Это ощущение жертвы, если можно так назвать, мешало Саше очень сильно. Порой даже самая маленькая неудача загоняла его в такое состояние.
Особенно ярко это проявлялось в школьном возрасте. Не спросили на уроке, когда очень хотелось ответить (не только знаниями блеснуть, показать, что я хороший...); не выбрали старостой класса; поставили во второй ряд, а не в первый во время танца; не купили желаемую игрушку; не пригласили на чей-то день рождения; нет денег на дорогую покупку (в том числе автомобиль, виллу...) или отпуск.
Постоянное сравнение с кем-то более успешным и состоятельным приводило Сашу к ощущению неудачника. Опять у меня не получилось... Получалось противоречие: талантливый ребёнок, делающий большие успехи в своём развитии, чувствовал себя неудачником и хуже других.
Как известно, невозможно всегда и во всём быть первым и иметь всё.
Вот и возвращался сын из школы домой почти каждый день со слезами, особенно в начальных классах. В среднем школьном возрасте слёзы сменились на обиды, злость и уединение.
Эта тема была очень сложной и утомительной. Годы(!) почти ежедневно нужно было выслушивать, успокаивать, убеждать и переубеждать Сашу. Его аргументами было:
– Опять меня не взяли...
– не выбрали...
– не дали...
– не стали играть...
– не пригласили...
Он горько плакал и спрашивал:
– Почему опять я?
И сам себе отвечал:
– Всё только со мной случается. Меня с самого начала бросили в этот детдом. Других никого не бросили. Посмотри в классе. Только я.
Говорить было не просто. С одной стороны, надо было признавать его чувства. Если плачет, значит плохо ему. Игнорировать это нельзя. Если я оттолкну, то к кому же идти со своими бедами? А для Саши это было по-настоящему бедой.
С другой стороны, нужно было менять его «видение ситуации» с негативной на позитивную. Это были долгие беседы о ценностях, судьбах, сравнениях и чувствах. Чего я только не предпринимала, чтобы мнение сына о себе и своём месте в жизни повернуть с «минуса» на «плюс».
– Смотри не только на тех, кто стоит впереди тебя, но и на тех, кто за тобой, – советовала я. Рассказывала о судьбах известных людей:
– Принцесса, красавица, всё имела. Счастливая? – спрашивала я.
– Да. Она счастливая, а я нет, – отвечал Саша.
– Ребёнок погиб, муж молодым умер, всё потеряла, – продолжала я дальше историю рассказывать, и мы рассуждали.
На самом деле эти беседы о жизни, о нравственности наполняли наши души чем-то добрым и хорошим. Настроение сына менялось. Получалось, что мы – вдвоём; есть мама, которая любит; любимая кошка Анфиса сидела рядом – и всё не так уж трагично.
А на следующий день сын возвращался домой с новым «опять я». И всё начиналось сначала.
В пятнадцатилетнем возрасте говорили уже по-другому, хотя тема оставалась прежняя: – опять со мной и кто виноват? Однажды рассказала прочитанную где-то притчу:
– У тебя есть три вещи: дорогой бриллиант, красивая недорогая бижутерия и огрызок яблока. Где ты это будешь хранить?
– Мам, детский вопрос. Бриллиант в красивую шкатулку положу и спрячу, чтоб не украли. Бижутерию положу на видное место – красиво, пусть все смотрят. Огрызок выброшу в мусорное ведро.
– Теперь есть три человека:
Иван Иванович, профессор, много знает, много читает, интересуется техникой, музыкой, театром, занимается спортом.
Пётр Петрович, простой рабочий, любит вечером у телевизора с баночкой пива посидеть.
Мария Ивановна, знает всё! Где распродажа, от кого муж ушёл, кто с кем поссорился, кто что купил, кто кого обидел. Где ты их разместишь?
– Мам, профессора в большую квартиру с библиотекой, красивой дорогой мебелью. Он же как бриллиант. Петра Петровича в обычную квартиру в многоэтажном доме. Стол, диван, телевизор. Пусть смотрит. Марию Ивановну? Да у неё же только мусор в голове. В мусорное ведро её.
– Согласна. А где ты сам хочешь быть?
– Ты специально это мне рассказала!
– Конечно. Где хочешь быть, туда и стремись, тем и заполняй свою голову.
В семнадцатилетнем возрасте ещё раз вернулись к подобной теме. Это было прекрасное время – зимние каникулы. Мы ездили кататься на лыжах, а по вечерам, после ужина, уютно расположившись в своём номере в отеле, беседовали друг с другом.
В ту пору Саша интересовался историей, по-прежнему много читал и сочинял свои рассказы. В один из таких вечеров он и сказал мне:
– Я так тебе завидую, мама.
– Почему? – удивилась я.
– Потому, что ты можешь быть счастливой. У тебя такая трудная жизнь, а ты всё равно счастливой быть умеешь. В добро веришь. Я так не могу.
Что ответить?
– Сашенька, я просто концентрируюсь не на негативе: чего нет и кто обидел, а на позитиве: что имею и что удалось. Ну посмотри: какой у меня замечательный сын есть, мы оба здоровы, живём в прекрасном городе, как нам сейчас хорошо и уютно вот так сидеть и говорить друг с другом. Этого тепла, душевности, откровения и за миллион евро невозможно купить. По-моему, это и есть счастье.
Продолжение http://www.proza.ru/2016/09/03/1078