Приключения яйцеклетки

Томас Твин
Приключения яйцеклетки (Размышления над статьей «Молчание фараона»)
    

      * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *

      «Ну и зачем тебе все это?», - зудит здравый смысл - «Сказано же: «Не суди, да не судим будешь»».
      Он прав, но искушение слишком велико. Оно – искушение – тоже умеет говорить красиво. Платон, мол, друг,
      но истина дороже.
      Посему, начиная это исследование, я заранее прошу у читателей прощения за скрупулезность анализа и сухость
      изложения, ибо стремлюсь к предельной объективности и непредвзятости.

     * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *

Эту интереснейшую статью опубликовал на Прозе.ру Игорь Поветкин.
Суть ее, если говорить кратко, сводится к тому, как в организм человека проникает некий «ген смерти» и какую роль он играет в деторождении.

Автор высказывает 2 предположения:

1. «Ген смерти» каким-то образом передается от умершего живому (усваивается половой клеткой женщины).
2. Только после этого оплодотворенная яйцеклетка обретает способность размножаться.

Чтобы обосновать эти предположения, И. Поветкин искусно комбинирует несколько источников: 2 библейские истории – грехопадения и братоубийства, русскую народную сказку «Царевна-лягушка», рассказ о погребении фараона Тутанхамона и сведения об открытии генетика Освальда Эйвери.

Общая схема рассуждений построена следующим образом:

1. Адам, Ева и Каин изначально бессмертны.
2. Бога это обстоятельство тревожит и он создает «программу умирания», которая в определенный момент будет обрывать жизнь человека. Теперь программу надо внедрить в человеческий организм.
3. Старт процессу внедрения по велению Господа дает Каин, убивая Авеля.
4. Неведомым образом в организме умерщвленного Авеля появляется «ген смерти» (программа умирания)
5. Труп Авеля разлагается, продукты разложения (а с ними - и зловещий ген) поступают во внешнюю среду и усваиваются Каином, Адамом и, возможно, Евой.
6. На этом этапе «ген смерти» еще несовершенен. Он постепенно «дорабатывается», переходя от одного потомка Каина к другому, и окончательно формируется потомком пятого поколения – Ламехом.
7. Только после убийства Авеля у людей появляется способность к деторождению.

Аргументируя эти положения, Игорь Поветкин проводит параллели между Иваном-царевичем и Каином, Кощеем Бессмертным и египетским фараоном Тутанхамоном, родословной семьи Ламеха и схемой оогенеза.

Рассмотрим приведенные утверждения и их аргументацию более подробно.

1. Бессмертие перволюдей.

Книга Бытия недвусмысленно утверждает, что перволюди были СМЕРТНЫ. Признает это и автор статьи, приводя соответствующие ссылки (Быт 3:22, 3:19)
Действительно, в истории грехопадения (т.е. ДО братоубийства) мы встречаем формулировки, которые можно трактовать как указание на конечность человеческой жизни («во все дни жизни твоей», «будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю», «прах ты и в прах возвратишься»)
В той же истории Бог пугает Адама и Еву гибелью (Быт 2:17, Быт 3:3-4), а это значит, что они понимают смысл слова «смерть» и боятся ее.
Страшится смерти от рук первого встречного и Каин (Быт 4:14-15), следовательно, каждый прохожий уже знает, что такое убийство и смерть.

Но главное – после грехопадения людей Бог всерьез опасается, что Адам съест плод дерева жизни и СТАНЕТ жить вечно (Быт 3:22) Чтобы исключить саму возможность «приобщения к вечности», Бог изгоняет Адама из рая и поручает херувиму охранять древо жизни (Быт 3:24). Если бы на тот момент Адам был бессмертным, ограждать от него источник бессмертия не имело бы никакого смысла.

2. Необходимость «программы-киллера»

Итак, Адам изначально был смертен, то есть уже имел в себе «ген смерти». Еву клонировали из его костного фрагмента, стало быть и она получила «программу умирания» при сотворении.
Их первенец Каин, как утверждает автор, был вполне нормальным человеком, то есть унаследовал гены родителей, в том числе – «ген смерти».
Стало быть, никакой необходимости специально имплантировать «программу смерти» не было.

3. Каин все-таки начинает внедрение программы.

Невзирая на свои же цитаты из Писания, И. Поветкин объявляет Каина бессмертным.
По его словам, Бог намеревается устранить этот дефект и создает механизм прекращения индивидуальной жизни.
Теперь надобно внедрить и запустить его. Самому Творцу всего сущего это почему-то оказалось не по силам (?!), и Он решил возложить запуск на сыновей Адама.
Кого же избрать? А бросим-ка жребий.

Всевышний побуждает «соискателей» принести себе дары, подношения Авеля нравятся ему больше и это решает судьбу Авеля – его (?) и будем убивать руками Каина. Логично, что и говорить.

Каин получает «лицензию на убийство» и добросовестно исполняет поручение.
И. Поветкин так и пишет: «Каин совершил убийство по указанию господа».
Правда, в Писании Бог совсем не в восторге от содеянного Каином. Об этом свидетельствуют выражения «что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли», «Ты теперь сгоняешь меня», «от лица Твоего я скроюсь» (Быт 4:10,14).  Непохоже, чтобы Создатель поручал Каину убить душу живую.

К тому же, при желании, «обтяпать это дельце» (слова автора) можно было куда легче, безо всяких жребиев и поручений. Судя по той же главе Писания, надо было просто выгнать Авеля из дома, и тогда его быстро «прибрал» бы первый встречный.
Однако автору статьи для дальнейших умопостроений нужен именно такой Каин - Каин-убийца, исполняющий волю Господа.

4. Появление «гена смерти» в организме Авеля.

Автор не поясняет, как смертоносный ген появляется в теле убиенного Авеля. Видимо, туда его поместил Господь Бог. В таком случае непонятно, почему он не мог просто имплантировать свое изобретение в Адама и Еву, чтобы затем они передавали убийственный ген по наследству?

5. Инфицирование смертью

Так или иначе, зловещая программа в организме убиенного Авеля появляется, а оттуда переходит к живым – Адаму, Каину и, возможно, Еве.
Каким образом?

Для ответа на этот вопрос И. Поветкин привлекает особую науку – танатологию. Оказывается, «после смерти тело человека начинает разлагаться… Этот посмертный распад сопровождается активным газообразованием и поступлением продуктов распада из трупа в окружающую среду». Затем «молекулярные фрагменты, выделяющиеся в  атмосферу из трупа, активно усваиваются не только жучками, паучками и червячками, но и организмами живых людей»

В принципе этого достаточно, но для вящей убедительности автор ссылается на генетика Освальда Теодора Эйвери, который в 1944 году доказал, что «болезнетворные бактерии после своей смерти оказались способны передавать на расстояние содержащуюся в них генетическую информацию».

По-видимому, Каин находился возле трупа довольно долго – пока тот не начал разлагаться – и достаточно, чтобы надышаться трупными миазмами. С переходом в Каина все вроде бы понятно. А вот с заражением Адама…
Он ведь умер в возрасте 930 лет, а значит, тоже получил «смертельную прививку». От кого же? Или он также длительное время находился рядом с разлагающимся трупом сына?

6. Доработка программы умирания.

Программа создана, внедрена, запущена, но Богу этого мало. Автор утверждает, что «вирус смерти» еще несовершенен – работает, обрывает дни жизни, но чересчур неторопливо: Адаму дарит 930 лет, Сифу – 912, а Мафусалу – целых 969! Широк вирус, ох как широк, надо бы сузить.

Поэтому Бог дорабатывает свою программу на протяжении целых пяти поколений и завершает ее с помощью Ламеха.
Признаки такого процесса И. Поветкин видит в том, что Ламех гордится заслугами перед Богом и рассчитывает на награду, значительно превышающую Каинову. Вот, мол, я каков!

Так чем же гордится сей «программист»? Он женится, плодится, но тем же занимаются все патриархи. Отличие только в одном – Ламех, как и Каин, совершает убийство, причем двойное (Быт 4:23). Именно этим преступлением он гордится и именно за него он ожидает особой защиты от Господа (Быт 4:24).
Выходит, и это «серийное» убийство совершено по воле Всевышнего? Но зачем оно?
Если руками Каина Бог привносит в мир смерть, то что добавляет к этому ламехово злодеяние?

Неужели всемогущий Господь, создавший свое подобие из праха и клонировав ему пару из ребра, не способен враз произвести некий таймер-выключатель жизни для своих творений?

И все-таки заслуги Ламеха не сводятся к заурядному убийству, хоть бы и двойному. Автор утверждает, что патриарх «завершил процесс формирования половых клеток». Ни больше, ни меньше!
Причем «завершал» Ламех не вслепую, нет, он «понимал значение содеянного и гордился им»!

Чтобы обосновать эти утверждения, автор сопоставляет родословную семьи Ламеха со схемой оогенеза и констатирует их полное совпадение: «Ламех есть то же, что и созревшая женская яйцеклетка, вступившая в стадию мейоза».

И действительно, некоторое сходство можно усмотреть: оба процесса представлены как графы одинаковой структуры – корень, два потомка с двумя потомками у каждого. Иначе говоря – простейшее бинарное дерево.
ЛЮБЫЕ такие деревья тождественны, поэтому сопоставлять их не имеет смысла. Однако в нашем случае оба дерева имеют одну и ту же особенность – три потомка второго уровня однотипны, а четвертый потомок - другой. Вот этого-то незначительного подобия оказывается достаточно, чтобы выдвинуть масштабную гипотезу о доводке программы и участии в этом Ламеха!

В целом же сходство двух структур обманчиво, поскольку они отражают принципиально разные процессы – биологический и генеалогический.
В одном случае (оогенез) каждая вершина-клетка РАСПАДАЕТСЯ, превращается в две других. В другом - корень (Ламех) отнюдь не распадается, а напротив, СОЕДИНЯЕТСЯ с двумя женами; эти вершины-жены тоже не распадаются, а ДОБАВЛЯЮТ в семью по два потомка и сами остаются в ней. 
Различаются и детали этих структур**.

Таким образом, схема и родословие совпадают лишь отчасти, довольно слабо.
Соответственно, теряет почву и опирающаяся на это сходство идея о роли Ламеха в «формировании половых клеток».

Завершая этот раздел, заметим, что Богу даже на пару с Ламехом не удается закончить создание капризной программы до Потопа: после Ламеха пройдут века и поколения, прежде чем возраст людей приблизится к 100 -120 годам*.
И еще: накануне потопа Господь повелевает людям жить 120 лет (Быт 6:3). Зачем бы ему делать это, если уже вовсю работает окончательно отлаженная Ламехом программа умирания?

Так может, никакой особой программы Бог не создавал и Ламех в этом не участвовал?
Быть может, пресловутый «ген смерти» присутствовал в организме Адама и Евы со дня творения, наряду со всеми другими генами?

-------------------------------------------------
  *Ламех был потомком Каина в пятом поколении, а программа ограничит возраст людей 100-120 годами
   только спустя 18 поколений младшего брата Каина – Сифа.
 **В схеме корнем является незрелая яйцеклетка (ооцит I порядка) – ЖЕНСКАЯ клетка! В схеме родословия это
   Ламех, МУЖЧИНА.
   Незрелая яйцеклетка делится на две РАЗНОРОДНЫЕ части - яйцеклетку, ооцит I I порядка (в родословии
   это Цилла, женщина) и на т.н. полярное тельце (в родословии это почему-то ТОЖЕ ЖЕНЩИНА, Ада).
   Третье поколение в схеме представлено зрелой яйцеклеткой (в родословии женщиной, Ноемой) и тремя
   полярными тельцами (теперь в родословии это почему-то сыновья, мужчины, хотя на предыдущем этапе
   полярное тельце было женщиной, Адой)
   В дальнейшем процессе три тельца деградируют и в размножении не участвуют, а их аналог – сыновья
   Ламеха Иавал и Иувал – производят потомство (Быт 4:20-21)
---------------------------------------------------

7. Смерть и рождение.

Наперекор фактам автор утверждает, что размножение людей начинается только после братоубийства. По-видимому, появление на свет Каина и Авеля деторождением не считается (?!). Повеление Бога «плодитесь и размножайтесь» (Быт 1:28), данное прародителям в день творения тоже в расчет не принимается. Другое повеление «в болезни будешь рождать детей» (Быт 3:16) не учитывается. Сразу после изгнания Каин опасается каких-то разбойников (Быт 4:14-15), значит, к этому моменту на земле уже есть взрослые мужчины. Потом он скитается и приходит в землю Нод, населенную людьми (Быт 4:16-17). Вряд ли все они успели народиться после братоубийства, а не раньше.

В Библии ни слова не говорится о том, чтобы репродуктивные органы Бог создавал после убийства Авеля. Да и Адам с Евой рожают сыновей вроде бы обычным образом. Адам «познает» жену, она зачинает, а затем рожает (Быт 4:1) Есть даже упоминания о необходимом для этого процесса семени (Быт 4:25) Получается, что всеведущий Творец сначала создал все необходимое для размножения и повелел плодиться, но механизм деторождения не заработал (?). Затем Создатель спохватился, сотворил некую программу, вложил ее в Авеля и поручил Каину «запустить» ее. Программа оказалась сырой и Господь еще долго дорабатывал ее, пока наконец не завершил с помощью Ламеха. Удивительная несогласованность!

Все эти соображения в совокупности заставляют усомниться в том, что процесс умножения людей начался только после убийства Авеля.

Однако автор статьи не только называет смерть условием деторождения, но и обосновывает это утверждение.
Обосновывает, как и прежде, с помощью мелких внешних совпадений русской сказки и погребальной традиции Египта по схеме «Каин – Иван-царевич – Кощеева смерть – гробница Тутанхамона».
Каин, дескать, похож на Ивана-царевича, поскольку
 
     • Оба действуют по приказу.
Правда, один по приказу женится, а другой - убивает.
Правда, Иван-царевич убивает Кощея по своей воле, а Каин брата – по приказу (по словам И. Поветкина)
     • Оба не могут иметь детей, «пока в мире присутствовало бессмертие»
Правда, герой сказки смертен, а библейский – бессмертен (по словам И. Поветкина)
Правда, у Ивана нет детей не из-за «присутствия в мире бессмертия», а из-за колдовства Кощея. Если бы Иван не сжег шкурку и подождал 3 дня, колдовство прошло бы само собой. Теперь же, чтобы расколдовать Василису, надо убить Кощея. Каин же убивает Авеля, чтобы «в мир вошла смерть».

              Не слишком убедительное совпадение, которое ничего не доказывает и необходимо автору только для того, чтобы
              перейти к рассказу о гробнице фараона Тутанхамона, от нее – к заражению окружающей среды продуктами 
              тления, а далее – к бесконтактной передаче окружающим ДНК трупа.
              В любом случае, в этой цепочке нет никаких доказательств того, что рождение невозможно без «гена смерти».


Подытожим. Адам изначально смертен. Каин и Авель тоже смертны (если это свойство передавалось по наследству).
Поэтому Бог не создавал особую программу умирания, не внедрял ее руками Каина и не дорабатывал с помощью Ламеха.
Размножение людей началось еще до убийства Авеля и никак не связано с бессмертием.
Приходится констатировать, что все 7 пунктов в схеме рассуждений содержат существенные неувязки и потому гипотезы статьи ничем не обоснованы.

Вместе с тем, автор затрагивает интересные вопросы и предлагает нестандартные подходы к их разрешению.


     * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *


Поставленные в статье вопросы столь фундаментальны, что поневоле напрашиваются и другие, с ними связанные.

Так совершенно очевидно, что термин «бессмертие» понимать можно по-разному.  Бессмертного ангела, например, убить нельзя, а бессмертного (по разумению И. Поветкина) Авеля - можно. А как же тогда болезнь, зверь и несчастный случай – они тоже способны оборвать бесконечную жизнь? Надо ли считать бессмертным человека, которого «не стало» (как Еноха), поскольку Бог «восхитил его от земли» на небо?  И как согласуются с гипотетическим бессмертием перволюдей слова Бога «в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт 2:17)? Возможно, если разобраться, в большинстве случаев уместным оказался бы термин «долгожители», а дерево жизни было средством превращения «ДОЛГО живущего» в подобного богам –«ВЕЧНО живущего».

Было бы интересно разобраться и с наследственностью Каина: ведь о его зачатии Ева говорит: «Приобрела я человека от Господа» (Быт 4:1) Не означает ли это, что отцом Каина был Всевышний? В таком случае Каин действительно мог унаследовать ген бессмертия, не прерываемого даже убийством.

В дальнейшем на земле появляются исполины, рожденные земными женщинами от сынов Божиих (Быт 6:2). Как обстояло дело с бессмертием у этих «гибридов», если бессмертие наследуется?

За пределами статьи остались и животные. Первоначально Бог заповедал им (по крайней мере рыбам и птицам) плодиться и размножаться (Быт 1:22), но запретил есть друг друга (Быт 1:30). Нетрудно догадаться, что при таких условиях фауна рано или поздно должна переполнить землю, а флора (зелень травная) – исчезнуть. За ней неизбежно сгинула бы и «вегетарианская» фауна. Трудно представить, что Высший Разум был таким непредусмотрительным и вопреки очевидному сотворил животных бессмертными. Если же они все-таки умирали, то аналогичным механизмом обладал и человек, поскольку клеточное устройство животных и человека однотипно. Однотипны и процессы деления яйцеклетки. 

Напоследок напомним о проблеме с рождением детей у легендарной первой жены Адама – Лилит. Согласно преданию, у нее были большие проблемы с деторождением. В связи с этим напрашивается гипотеза о том, что у Адама с Лилит была какая-то несовместимость и для исправления ситуации Бог (или кто-то еще) клонировал «совместимую» Еву и определил ее в жены Адаму.

Этим нагромождением я лишь хочу продемонстрировать, что вопросов и гипотез может быть много, но все они нуждаются в серьезном обосновании.