Глава 8. Перестройка

Георгий Кончаков
 - Понимаешь, - обращается Аркадий Львович к молодому коллеге Виктору Николаевичу, недавнему выпускнику теперь уже не Ленинградского, а Санкт-Петербургского университета. - перестройка Горбачевым была задумана правильно. Не удалась? Тоже  объяснимо. Не по плечу одному человеку, обладающему неограниченной властью, без поддержки и опоры на все властные структуры до самых низших звеньев. Объединить всех управленцев, подчинить своей воле у Горбачева не получилось. Тут нужен руководитель большой властности.
          Ленин провозгласил идею коммунизма как главную цель социалистической революции, Сталин взялся проложить дорогу к коммунизму, Хрущёв пообещал за двадцать лет прийти к коммунизму в отдельно взятой стране.


- Чтобы СССР стал наглядным примером для трудящихся, эксплуатируемого населения планеты по переустройству земного бытия на коммунистических началах, - продолжил мысль Виктор Николаевич в полном согласии с наставником.

- При этом вожди мирового пролетариата были убеждены, что идеи всеобщего равенства, братства, социальной справедливости объединят, сплотят всех людей, - вторил Аркадий Львович.


- Считали, что этого достаточно, чтобы все люди признали себя счастливыми. Получив личное благополучие, подчинили свои интересы, свои намерения и устремления общественному благополучию. Сами собой при изменившихся социальных условиях исчезнут зависть, корысть, все низменные проявления человеческой натуры, вражда, преступность, восторжествует коммунистическая мораль в масштабах всего человечества, - вставил свою реплику Виктор Николаевич.


- Главное заблуждение Маркса и его последователей заключалось в том, что новые экономические условия и отношения смогут изменить психологию пришедшего к власти большинства. До сих пор господствующее меньшинство будет устранено. Либо физически в ходе революционной борьбы, либо ради сохранения жизни принятием нового порядка. Лучше быть живым люмпеном, чем мертвым миллионером.


- Утопия Маркса, взятая на вооружение Лениным и Сталиным, через мировую пролетарскую революцию прийти к коммунизму изначально была обречена.
Попытка Горбачева построить социализм с человеческим лицом оказалась
невыполнимой.


- Перестройка, предложенная Горбачевым, не удалась. Настоящая перестройка началась и состоялась после распада СССР. Переход на рыночную экономику не просто возврат к капитализму, возрождение капитализма в России после победоносной Октябрьской революции и построенного на общественной собственности социализма. Отказавшись от социализма, надо было строить экономическую жизнь такого большого государства как Россия на основе оптимальной, проверенной опытом наиболее развитых государств экономической модели. И это была рыночная экономика при всех ёё недостатках и несовершенстве.



- Перестройка экономики повлекла за собой перестройку всех остальных структур и институтов государства. Всех сторон общественной деятельности и жизни.

- Да. Помните? Учет и контроль. Учет и контроль за мерой труда и мерой потребления. Эти ленинские предначертания в свое время хорошо усвоила администрация наших учебных заведений. Изучать работу преподавателя на его рабочем месте хлопотно и долго. Куда проще обязать самолично составить план, по пунктам, а потом, будьте любезны, покажите наглядно в виде карточек, схем, таблиц, слайдов, что сделано за год. Нечего показать — значит, не работали над собой, не повышали квалификацию, не росли, незаслуженно получали зарплату. Я за прошлый учебный год в свободные по расписанию дни провел в публичной библиотеке тридцать полных рабочих дней. С десяти утра до шести вечера. Проработал массу исторической литературы. Подробно изучил материалы по русско-японской войне и первой мировой. Освоил материал по истории техники XIX и XX веков. Исписал несколько толстых тетрадей конспектов. Всё это использовал в преподавании.


- И как оценила Ваши труды администрация школы?

- Приходит завуч Галина Павловна с комиссией и говорит: «Покажите, что конкретно сделали в этом учебном году». Ей нужно материальное, материализованное воплощение моих педагогических идей и замыслов. Не оформлено, ничего не делал.
И ещё один аспект с большевистским упорством внедряет администрация. Преподаватель должен заниматься самообразованием, совершенствовать своё педагогическое мастерство. Как зафиксировать, как проверить? Нашли простой доступный способ: каждый преподаватель должен за год написать и представить методическую разработку. Вместо того, чтобы читать работы профессиональных методистов, изучать работы мастеров педагогического труда, преподаватель должен потеть, тратить время и силы, чтобы подобно студенту, переписывать целые страницы из методических руководств, сочинять для администрации педагогический шедевр.


- Но ведь, переписывая готовые разработки, учитель лучше усваивает прочитанное. Какая-то польза от этого есть.

- В том-то и дело, что никому такая методичка не нужна. Никто ее читать не будет. Администрации неважно, что там написано, лишь бы выдержан объем. Зато методички можно сложить внушительными стопками и при случае показать инспекторам и прочим руководителям районного масштаба, какая объемная работа проводится в школе, как заботятся о росте педагогического мастерства учителей. Какой рост за десятилетия существования школы.


          К собеседникам присоединяется третий историк, Лев Авраамович, пришедший в школу после ухода на пенсию Аллы Васильевны. По отчеству Аркадию Львовичу не трудно было догадаться, что новый коллега, полковник запаса – еврей. Да и внешность не вызывала сомнений. Про себя решил, что вряд ли высокие интеллектуальные способности привели Льва Моисеевича на военную службу. Но вскоре убедился в своей ошибке. Лев Моисеевич оказался общительным и страстным собеседником. Кроме русского и иврит свободно владел четырьмя европейскими языками.  Аркадий Львович в этом отношении ему явно уступал. В анкетах на вопрос, - какими иностранными языками владеете? – скромно писал: немецкий, читаю и перевожу со словарём.

А уж эрудит! В знании авторов и прочитанных книг не встречал ему равных. Он оказывается читал Шестакова, знает философов Леонтьева, Фёдорова и Бердяева. Ко всему прочему пишет стихи. При этом с гордостью уточняет – четырёхстопным ямбом.


- О чем речь? Почему так много шуму, а драки нет?- поинтересовался вошедший.

- Аркадий Львович жалуется на некомпетентность и произвол нашей администрации при оценке работы учителя.

- Пусть пишет жалобу. Только вот вопрос высочайшей сложности — на чьё имя?  Во всех учреждениях такая изумительная картина. В громадной стране где же найдешь столько умных и толковых администраторов. Одну единственную футбольную команду для участия в мировых первенствах не удается укомплектовать. А тут речь о нескольких миллионах начальников разного уровня.


- Как не возмущаться? Министерство образования не успевает централизованно обеспечить учителей квалифицированно разработанными наглядными пособиями, дидактическим материалом. А нашим администраторам это на руку. Есть чем занять учителя. Нечего сидеть сложа руки, пусть все необходимое для преподавания изобретает и строит самостоятельно. Много времени потребуется? Вот и хорошо. Учитель как ломовая лошадь должен вкалывать. Отдых только для того, чтобы на следующий день с новыми силами включиться не свойственною его профессионализму работу. Никто не считается, что работа учителя, его главное и основное предназначение — учить.


- Я хочу, любезные, - продолжал свои рассуждения Авраамыч, - говорить, как экономические и политические потрясения, которые с легкой руки генсека Горбачева можно именовать перестройкой, поимели последствия на преподавании. Я имею сказать прежде всего на нашем любимом предмете — истории.

- Тут все предсказуемо. Удивляться нечему, -  поддержал Аркадий Львович. - Преподавать историю по-старому невозможно. Даже тем, кто сохранил свою преданность коммунистическому режиму, утраченному социализму.


- На протяжении семидесяти лет, -  заявил о себе Виктор Николаевич, - идеологи родной Коммунистической партии руководили историками, какой материал давать, о чем умалчивать, что говорить, как говорить, какие оценки историческим событиям давать.


- Образовалась ситуация, когда все нам известное и прочно усвоенное понадобилось посмотреть на новый лад, - это опять Авраамыч. -  На голову учителя упадала  лавина, прямо сказать, торнадо, цунами, то, что чертям не снилось, информации, неупорядоченной, противоречивой и путанной. Исторические сенсации сплошь и рядом не подкреплялись архивными данными. Нередко придуманными, попробуй проверь. Цифры приводились, кто во что горазд, достоверность приводила в сомнение далеких от истории домохозяек, которых Ленин любил величать кухарками.


- Да что там говорить, - это уже Аркадий Львович, - к 50-летию Победы Государственный комитет по образованию издал в помощь учителю серию сборников о Великой Отечественной войне. Авторы приводят таблицу о количестве танков на начало войны в Ленинградском, Прибалтийском, Западном, Киевском и Одесском округах. Цифры даны по каждому округу отдельно и в сумме свыше 12 тысяч танков на защите западных рубежей СССР. В это время было опубликовано в соответствующих энциклопедиях: у немцев на этот момент насчитывалось 3700 танков. Всего, а не на восточной границе. Авторы пособия, не моргнув глазом, утверждают, что неудачи первого года войны вызваны полуторакратным превосходством немецких сил, в том числе и в танках.


- Трудно преподавать историю при такой неразберихе, -  вновь взял слово Авраамыч.- Но, даёте своё согласие, можно и нужно. Цифры со временем уточнятся. А события, как они происходили, какие из них получались в дальнейшем ходе последствия, изучать можно. Что не дает делать правильные выводы? Пускай на худой конец не очень совсем точные, даже по какой-то части и вовсе ошибочные. Общий итог должен быть верным, давать правильное понимание учениками, что было и к чему пришли. А пришли, как всем известно, к Победе. Это должно быть и знанием и воспитанием. Воспитанием патриотизма к своей Родине.


- В 1992 году мы получили учебник «История Отечества» в двух книгах для 10-го и
11-го классов, - подключился к разговору Виктор Николаевич. - Уже не история СССР, хотя включал в полном объеме историю образования, становления, развития и распада первого в мире государства, провозглашенного как государство рабочих и крестьян. Можно сказать это был один из первых постсоветских учебников. Авторы еще не во всем разобрались сами, но сделали большой шаг вперед в восстановлении исторической правды.

После разоблачения культа Сталина Хрущевым пришлось заново переписывать и осмысливать историю страны победившего социализма. И вот наступил новый этап освободить историю страны, историю КПСС от большевистских мифов. Авторы учебников всё еще придерживаются социалистической идеологии. Действия большевиков объясняют ошибками и заблуждениями своего времени. Но уже открыто осуждают большевистскую диктатуру за крайности, которые ввергли в большие беды народы России. Продолжая цитировать Ленина, не заметили, что скомпрометировали его и большевиков за развязанную войну с Польшей 1920 года.

Учебник поведал учителю, что большевики рассчитывали на польских трудящихся, которые радостно встретят Красную Армию, которая поможет им освободиться от гнета помещиков и капиталистов. Ленин рассчитывал, что дальнейшее победоносное продвижение Красной Армии приведет к победе мировой революции в Европе. Вот вам и величие ума Ленина, его вождизм.


- Авторы учебника не смогли избавиться от штампов советского видения истории, - констатирует Авраамович. - Пишут, что в 1939 году Красная Армия вслед за Гитлером не оккупировала Польшу, а вошла на территорию Западной Белоруссии и Западной Украины, чтобы воссоединить эти земли с СССР.

Но проявляют смелость, раскрывая «злодейство» Сталина, потопившего в крови Варшавское восстание 1944 года руками гитлеровцев, остановив наше наступление на Варшаву. Хотя вопрос остается спорный. До сих пор нет единого мнения, что произошло на самом деле.

Учебник на то время заслуживал хваления. На мой скромный профессиональный взгляд ещё большую ценность дают методические сборники и пособие учителю истории ленинградского историка Евгения Давыдовича Полнера. Даю добро и воздаю должное не потому, что еврей подыгрывает еврею. Толковый исследователь. В нужное время представил нужный материал. Без лишних рассуждений и разглагольствований.

Полное методическое обеспечение уроков истории нашей страны в ХХ веке. Обзор фактов, которых нет в учебнике, собранные воедино. Как сказали бы коммунисты, вооружает бесценными материалами для общения с ученичеством.


- Кто такой? Большинство ленинградских историков мне знакомо. По крайней мере по работам, по изданным монографиям. Полнер — первый раз слышу, - понятно, что реплика принадлежит Виктору Николаевичу.

- Неудивительно. Он не из академической среды. Преподаватель истории в профтехучилищах. Зарекомендовал себя как толковый методист. Приглашен в институт повышения квалификации профтехобразования. Кандидатскую осилил, доцента получил. По совокупности изданных работ без докторской диссертации профессора дали. Большой умница и знаток отечественной истории со времен древних славян. Им разработан набор вопросов и заданий учащимся, материал для диспутов и дискуссий, реферативные задания.


- Не всё у Полнера равноценно, - вставляет слово Аркадий Львович. - Не всегда избавляется от прежних симпатий к революционерам, явные антипатии к монархам, но то, что он сделал — здорово! Его оценка современных событий свидетельствует о демократической гражданской позиции. Стремится быть объективным историком, не служить какой-то одной политической партии, ни у одной не состоит на службе.
Работы Полнера подтверждают, что методическими разработками, восстановлением подлинной истории нашей страны должны заниматься профессионалы, а не учителя истории. Учитель учит, основываясь на разработках ученых. Те учителя, кто испытывает потребность в научных исследованиях, ради Бога, пусть  этим занимаются, удовлетворяют свое любопытство. Требовать от всех учителей заниматься несвойственной функцией — абсурд. Это поведет только к профанации науки.


- Но Вы же, Аркадий Львович создали богатую картотеку «События, люди, даты», которая помогает ученикам лучше, надежнее запоминать исторический материал, - берет слово Виктор Николаевич. - Безупречное знание событий, дат, исторических деятелей позволяет легко оперировать этим материалом, сопоставлять, анализировать, давать оценки, использовать в качестве аргументов.

Не следует работу школьного учителя строить на инициативах отдельных энтузиастов. Я этим занимался, потому что не было готовых материалов. К тому же я умел это делать достаточно квалифицированно. И мне было интересно. Испытывал чувство удовлетворения, что могу нечто большее, чем другие. Не все учителя истории обладают такими способностями, готовы тратить личное время и силы на то, что надлежит профессионалам. Выполненная мной работа хотя и хорошего качества, но не больше, чем самодеятельность в преподавании. Получи каждый учитель истории исполненную типографским способом моего образца картотеку, добротно проиллюстрированную, с учетом рекомендаций психологов, уровень преподавания поднялся бы на ступеньку выше. Как в авиации. Летчики высшего класса проводят испытания опытных образцов, доводят пилотирование новой машины до уровня, доступного рядовому летчику, летчику, который учится мастерству. Вслед за асами овладевает искусством пилотирования, которое стало доступным благодаря их высокому профессионализму.


- Всё это так. Поэтому надо ваш опыт, ваши материалы тиражировать, пропагандировать, распространять, - настаивает на своём Виктор Николаевич.

- А я ещё раз подчеркиваю, что не дело школьного учителя заниматься самодеятельностью, собственноручно изготавливать дидактический материал по своему предмету. Тиражирование должно осуществляться на промышленной основе. Я противник доморощенной самодеятельности в учебном процессе.  Причем формы работы с карточками также должны быть указаны и подсказаны опытными педагогами-методистами. А дальше идет творческий процесс самого учителя. По мере овладения методикой ищет и находит свои, новые формы использования. Главное помнить о конечном результате. Привести учащихся к полноценному овладению изучаемой дисциплины.


Всё сказанное верно. Кто бы спорить стал, как говорят у нас в Одессе, - подвел итог разговору Лев Авраамович. - Только страна у нас дюже преогромная. Число учителей за миллион зашкаливает. За годы советской власти накормить досыта все население не смогли, предоставить нормальные условия жизни, где уж тут обеспечить учебный процесс всем необходимым. Одна надежда — обретет страна экономическое благополучие, тогда найдутся и средства и возможности дать подрастающему поколению полноценное образование.
А пока будем выходить из положения за счет тех способных и талантливых детей, числа которым нет счета в нашей матушке-России, способных при любых недостатках и несовершенстве учебного процесса стать людьми образованными, специалистами высокого класса. Не следует забывать, что умными нас делает не только и не столько школа, сколько самостоятельное чтение и обучение.


                http://proza.ru/2017/02/01/1731