Достоевский о нас

Виктор Винчел
Только что в издательском доме "Наука"вышла в свет составленная мной книжка "Достоевский о нас".  Тираж книги 500 экземпляров.

Аннотация к книге:

В книге «Достоевский о нас» собраны высказывания из «Дневника писателя». Они, по мнению составителя, звучат так, как будто написаны нашим современником и касаются всего, о чём мы говорим, думаем, на что надеемся и к чему стремимся.
В кругу наших “вечных спутников” Достоевский занимает особенное место. Редкий сплав чрезвычайно развитой интуиции, чуткости на любые общественные и личностные проявления, устойчивого, несмотря на все житейские доводы, оптимизма, веры в человека и в перспективы человечества – сделал Достоевского непревзойдённым Мастером слова. В художественных текстах с замиранием сердца сопереживая духовным исканиям героев, в публицистических поражаемся провидческой мудрости великого автора. Книга адресована самому широкому кругу читателей.

Вступительная статья составителя:

Прошло почти двадцать лет с момента выхода в свет последнего издания составленной мной книги «Достоевский на каждый день». Необычное название, удобный «карманный» формат обеспечили книге читательское признание. Её разбирали на цитаты школьники, студенты, учителя, даже политики. Книга разошлась очень быстро. У меня на сегодняшний день осталось по единственному экземпляру тех изданий. Однако нельзя не заметить, что в то же время все плюсы книги для какой-то части публики оказались очевидными минусами.
Например, собранные вместе и таким образом подобранные высказывания Ф.М. Достоевского у кого-то вызывали удивление и недоверие. Многим было трудно поверить, что писатель ещё во второй половине девятнадцатого столетия говорил о России, об отношении к ней в Европе и о нас с вами практически тоже самое, что и мы, когда обсуждаем эти темы сегодня.
А у некоторых читателей та книжка вызвала просто резкое отторжение. Один высокопоставленный священнослужитель возмущался: почему это Достоевский на каждый день? Ведь только Священное Писание может быть рекомендовано для повседневного чтения? И почему это подборка из произведений православного писателя сделана лицом явно не православным, к тому же с неславянской фамилией? Как говорится, «не хочется никого обижать», но почему-то никто со славянскими фамилиями и православным вероисповеданием не взялся за эту тему. Ну, а что касается Достоевского на каждый день… Вместо ответа позволю себе привести стихотворение Юрия Левитанского:

Каждый выбирает по себе
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку —
Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя
Слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе.
Щит и латы, посох и заплаты,
Меру окончательной расплаты
Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя…
И мы тоже выбираем — как умеем.
Ни к кому претензий не имеем.
Каждый выбирает для себя!

В новой книжке хотелось в первую очередь вместе с Достоевским говорить о человеке, о людях, о нашем отношении к миру, друг к другу, о межличностном и межнациональном общении. Однако жизнь диктует своё. Да! поступки, даже частные, сокровенные мысли каждого из нас сказываются на происходящем не только в мельчайших географических форматах, но и на всей планете. Но каждый из нас всё-таки зависит от жизни в городе, стране, Европе, во всём мире, а не только от собственных мыслей, чувств и желаний. Поэтому, как бы ни хотелось говорить в первую очередь о частном, приходится говорить о нём лишь во вторую.
В книжке «Достоевский на каждый день» на первый план как бы сами собой выдвинулись тексты, в которых речь идёт об отношении к России в Европе. Первые тиражи этой книжки выходили, когда наша страна только начала двигаться по пути реформ, и многое ещё было в вопросах. Слова Достоевского в то время пришлись как нельзя кстати.
Что изменилось сейчас? Отношения с Европой стали ещё более острыми. И снова поражаешься прозорливости Достоевского. Поэтому в новой книге этот пласт материалов не только остался на своём месте, но усилен цитатами из «Дневника писателя».
Готовя к печати новую книжку, я думал, что мне захочется сократить тексты, связанные со славянофильством, западничеством и другими, на первый взгляд, умозрительными, а потому второстепенными вопросами: о «новых людях», о земстве, о всеобщем вранье, о «безъязыкой» улице. Однако подняв руку, чтобы нажать «delete», я подумал, что за прошедшие двадцать лет, если стать на точку зрения Достоевского, ничего в лучшую сторону не изменилось…
Главная боль Ф. М. Достоевского – Россия и русский народ. Все остальные страны и народы он хвалит или почём зря бранит исключительно исходя из пользы или вреда, которое они могут принести России. Изучая высказывания писателя, мы, разумеется, понимаем, что современные реалии изменились. Но, вдумываясь, понимаем также, что эти изменения носят лишь цивилизационный характер. Ментальность россиян осталась прежней. Поэтому так современно и звучит сказанное полтора столетия назад. Кто скажет, что вот эти, к примеру, слова, не звучат современно: «По моему бедному суждению, на просвещение мы должны ежегодно затрачивать по крайней мере столько же, как и на войско, если хотим догнать хоть какую-нибудь из великих держав, — взяв и то, что время уже слишком упущено, что и денег таких у нас не имеется».
После долгих сомнений я всё же пришёл к необходимости также включить в книгу почти всё, что Достоевский пишет о своём отношении к евреям и еврейству. Его размышления и резкие высказывания как нельзя лучше демонстрируют невероятно широкий диапазон, в котором находятся воззрения писателя на эти весьма щекотливые темы. Антисемитизм Достоевского носил вовсе не бытовой, не кухонный характер. Он подводил под него философскую базу, обращался к многовековой истории. Но выводы делал наотмашь, сердясь и распаляясь от их очевидной огульности ещё больше. «Юпитер, ты сердишься, – значит, ты не прав». Объективно, разумеется, Достоевский не прав. Но его можно понять. За каждым его словом стоит тревога за русский народ, за будущность России. Евреи имеют многовековой опыт выживания. Их безо всякого на то основания уничтожали христиане, католики и мусульмане. Достоевский опасается, что всемирное еврейство станет над пассивным и миролюбивым русским народом, будет его угнетать и душить. Опасения Достоевского могли бы оказаться понятными, если бы история давала основания видеть в гордом и несломленном никакими захватчиками русском народе овечье стадо, готовое двигаться по воле любого сильного пастуха… Достоевский выступает как русский националист. Вознося всё русское, он системно обрушивается на евреев, оставаясь при этом совершенно серьёзным. Не всерьёз он воспринимает только «разных» поляков, немцев, французов. Их он добродушно высмеивает, лишь изредка отпуская колкости в адрес их ментальности и образа жизни…
Я понимаю, что найдутся те, кто выхватит из этой книги только антисемитские высказывания Достоевского и возьмёт их на вооружение. Но книга адресована всё же широкому кругу читателей. А в нём гораздо больше людей объективных, нежели шовинистов разных мастей.
Достаточно много в книге приведено историй – о детях, о жестокости людей по отношению друг к другу. Все они были почерпнуты писателем из газетной хроники. Разве подобное мы с вами не слышим сегодня? Разве не пишут об этом газеты, не рассказывают по ТВ? Так что же изменилось в нашей стране со времён Достоевского?..
Достоевский пишет о России с верой и любовью. Да, он говорит вслед за Белинским о «грязи и навозе», в которых погряз народ, но тут же пишет о наступающем возрождении, о пробуждении новых сил, появлении новых людей. Сбылись ли надежды автора всемирно известных романов сегодня? Оправдалась ли его вера в нас? Ведь мы для него были людьми будущего…

Стоимость книги 250 рублей плюс стоимость пересылки. Заказать книгу можно, написав автору на электронную почту.