Урок чистописания

   Анечка старательно выводила буквы на старой газете между строк печатных столбцов. Самым сложным уроком из всех других был урок  чистописания. Писать сажевыми чернилами острым пером по рыхлой газетной бумаге было очень трудно. Все дети старались. В классной комнате слышалось напряжённое посапывание детских носиков. Нередко перо прорывало рыхлую бумагу и портило писанину ученика. Анечка училась в первом классе. Она волновалась и одновременно очень ждала, когда начнётся школьная жизнь. Вторгшаяся война помешала подготовить всё необходимое к школе, особенно первоклассникам. Не было обычных тетрадей, чернил, ручек. Не было и праздника на первое сентября. После школьной линейки учителя развели детей по классам, и начались занятия.
 
   Несмотря на сложность письма на газете, учительница Клавдия Петровна, всегда хвалила Анечку за аккуратную работу и показывала в классе её письмо ребятам. Вот и сейчас, девочка старательно, не торопясь, выводила букву «О». Но вдруг, перо «запнулось», прорвав газету, сделало жирную кляксу. Учительница, как всегда, взяла Анечкину работу, что бы показать ученикам. Повернув страницу с письмом к детям, на обратной стороне газеты она неожиданно увидела портрет Сталина, которому ручкой был выколон  глаз, а ниже стояла большая клякса. Клавдия Петровна, немного помедлив, сказала, чтобы девочка встала. Затем она обратилась к детям:

- Дети, посмотрите, как плохо поступила наша ученица Анна. В то время как весь наш народ под руководством великого вождя Иосифа Виссарионовича Сталина воюет с фашистами, эта девочка выколола глаз и поставила кляксу на портрете нашего вождя! Так поступают только плохие дети, которые не хотят победы Красной армии в войне с противником. Анна, - обратилась она к испуганной девочке, - ты сейчас пойдёшь со мной к директору школы! А вы, дети, продолжайте писать.
 
С этими словами Клавдия Петровна взяла растерявшуюся Анечку за руку, и они в полной тишине вышли из класса. Анечка почувствовала, что сделала что-то не хорошее, но никак не могла понять, что. Она послушно пошла с учительницей в кабинет директора школы.

- Михаил Степанович, - обратилась учительница к директору, - посмотрите, что сделал этот ребёнок! - показав газету, она громко и грозно воскликнула, - в то время, как наша доблестная Красная армия воюет с фашистским агрессором под руководством великого вождя Иосифа Виссарионовича Сталина, эта ученица во время урока, выткнула глаз на портрете нашего вождя и залила его чернилами!
И тут Анечка заплакала.

Директор попросил учительницу продолжить урок в классе.
Он притянул к себе плачущего ребёнка.
- Анечка, твой папа на фронте, а мама дома? – спросил он девочку.
- Маму забрали в трудармию, - сквозь слёзы ответила она.
- А кто же из старших дома? – гладя по голове всё ещё ревущую Анечку, продолжал спрашивать он.
- Мы с Павликом вдвоём живём, а маму отпускают домой один раз в две недели. Она приезжает на нашем Гнедке ночью, а рано утром опять уезжает. Мама всю ночь не спит, что-нибудь нам с Павликом готовит покушать и стирает нашу одежду.   
- А когда заканчивается еда, которую вам мама сготовит, что же вы едите? – потихоньку продолжал разговор Михаил Степанович.
- Картошку мороженую выкапываем, ведь её нынче много осталась в земле, а когда совсем голодно становится, то мы бегаем к бабушке в Плотниково, всхлипывая, уже успокаиваясь, продолжила рассказывать девочка.
- Но ведь это очень далеко, целых четыре километра? Как же вы одни не боитесь?
- Мы только по теплу бегали. Зимой - боязно.
- А дедушка у вас есть?
- А деда у нас пропал, когда мне ещё четыре года было. Я спрашивала бабушку про него, но она молчит и только всё плачет, - совсем доверившись взрослому человеку, пояснила девочка.
- А Павлику сколько лет? – продолжал спрашивать Михаил Степанович.
- Он ещё маленький, ему только-только исполнилось пять лет! – совсем успокоился ребёнок
- А где сейчас Павлик?
- Он со мной в школу ходит. Мама наказала, что бы я его одного нигде не оставляла, даже дома. Если тепло, Павлик на школьном дворе играет, а в непогоду, в школьном коридоре меня дожидается. Когда нам в классе дают чай и хлеб, то половину я Павлику отдаю.
Мужчина ещё раз погладил ребёнка по голове и сказал:
- Беги домой, Анечка. А с завтрашнего дня тебе с Павликом будут давать два чая и две порции хлеба.
- А Клавдия Петровна на меня не будет ругаться? – посмотрела на директора вопросительными глазами девочка.
- Нет, Анечка, Клавдия Петровна больше не будет тебя ругать.

Девочка вышла в коридор, где её поджидал Павлик, взяла его за руку и дети побежали домой. На следующий день в школе Анечке дали два чая и двойную порцию хлеба. Павлик, получивший целую порцию хлеба, тут же быстро её съел. Анечка так и не узнала, за что её ругала Клавдия Петровна, которая больше не стала показывать ребятам её письмо и  теперь называла её только Анной.


Рецензии
Очень интересно было прочесть.

Виталина Привалова   14.04.2018 11:14     Заявить о нарушении
Спасибо за прочтение и отзыв.
С уважением, Галина.

Галина Пономарева 3   15.04.2018 05:22   Заявить о нарушении
На это произведение написано 39 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.