даже такой автобус, как наш, не может вписаться в поворот,  не захватив часть полосы встречного движения.
    
   В последние годы на узких горных дорогах принято, вопреки Правилам дорожного движения, уступать на поворотах дорогу автобусу даже в том случае, если он спускается.
   
   Например, в южной Италии, подъезжая к закрытому повороту,  водитель автобуса подаёт звуковой сигнал.
   
   Водитель встречного транспортного средства, услышав сигнал, останавливается, даже если он движется наверх!

   Мало того, если сигнал застал его слишком близко от поворота, в месте, где он может помешать автобусу завершить поворот, он сдаёт назад.
   
   Здесь в Норвегии из-за возможности спровоцировать сиреной камнепад звуковые сигналы в горах не подают.
 
   Но даже если оба водителя почти выехали на   поворот, водитель легкового автомобиля аккуратно сдаёт назад, пропуская автобус.

   Если один из водителей этого  не знает, возникают, хотя и достаточно редко, пробки на шоссе.

   Как раз в такую пробку мы попали после третьего или четвёртого поворота – на левом нижнем снимке. В считанные минуты с обеих сторон собираются длинные "хвосты", которым разъехаться будет непросто.
   
   Нам пришлось простоять минут двадцать, но никто не сетовал – несмотря на низкую облачность, красоты "Лестницы Троллей" были хорошо видны.
   
   Дальше двигались без заторов.
   
   Проехали по двум мостам над водами Стигфоссена, и вот уже дорога побежала по очень красивой долине.
    
   На последнем повороте делаю прощальный снимок смотровой площадки, возвышающейся теперь в километре над нами – нижний правый снимок.
    
   Из-за того, что потеряли время, не останавливаемся на площадке в нижней точке дороги. Скульптуры трёхголовых троллей, стоящие там, провожают недоумёнными взглядами, как будто и не они устроили нам мелкую пакость с пробкой.
    
   Едем к Румсдалсфьорду,  через который паром перевезёт нас на полуостров Румсдал, в порт Мольде (норв. Molde)  –  Город Роз в переводе.
      
   Но об этом уже в другом репортаже.