Свадьба сельдей

Валери Таразо
  На втором курсе, летом я часто страдал от скуки, впрочем, я страдал, несмотря на то, что имел моторную лодку, на которой  мог бороздить воды моей Волги. Откуда взялась эта скука – не знаю, но то, что именно она мучила меня – это точно. Пришла мне хорошая мысль, зайти в общежитие студентов Института Городского Хозяйства, которые остались, как и я,  на лето неприкаянными и, видимо, тоже скучают. Я быстро набрал хороших ребят шесть человек – команду. Быстро перезнакомились и стали распределять обязанности, причем никто не капризничал при распределении обязанностей. Если это не можешь сделать – вот тебе другое. Единственно в чём была загвоздка – не хватало палаток.
Я вспомнил о палатки соседа и обратился к нему.  Он не смог отказать, т.к. несколько раз использовал нашу моторную лодку. Главная проблема была в том,  чтобы провести инструктаж, как вести себя в лодке и на берегу, и выяснить где что находится, т.е. сделать  перепись, т.е. где и что лежит, какие продукты.
Следовало назначить на следующий день время сборов и время отплытия, полагая, что кто-то по каким-то причинам может опоздать. Отплытие в 8.00. Я заметил, что такая точность дисциплинирует. В маршруте надо не хулиганить, не раскачивать лодку, а то можно и пойти ко дну. Поскольку никто, кроме меня, не был в подобном плавании (достаточно только посмотреть, как ребята ходят по лодке), все сначала боятся перемещаться по лодке, а затем привыкают и даже пытаются перемещаться по лодке быстрым шагом.
Со временем их больше привлекают речные пейзажи, заторы и подводные коряги грозящие перевернуть лодку. И когда раздавался предупреждающий крик: «Внимание, коряга!», на это стоило обращать внимание. Мы даже сели на рогатину на малом ходу, и несмотря на малый ход долго снимались с неё, что было хорошим уроком. После этого мы сбавили ход, и внимательно осматривали местность и там, где виднелись бурунчики, старались от этого места держаться подальше.
Можно было бы уйти на глубину и не бояться коряг, но тогда не виден был бы берег.
Наконец, открылась большая и гладкая бухта, в которой мы решили бросить якорь. У носа лодки глубина была по пояс, а у кормы – по горло – очень перспективные глубины для ловли рыбы. Дно ровное, быстро  уходящее вглубь, но справа – резкий выход на мелководье. О таком подводном ландшафте мог только  рыбак.
Стоп, ребята – крепите лучше якорь, ищите места под палатки и готовьте дрова для костра, а я займусь снастями. Работа закипела, и только не хватало песни, но для неё мы слишком мало знали друг друга.
Через полчаса лагерь стоял, дрова были нарублены и аккуратно сложены, только я, казалось, ничего не делал, но это только казалось, поскольку мне досталась самая кропотливая работа – привязать к карабинчикам, поводки. Кто же заранее знал, какой тип ловли, и какие снасти пригодятся.
Но всё было сложено рядами на песке, и только была опасность запутаться в этих строгих рядах. Чтобы не запутаться в этих рядах я расположил их далеко в правой стороне от места будущей ловли, чтобы не быть в темноте «слепым котенком» я заготовил электрический фонарик с тремя круглыми батарейками и большим рефлектором. Этот фонарик – гордость моя – достался мне с большим трудом на московском «птичьем рынке».
Начало быстро темнеть, и вышла луна, но пока она не царствовала, а ребята у костра уже загудели…
- Валерий Васильевич (почему-то по батюшке) – идите к нам – у нас телло, а второй голос:
- У нас тепло и снаружи, и внутри –
- Я давно заметил это, пожалуй, после первой рюмки  - разгорается внутри.
- У нас не рюмки, а стаканы; – ответил кто-то.
- Тем яснее наши действия – заметил самый высокий парень.
- А как же –
Мне немедленно подали алюминиевый стакан с вином 777. Вино, которое пьянит с первого глотка, а за последующие действия не отвечает. Я честно выпил алюминиевый стакан, извинился и отошёл.
У меня в голове был кошмар, в котором не желал признаться на людях. Я только что вышел из больницы, в которой лежал по поводу сотрясения мозга, и сейчас мне показалось, что падаю в бездну. И точно, я нашел себя лежащим на песке. Голова кружилась с сумасшедшей  скоростью, замедляя свой бег. Я решил просидеть здесь, на тёплом песке до тех пор, пока головокружение прекратится совсем. Мне показалось, что вот он этот момент, и я встал, но голова продолжала кружиться.
Я подошёл к костру. Большей части ребят уже не было – они залезли в палатки –  и из какой-то палатки уже раздавался мерный храп. А, сидящие парни были изрядно пьяны, чтобы вести с ними беседы, да и они это отчетливо понимали.
Я решил проверить снасти, а заодно понаблюдать за водоёмом. Даже быстрый взгляд выявил в реке странности – что-то воде неладно. Взгляд в бинокль выявил детали, которые обрадовали бы сердце каждого рыбака. Река кишела рыбой, но какой. То и дело показывались спинные плавники. Первое движение души моей – разбудить ребят, но если следовать рыбацкому закону – то рыбалка любит тишину, разбуженные парни создадут сильный шум.
В данном случае – лучшая снасть спиннинг и тут не до выбора блесны. Пойдёт любая.
Первый же заброс, и первая же поклевка, да какая – чувствуется, что на блесне сидит большая рыба, но какая только опытный рыболов может угадать. Когда я вытащил ее на песок, это оказалась 800-граммовая сельдь, которую волгари называют заломом и своеобразно приготавливают, разрезая со спины, и вяля в тени и на продуве.
Вторая сельдь была несколько меньшей величины также без икры. Третья – в полтора раза меньше и с икрой. Итак, более крупные сельди всегда без икры.
Когда я втащил 26 заломов, у меня не осталось ни одной блесны и я сел на песок, задумавшись.
Но погода была великолепной, красоты были неописуемые, особенно полная луна-чародейка и дорожка от неё делали весь мир освещенным, как днём. 
Можно было бы на этом, и закончить ловлю, но рыбак не тот который лениво ловит рыбу, а тот, который при недостатке средств лова находит их, всё же и продолжает лов.
Мне пришла бешеная мысль ловить на половинки от раковин-перловиц. И с третьего же заброса сел на раковину 500 г залом. Дальше ловля пошла столь же удачно, как на металлические, никелированные, золоченые или просто стальные блёсны.
Вот вам и полное отсутствие блёсен. Я никогда не забуду этот случай, когда удалось поймать  51 сельдь-залом на спиннинг, т.е. ещё 25 сельдей без блёсен, а на раковину-перовицу. Чем обусловлен успех? Тем, что одна сторона раковины была перламутровой, а вторая темной и, крутясь раковина создавала эффект играющей блесны.   
Когда мы приплыли на наш дебаркадер, встала задача дележа рыбы. Две крупных рыбы мы отдали сторожу, который немедленно половину сельди, начиная с головы, отдал своему любимому коту, который тут же принялся за дело, урча как трактор.
Половину отдали в общежитие студентам, половину взяли себе, засолили и за пластовали.
 В.Т.