Звезда Сургута

Влад Моро
Все это было во времена, когда коллективный труд был в почете и творил чудеса созидания. Когда интернационализм объединял самых разных людей, и они, не испытывая друг к другу никакой вражды, ненависти или зависти могли спокойно приехать в любой конец огромной страны, называемой СССР, чтобы затем общими усилиями построить что либо значительное, грандиозное, и совершенно неподъемное для одного человека.

Корыстные побуждения, конечно, накладывались временами на патриотический порыв, но не были доминирующими и всепоглощающими, как сейчас.

Мы приехали  строить восходящую звезду  нефтеносного Тюменского края замечательный город Сургут, и сейчас заканчивался отличный, с точки зрения погоды, месяц август.

Но холодная зима, согласно вечным законам суровой сибирской природы,  уже находилась где-то  в полушаге от  города.

До настоящих морозов и снега оставались буквально считанные дни.

Солнце, такое теплое и ласковое еще совсем недавно,  теперь  не грело, и с каждым днем все ниже и ниже опускалось над горизонтом.

Густые сумерки довольно рано ложились на быстро остывавшую  землю, на  деревянные двухэтажные дома  старого Сургута, на закопанные в опилки и запакованные в рубероид «балки»*, в которых ютились понаехавшие с разных концов огромной страны строители нового города.

Сумерки покрывали  и  немногие панельные дома, которые еще не очень-то украшали Сургут, так как вокруг них пока что отсутствовало благоустройство.

Зато эти панельные дома были уже пятиэтажными, с ваннами, горячей водой и центральным отоплением. И жить в них было и приятнее, и веселее.

В дальнейшем Сургут все больше отрывался от болот и поднимался все выше к небу.

И с каждой рассыпавшейся хрустальными осколками линзой вечной мерзлоты /при копании траншей в июле/, все более приближался к цивилизации, прогрессу, к стандартам жизни на Большой Земле!


Сейчас  над широтой Сургута уже властвовала ночь, и если бы не последнее  изобретение  Московского электролампового завода - мощная трехсотватная лампа Сириус**, поднятая над  Таратыновкой*** ажурной металлической конструкцией на невидимую отсюда высоту - темнота в это время уже была бы непроходимой.

Ксеноновый свет рукотворной звезды несколько разгонял вселенский мрак, создавая при этом причудливые тени.

Мы приехали строить этот далекий город, конечно, не только из-за патриотизма или из-за романтики, но и для того, чтобы подзаработать немного денег, и сейчас со своим новым другом шли с работы в гостиницу, где временно проживали.

Нельзя сказать, что рабочий день был уж сильно напряженным, все вроде бы было как обычно, однако какая-то  тревога на душе, непонятно откуда взявшаяся, заставляла абстрагироваться от действительности,  хотелось что либо изменить, непонятно к лучшему, или совсем наоборот, хотелось праздника, а может быть, чего-то еще.

Вероятно, все это  подталкивало меня к принятию незапланированных и нестандартных решений, которые могли бы быть приняты и осуществлены. И неизвестно, чем бы это все закончилось, как тут из подсознания, как то само по себе, неназойливо выплыло - да у меня же сегодня День рождения! 

Вот оно, вот оно, искомое решение!

Ведь такое событие, пусть даже и произошедшее довольно давно - это уже вполне приличный повод не только для смены настроения, но и для достойной выпивки  у любого нормального человека, мгновенно сообразил я.

 - Послушай, Толик, - а именно так звали моего попутчика, к которому я обратился со своей дальнейшей речью, - а почему бы нам с тобой не выпить по стаканчику прекрасного русского напитка, который так освежает и, даже, порой, если я правильно понял поэта, стимулирует “души прекрасные порывы”? Причём, заметь, - продолжал настаивать я, - все это за мой счет, то есть совершенно безвозмездно.

Ну, скажите, прошу Вас, это какой такой русский человек не любит дармовую выпивку?
По тому, как оживился Толик, я понял, что он то, как раз, и был по натуре настоящим русским человеком, хотя по паспорту был татарин.

Далее уговаривать его уже не было никакой необходимости.

Забежав в расположенный на нашем пути небольшой магазинчик /а больших в Сургуте в то время еще не было, их построили  мы, несколько позднее/, и прикупив там пару банок болгарских овощных консервов - других продуктов там просто не продавали, толи из-за отсутствия спроса, толи в связи с отдаленностью от Большой Земли - мы взяли курс к месту своего временного проживания.

Кстати,  водку в этом магазинчике тоже не продавали.

Этот весьма востребованный продукт подлежал реализации в единственном на весь Сургут специализированном магазине, который открывался в 11 утра и закрывался в 5 вечера, не работая в праздники, субботние и воскресные дни.

Для местных поэтов и просто одаренных натур это создавало определённые трудности, но жажда творчества и воля к полноценной жизни научили их преодолевать многие преграды на пути к совершенству.

Мы, конечно, тоже уже приспособились к суровым северным реалиям.

Под кроватью у каждого стоял какой-нибудь ящичек, чемоданчик - с тушенкой, непонятно откуда взявшейся, куском доброго украинского сала, ну и, конечно же, с несколькими бутылками русской водки, этого незаменимого ничем, широко распространенного напитка,  потребление которого являлось совершенно обязательным при проведении каких либо торжественных, или пусть даже не очень, мероприятий.

Думаю, будет вполне уместно отметить, что водка в тех краях /не сомневаюсь, и в других тоже!/ широко использовалась также и в качестве лекарства, обезболивающего, согревающего,  и т. д. и т. п.

Прибыв на место, мы не стали отвлекаться на всякие там ненужные сентенции и разговоры, и затягивать процесс.

Я быстренько бросил на сковородку полдесятка куриных яиц /хоть живых или не живых кур в Сургуте никто никогда не видел/, порезал прекрасное, с розовой прорастью сало, открыл болгарские витамины.

Витамины - это, конечно, так, к слову, никаких витаминов  в консервах, конечно же, уже не оставалось, причем об этом намного раньше сообщали как всему человечеству, так и отдельно всем заинтересованным лицам многие путешественники, врачи и писатели, в том числе и глубоко почитаемый мной писатель О.Генри.

Но, принимая во внимание полное отсутствие какого либо выбора, мы не привередничали.

Любая пища смогла бы занять достойное место на нашем импровизированном столе!

Весь процесс общения и обмена мнениями при проведении нашего спонтанного  мероприятия вряд ли вызовет у вас, уважаемые читатели, глубокий интерес, и уж точно никак не отразится на стоимости барреля нефти на мировых биржах, поэтому эту часть своего повествования я несколько подсокращу.

 - Послушай, Влад, - обратился наконец-то ко мне Толик с вопросом, который, как я думаю, он должен был бы задать мне несколько раньше, - а по какому поводу ты решил провести этот замечательный ужин со своим другом?

 - Да, знаешь ли, - честно признался я, не находя веской причины для того, чтобы что либо от него скрывать, - у меня сегодня, представь, День рождения!

 - О! - воскликнул Толик с якобы неподдельным энтузиазмом, - я искренне и от всей души тебя поздравляю!

Похоже, Толик был не только истинно русским человеком, но и искушенным дипломатом.

Однако, сам не знаю почему, но моя душа к этому времени несколько очерствела, и я не стал настаивать на продолжении так хорошо начавшегося праздника.

 Утром я шёл на работу с нормальным настроением.

Мой организм, не отягощенный абстинентным синдромом, прекрасно функционировал и без огуречного рассола и только какие-то смутные воспоминания о том, что вчера что-то все-таки было, несколько отвлекали меня от полного переключения на предстоящий трудовой процесс.

 - Ага, - начал я перелистывать вчерашние события, начав, естественно, с последних.

 - День рождения, - сразу же вспомнил я. 

 - День рождения, у меня, - подтвердили нервные импульсы в коре головного мозга.

 - День рождения у меня! Мы праздновали! - цепочка событий была восстановлена.

 - Впрочем, - начал я вновь думать об этом же через несколько шагов, - это какая-то пошлая ошибка. Ведь у меня День рождения должен быть, вроде бы,  только через несколько дней!

Честно говоря, это умозаключение не сильно меня и огорчило.

На худой конец, все можно было исправить повторением, проведя следующее мероприятие даже более торжественно и с большим размахом, думал я.

На всякий случай нужно будет это уточнить, подходя к Строительному Управлению, решил я окончательно снять сомнения.

Я просто решил заглянуть вечером в паспорт, который хранился у меня в том же ящике, что и тушенка.

Рабочий день прошёл без эксцессов и неоправданного энтузиазма.

И ровно на 1 этаж подтянулся к звездам в этот день  далекий сибирский город!

Однако, открыв вечером паспорт, я обнаружил, что мой День рождения прошёл ровно неделю назад.

Вот так-то!

Не знаю, по какой причине, возможно  от снижения уровня инсоляции, возможно от изменения состава солей в воде, которую мы теперь пили, а возможно ввиду отсутствия тех самых витаминов, которых нет в консервах, некоторые рефлексы у меня стали срабатывать с опозданием…

Это, конечно же, был нехороший медицинский симптом.

Пройдет не так уж и много, по историческим меркам, времени, и он перерастет в болезненную ностальгию и заставит меня уехать из этого замечательного города, оставив в нем несколько пятиэтажных новых жилых домов, нескольких интересных друзей и часть своей мятущийся души!

И только сияющая яркой звездой в воспаленном моем сознании  лампа «Сириус», иногда по вечерам не дает мне спокойно уснуть, и вновь вызывает далекие воспоминания, принося с собой, как когда-то, чувства тоски и тревоги.

Ну не от водки же все это так происходит, в конце концов?!

А?!

Как Вы думаете?



*балки - в связи с нехваткой жилья, низкие, вросшие в землю самовольные постройки людей, приехавших на работу в Сургут и другие города Севера. Кое как сколоченные из найденных или украденных на стройках досок, утепленные опилками и чем попало. Для дополнительной непродуваемости и непромокаемости,  обернутые рубероидом или пленкой, с маленькими окошечками и без каких либо удобств.
Думаю, вы бы в них жить не захотели, тем более зимой, когда мороз достигал 46 градусов по Цельсию!
Но многие люди были так счастливы в них!

**Сириус - Макаров М. «Сириус» - маленькое солнце. Техника молодежи, 1962, №1.
«В сентябре минувшего года многие посетители Выставки достижений народного хозяйства наблюдали такую картину: по вечерам, когда небо совсем темнело, участок экспонатных посевов, расположенный рядом с павильоном «Юные натуралисты и техники», озарялся ослепительным солнечным светом.
Причиной такого интересного явления был новый источник света, установленный на испытательном стенде электроотдела выставки, метрах в трехстах от павильона юннатов.
Светильник излучал не только нестерпимо яркий свет, но и нестерпимый жар. Алюминиевая трубка в двадцати сантиметрах от светильника начинала плавиться. А смотреть на ослепительный свет без темных очков и подавно было опасно.
Коллектив Московского электролампового завода назвал небывалый, самый мощный в мире светильник по имени звезды Сириус и прислал его на выставку как новейший экспонат.
Пустотелая, длиной около метра трубка из кварцевого стекла, имеющая на обоих концах вольфрамовые электроды, заполняется газом ксеноном, встречающимся в природе только в свободном виде. Но вот к ее электродам подключают электрический ток, и в трубке ослепительно вспыхивает молния! И вслед за вспышкой, сопровождаемой сильным треском, почти грохотом, как после молнии, трубка начинает излучать свет, не отличимый по своему спектру от солнечного. Не только свет кварцевой трубки подобен солнечному, но и температура ее поверхности близка к температуре поверхности солнца.
В дни исторического XXII съезда КПСС «Сириус» ярко вспыхнул под огромным куполом павильона «Машиностроение». Способный один осветить 100 га площади, «Сириус» заливал всю купольную часть павильона удивительно приятным солнечным светом. экскурсоводы с удовольствием рассказывали о том, что новая лампа в 300 квт дает столько же света, сколько могут дать 12 тыс. ламп накаливания по 100 вт, что она наиболее экономично превращает электроэнергию в свет с солнечным спектром, обеспечивающий идеальную цветопередачу, что она вообще в пять раз экономичнее ламп накаливания - самая экономичная лампа в мире».


*таратыновка - надеюсь сохранившееся, название одного из районов Сургута.

рисунок из интернета