Водоход-2016, удивление первое пространственное

Еквалпе Тимов-Маринушкин
     Э-эх, кто только не путешествовал этим маршрутом, кто только не удивлялся им, но… описали свои удивления очень даже немногие.
     Зато кто!
     Впрочем, здесь не их, а мои, правильней наши с женой и дочкой удивления, которые настигли нас на этом весьма «неоригинальном» пути. По сложившейся традиции мы записывали их в раздел «напоминашек» моей старенькой «нокии», которую я и держу теперь перед собой.
     Как ты уже догадался, мой отпуск завершен.
     Увы, или ура!
     Не знаю. Не важно. Просто время поразмышлять над своими заметками пришло.

    ….отпуск – аврал, в нем ни на что не хватает времени (читай «С чего начинается Родина»), а уж тем более на мысли и их бесконечное складывание в музыку строк…

     Итак, наша «устойчивая туристическая группа» (мы с женой и нашей Младшенькой) в начале августа вновь (после майского путешествия в Сочи) предприняла новое путешествие по просторам нашей «Великой и Необъятной» страны. Наконец-то мы решились пройти на теплоходе Константин Федин по части знаменитой водной дороги «из Варягов в Персию (Азию) и в Греки» на участке от Москвы до Санкт-Петербурга.
     Ну и, конечно, не воспользоваться таким удачным стечением обстоятельств: побродить по центру старушки (в сравнении с Питером) Москвы, мы не смогли. Ведь не считая несколько пересадок в Домодедово и пару «пролетов» на «Мустанге» (ВАЗ-2107) в 2004 году и «Волгушке» (читай «Как купец чужими лошадками торговал») в 2005 году по «безбашенному» МКАДу, мы не были здесь почти тридцать два года (читай «Ночная репетиция парада»). Как-то так вот всё не выходило, не получалось, да и не зачем было. Но с возрастом нас всех почему-то тянет туда, где мы бывали раньше, в молодости, в детстве.
     Не замечал?

     …утром (сегодня), так уж случилось, мне довелось быть на кладбище в Иликах. Дорога туда идет через лес, где в детстве, лет так сок назад мы частенько собирали грибы с родителями, друзьями. Как у любых настоящих грибников у нас тоже были (есть) любимые места, правда, здесь, в этом лесу мне давно не приходилось бывать. Во-первых, переехал в другой район, а во-вторых, лес сильно изменился: город вплотную подступил сюда, а Питерская окружная порвала холм Илики пополам (читай «Илики»), поди, узнай теперь что. Но всё равно, каждый раз проезжая по этой незатейливой дороге, внимательно вглядываюсь во все полузабытые заросшие съезды и сходы с неё в лес. Сегодня один из них мне показался особо знакомым и притягательным. Стоило лишь выйти из машины и чуть-чуть углубиться в лес, как знакомая полянка, где россыпью когда-то росли подберезовики, радостно встретила меня. Боже мой, она словно бы ждала этого момента! Всё разом заговорило: и небо, и глубокая канава с камышом, и старая воронка под огромной елью, и теперь уже высоченные березы, и даже подберезовики, выскочившие навстречу ко мне…

     В общем, мы с женой решили снять гостиницу в Москве за три дня до отхода нашего теплохода и просто немного побродить по столице в поисках своих уголков детства. Глядишь, и она откроет их нам. А заодно, может быть, заглянуть в домик Чехова, как говорится увидеть воочию, где расположился Российский союз писателей и ООО «Проза». Впрочем, забегая вперед, скажу, что ритм мегаполиса не позволил отвлечься от удивлений им, заняв неожиданно главное место, как в наших впечатлениях эти путешествием, так, видимо, и во всей этой серии записок (посмотрим, что выйдет в итоге, – пишу с «колес»).
     И вот, девятичасовой (ну, то есть отправляющийся в 09.00 с Московского вокзала) поезд-Сапсан удивительно быстро, всего за четыре часа со средней скоростью 230 километров в час, и можно сказать буднично или обычно (как выражается в подобной ситуации мой взрослый сын) доставил нас в столицу. Впрочем, нет, совсем даже необычно и не буднично, а очень даже удобно (мы первый раз ехали на скоростном экспрессе) и легко! Внутри поезда было весьма чисто, уютно и совершенно не волнительно. К тому же, шел он точно по расписанию, что очень приятно (как-то так привык быть в вечном «форс-мажоре», а если его нет, то жду подвоха, приближающего «шторма»)... 
     На переполненный перрон Ленинградского вокала в Москве мы вышли ровно в 13-00. Дверки «Сапсана» скрипнули, как у самой простой электрички на платформе моего родного Ломоносова, и народ без видимой спешки, как правило, с одним чемоданчиком или рюкзачком за плечами, двинулся по своим неотложным делам, медленно ускоряясь при приближении к метро.
     В Питере утром было довольно-таки прохладно, всего 17 градусов, а здесь к полудню температура уже прилично запрыгнула за тридцать. Мои девчонки заметно сникли, покинув прохладный вагон. Все-таки мы жители севера и при повышении температуры за непривычные для Питера двадцать градусов «жары» уже мчимся поближе к водоемам, кондиционерам, подвальным сооружениям, а тут, на тебе, в полтора раза выше нашей нормы. К тому же у каждого из нас, благодаря моим стараниям обойтись в этом путешествии без чемоданов (кто его знает, что принято провозить в скоростных электропоездах), за плечами оказалось по увесистому «рюкзакану». Однако всё это не помешало нам удивиться первой встречей с Москвой, с её площадью трех вокзалов (Ленинградского, Ярославского и Казанского), правильней Комсомольской. Из детских воспоминаний от неё у меня остался только небольшой ларек у входа в метро (там мы, нахимовцы покупали мороженое «Лакомка» и «Фанту» с «Тархуном», трудно «доставаемые» в Ленинграде), да широченный и почему-то совершенно пустой перрон.
     - Ну и как теперь, обычно? – почему-то слышится мне в голове вопросов некоторых москвичей из известных новостных радиопередач, утверждающих, что все Питерцы вечно чем-то недовольны…
     - И вовсе не обычно, очень даже не обычно, - отвечу им. А чтоб точнее выразить свои ощущения приведу цитату своего Великого земляка, академика Дмитрия Сергеевича Лихачева из его «Писем о добром», которое вспомнилось мне тогда:
«Города…  сколь бы они ни были различны, не обособлены друг от друга. Москва и Ленинград не просто не похожи друг на друга – они контрастируют друг другу и, следовательно, взаимодействуют. Не случайно они связаны железной дорогой столь прямой, что, проехав в поезде ночь без поворотов и только с одной остановкой и попадая на вокзал в Москве или Ленинграде, вы видите почти то же вокзальное здание, которое вас провожало вечером; фасады Московского вокзала в Ленинграде и Ленинградского в Москве одинаковые. Но одинаковость вокзалов подчеркивает резкое несходство городов, несходство не простое, а дополняющее друг друга. Даже предметы искусства в музеях не просто хранятся, а составляют некоторые культурные ансамбли, связанные с историей городов и страны в целом. Состав музеев далеко не случаен, хотя в истории их собраний и немало отдельных случайностей…
Но многое их объединяет. Одна из самых типичных черт русских городов – их расположение на высоком берегу реки. Город виден издалека и как бы втянут в движение реки: Великий Устюг, волжские города, города по Оке. Есть такие города и на Украине: Киев, Новгород-Северский, Путивль.
Это традиции Древней Руси – Руси, от которой пошли Россия, Украина, Белоруссия, а потом и Сибирь с Тобольском и Красноярском…
Город на высоком берегу в вечном движении. Он «проплывает» мимо реки. И это тоже присущее Руси ощущение родных просторов.
В стране существует единство народа, природы и культуры.
Сохранить разнообразие наших городов и сел, сохранить в них историческую память, их общее национально-историческое своеобразие – одна из важнейших задач наших градостроителей. Вся страна – это грандиозный культурный ансамбль. Он должен быть сохранен в своем поразительном богатстве. Воспитывает не только историческая память в своем городе и в своем селе – воспитывает человека его страна в ее целом. Сейчас люди живут не только в своем «пункте», но во всей стране и не своим веком только, но всеми столетиями своей истории».

     …помню в начале восьмидесятых, когда впервые попал в Москву, моё первое удивление было огромное количество людей и машин на улицах города, их скорость перемещения и, пожалую пространство вокруг них, нас, меня. С одной стороны оно (пространство) безграничное, всёохватывающее, по которому они все неслись с огромной скоростью в неизвестном направлении, с другой – сжатое, узкое, тесное относительно друг друга (и людьми, и машинами)...

     Что теперь?
     Пожалуй, все тоже: «Москва и Ленинград не просто не похожи друг на друга – они контрастируют друг другу… одинаковость вокзалов подчеркивает резкое несходство городов, несходство не простое, а дополняющее друг друга».
     Оказывается, наши «столицы» (не люблю так называть свой город) действительно очень не похожи! Мы остановились посреди площади среди уже почти бегущей с поездов толпы. Пространство, как и тогда, в детстве, разом навалилось на нас, меня, распахнулось и… сузилось одновременно. Широкие, добротные старинные здания-терема вокзалов (не считая Ленинградского за спиной) на площади, многократно превышающей размеры Дворцовой и Красной вместе взятые, с одной стороны и, нависшая над ними одна из семи всемирно известных московская высотка с какими-то многочисленными несуразными, «муравейнообразными» постройками перед ней, с другой стороны.
      Это… поражает, удивляет, обескураживает и стирает представление о городской красоте и удобстве. И…
     …это действительно не по-Питерски, но, кажется, очень красиво!


Автор благодарит критика и корректора (ЕМЮ) за оказанную помощь.
02.09.2016г.