Венецианский фонтан

Виктор Печорин
«Львиная площадь» или по-гречески «Лионтария» (официально – площадь Венизелоса, однако местные жители предпочитают называть ее по-старинке), находящаяся на перекрестке двух главных улиц города Кандии (ныне Ираклион, административный центр острова Крит), получила свое название из-за четырех грозных львов, украшающих великолепный фонтан, возведенный в самом центре площади. 
Фонтан, действительно, восхитительный. Он состоит из восьми мраморных ванн, стенки которых украшены барельефами, изображающими дельфинов, тритонов, наяд и других мифических существ.  Посреди этого великолепия возвышается четырехгранный постамент, на котором возлежат те самые четыре льва, изливающие из ощеренных пастей водные струи. Живительные потоки также льются из четырех каменных розеток, украшающих  большую круглую чашу, покоящуюся на головах львов.  Говорят, что первоначально над фонтаном возвышалась статуя античного морского бога Посейдона, однако она была разрушена то ли землетрясением, то ли османами, захватившими город в 1669 году. Жаль, конечно, а то бы фонтан  выглядел еще более впечатляющим.
Местные жители называют этот фонтан «фонтаном Морозини».
Кто такой этот Морозини, и почему критяне, известные своим чрезвычайным патриотизмом,  до сих пор чтят память человека с итальянской фамилией?
Чтобы понять это, придется совершить небольшой экскурс в богатую событиями историю острова Крит.
В 1204 году западные крестоносцы, отправившиеся в четвертый крестовый поход на мусульман, вместо Иерусалима напали на Константинополь и захватили его, предав величайший и богатейший город мира, столицу православной Византийской империи, грабежам  и разрушениям.  После этого главари крестоносного войска поделили между собой области, ранее принадлежавшие империи, создав на этих территориях католические герцогства и королевства. В частности, остров Крит достался маркизу Бонифацию Монферратскому. Но поскольку маркиз уже был королем Фессалоники, он смекнул, что на двух стульях ему не усидеть, - и продал удаленный остров Венецианской республике за 1 тыс. марок серебром.
Правда, вступить во владение Критом венецианцам удалось только 7 лет спустя: их давние соперники генуэзцы заняли на острове несколько крепостей и начали строить еще 14. Пришлось незваных гостей выпроваживать силой.  Официально Декрет о начале венецианской колонизации Крита был издан 10 сентября 1211 года, а  20 марта 1212 на остров  (называемый по-итальянски "Королевство Кандия", Regno di Candia) прибыла первая партия венецианских колонистов из 132 рыцарей (milites, или cavalieri) и 48 сержантов (pedites). Каждый колонист получал дом в Кандии, участок земли с не менее чем 25 крестьянскими дворами. Рыцарю полагалось в 6 раз больше земли, чем сержанту.
Королевство Кандия получило систему управления по венецианскому образцу. Во главе стоял дож, назначенный правительством Республики на 2 года, вместе с 2 советниками (консилиариями) он образовывал Синьорию, или правительство острова. 
Владычество венецианцев над Критом продолжалось с начала 13 века по конец 17, то есть добрых 500 лет.  За это время венецианцы построили на острове  крепости, доки, порты и арсеналы. Строили, надо отдать им должное, на совесть, не как сейчас. Многие из этих сооружений дожили до наших дней в довольно приличном состоянии.
Во второй половине 17 века влияние Республики в Средиземноморье начало слабеть, в том числе вследствие эпидемии чумы, поразившей Венецию в 1631 и изрядно сократившей ее население. А тем временем на востоке усиливалась Османская империя,  которая в 1683 году едва не захватила Вену.
Вот на этот последний этап венецианского присутствия на Крите и пришлась деятельность того самого Морозини, в честь которого назван фонтан на Лионтарии.
Род Морозини (итал. Morosini, лат. Maurocenus), несмотря на свое венгерское происхождение, считался одним из 24 «Сase Vecchie» - древнейших домов Венеции. Ранние упоминания об этом семействе в письменных источниках относятся ко временам императора Оттона II Рыжего (10 век). Одним из представителей этого древнего и многочисленного рода, давшего Республике четырех дожей, трех патриархов, множество государственных чиновников, генералов, адмиралов и кардиналов, был Франческо Морозини, ставший последним венецианским правителем Крита.
Подлинный сын своей эпохи, Франческо был личностью спорной и противоречивой.  Талантливый флотоводец и администратор, он многое сделал для укрепления оборонительных сооружений острова, а также для его благоустройства и развития торговли. 
В частности, Морозини нащупал самое уязвимое место в обороне города Кандии. В случае осады города его защитники могли укрыться за массивными стенами,у них было достаточно пушек, венецианский флот обеспечивал подвоз боеприпасов,  фуража и провианта. Но вот  с питьевой водой была проблема. 
Впрочем, это понимали уже его предшественники.  Еще в 1588 году куратор Кандии капитан Джанматтео Бембо первым догадался использовать для водоснабжения города специальный акведук. Вода подводилась прямо к рыночной площади, где изливалась из бронзового крана в прямоугольное  каменное корытце  (этот питьевой терминал можно и сегодня увидеть на площади Корнару). Любопытно, что практичные венецианцы всегда старались сочетать полезное с приятным, и чисто утилитарное гидравлическое сооружение не поленились украсить возвышающейся над корытцем декоративной мраморной стеной,  богато декорированной колоннами, орнаментами и венецианскими гербами.  А в центре этой композиции установили обнаруженную в Иерапетре (на другом конце острова!) античную мраморную статую, увы, безголовую (голову, очевидно, не нашли).   
Однако,  этот единственный источник, до сих пор называемый фонтаном Бембо, не мог удовлетворить нужд увеличивающегося населения города, в который стекались жители захваченных турками окрестных стран. К тому же, ввиду особенностей конструкции, вода поступала нерегулярно.
Поэтому Морозини решил осуществить более амбициозный проект: подвести в город воду из источника на горе Юктас (на этой горе были обнаружены пещеры и святилища времен древнейшей Минойской цивилизации), для чего потребовалось соорудить новый акведук, по которому вода должна была поступать в самый центр города к фонтану, расположенному перед базиликой Сан-Марко, покровителя Венеции. Общая длина системы водоснабжения должна была составить около 15 миль. Планировка и дизайн фонтана были поручены известным венецианским  инженерам Жоржи Корнере, Рафаелло Моннани и Франческо Базиликата.
Туристам иногда рассказывают, что фонтан Морозини, якобы, является копией фонтана, расположенного на площади Сан-Марко в Венеции. Не верьте! На площади Сан-Марко нет, и никогда не было такого фонтана – в этом несложно убедиться, изучив многочисленные гравированные и живописные изображения главной площади Венеции тех времен. 
Да в средневековой Венеции и невозможно было сооружение фонтана в нашем понимании этого слова по вполне очевидным причинам: город стоит на сваях, внизу – соленые морские воды. Откуда там взяться пресной воде?
Венецианцы в прежние времена либо привозили питьевую воду с материка, либо собирали дождевую воду.  Для этого они придумали хитроумные конструкции,  в виде металлических или каменных желобов, по которым вода с крыш и тротуаров собиралась в pilele  - специальные резервуары типа колодцев, забранные сверху металлическими решетками или крышками. Такие колодцы можно и до сих пор увидеть на некоторых венецианских площадях. Венецианцы называют их фонтанами, потому что «фонтан» или по-латыни «фонт» в переводе означает не что иное, как «источник». 
Вода из такого резервуара, конечно, струями бить не могла, это ведь не артезианский колодец. Ее черпали кожаными или металлическими ведрами.
Только около 100 лет тому назад в Венецию провели первый водопровод, и на улицах появились «фонтаны» другого вида, напоминающие наши деревенские колонки. Но и они с "Львиным фонтаном" не имели ничего общего.
Кстати, раз уж речь зашла о венецианских фонтанах, следует сказать следующее.  Поскольку качество водопроводной воды долгое время оставляло желать лучшего, и туристам и местным жителям приходилось использовать бутилированную воду. Отсюда возникла проблема утилизации пластиковой тары, которая, в том числе, не слишком украшает венецианские каналы.  Впрочем, это проблема не одной только Венеции, но и всех больших городов.  И вот в нынешнем (2016) году власти города решили сократить потребление бутилированной воды и таким образом уменьшить количество мусора на улицах города. С этой целью были проведены масштабные работы по улучшению качества воды в фонтанах и теперь туристам, въезжающим в город, предписано вручать бутылки из-под минералки с надписью: “Не выбрасывай меня, а используй снова” и   карту, на которой обозначены 122 фонтана, вода в которых достаточно чиста для питья. Предполагается, что если эксперимент окажется удачным, опыт распространят и на другие итальянские города.
Однако вернемся к нашим львам. Как мы убедились, никакого фонтана, подобному «Львиному фонтану», в Венеции не было, да и быть не могло.  Но связь с Венецией тут, однако, прослеживается. Главная площадь Венеции – это площадь у великолепной базилики  Святого Марка. «Львиная площадь»  Кандии (или, теперь, Ираклиона) тоже примыкает  к базилике Святого Марка. Критская базилика, конечно, поскромнее, но это был первый храм, поставленный венецианцами в завоёванном городе в 1239 году (разрушен землетрясением 1303 года, восстановлен в 1508 году). А львы на фонтане – явная аллюзия на льва святого Марка, герб Венеции.  Такие венецианские львы, например, охраняют ворота венецианской крепости в порту Ираклиона. 
Не знаю, вдохновлялись ли создатели фонтана каким-то прототипами, но похожий Фонтан львов (Fuente de los Leones), построенный арабами во второй половине 14 века, украшает  центральный двор дворца Альгамбра в Гранаде, получившего название Львиного дворика (Patio de los Leones). Правда, в Альгамбрском фонтане целая дюжина львов, и держат они на спинах  не круглую, а двенадцатигранную чашу.
Более близкий прототип - Fontana dei quattro Leoni (фонтан четырех львов) в Элее, в Италии. Там льва четыре, но чашу они не подпирают – она возвышается над ними на специальной подставке в виде колонны.  Короче, если нужны прототипы – они есть.
Как бы то ни было, следует признать, что фонтан Морозини – выдающееся художественное и техническое достижение для своей эпохи. Строительство его потребовало немалого времени и ресурсов, однако результат превзошел все ожидания. Город получил надежный и поистине неисчерпаемый источник питьевой воды, а горожане – место, где можно пообщаться, узнать новости и обсудить свежие сплетни. Это место стало главным общественным центром города, и продолжает оставаться таким до сих пор. Нынешние власти объявили Лионтарию (простите, площадь Венизелоса) пешеходной зоной, а вокруг фонтана расположились многочисленные кафешки,ресторанчики и бутики.   
Но самое главное, что фонтан был построен очень во время. Потому что, пока он строился, турки начали планомерный захват Крита. 
Поводом к войне послужило нападение шести мальтийских галер на большой турецкий корабль с султанским гаремом и богатой казной, шедший к берегам Египта. Казалось бы, напали на вас мальтийские рыцари – ну так и разбирайтесь с ними. Однако Мальта, эта скала-крепость, оказалась османам не по зубам. Зато инцидент был использован чтобы оттяпать Крит у ослабевших венецианцев. 
23 июня 1645 огромная турецкая армада из 400 кораблей с десантом численностью 60 тысяч человек под командованием Мусы-паши и Мурат-аги вошла в залив Ханья. Первым их встретил крохотный гарнизон укрепления на острове Сан-Теодор, который сдерживал армаду в течение нескольких часов.  Видя безнадёжность положения, командир гарнизона Бьяджо Дзулиан (Biagio Zulian) имитировал капитуляцию. Когда турки вошли в открытые ворота, крепость взлетела на воздух вместе со всеми, кто в ней находился.
Вообще венецианцы в этой войне показали себя настоящими героями. Несмотря на очевидное превосходство турок, защитники острова сдерживали их натиск сколько могли.  Почти два месяца сопротивлялась Ханья. На то, чтобы дойти до Ретимнона туркам понадобился целый год. Да и то взять его они смогли только благодаря  эпидемии, опустошивший осажденный с моря и с суши город (1646).
Увы, силы сторон были несоразмерны. К 1648 году османы захватили практически весь венецианский Крит, однако гарнизон столицы острова, Кандии, под командованием адмирала Франческо Морозини успешно отбил все атаки. Город, постоянно подвергаемый обстрелам турецкой артиллерии, продолжал сопротивляться благодаря поддержке флота, который доставлял гарнизону подкрепление и провизию.
Тогда турки решили взять его измором. Так началась беспримерная в мировой истории осада, длившаяся более 20 лет!
Осада Кандии началась в мае 1648 года. Три месяца турки потратили на то, чтобы блокировать город с суши и с моря, отрезать его от источников питьевой воды. Вот тут-то и пригодилась автономная система водоснабжения, построенная Морозини. Благодаря «Львиному фонтану» защитники города не испытывали недостатка в воде, и это позволяло им держаться. Следующие  16 лет (!) турки  безрезультатно бомбардировали Кандию. Осады такой длительности не было ни до, ни после нигде в мире. Морозини в этот период приходилось совмещать обязанности губернатора, командующего  гарнизоном  и флотоводца.  За время осады Морозини дважды вызывали на родину из-за интриг и политических дрязг в Венеции, но как только положение на Крите ухудшалось, его тут же возвращали обратно по требованию защитников Кандии.
Положение венецианцев было безнадежным. "Турки имеют в своих руках весь остров, - писал очевидец событий,  - они — полные господа, и никто им не препятствует, ибо все критяне обездолены — одни умерли от чумы, другие погибли в сражениях, а третьи, не перенеся тиранство турок, рассеялись по миру. Венецианцы не владеют ничем, кроме метрополии —  Кандии, которая есть глава, но без рук и ног...".
Положение защитников города осложнилось, когда к туркам перебежал полковник Андреа Бароцци и выдал самые слабые места обороны.
19 июня 1669 на помощь защитникам Кандии прибыла французская эскадра под командованием герцога де Бофора. 24 июня де Бофор и Морозини предприняли попытку  снять осаду одновременной атакой на суше и на море.  Однако в самом начале атаки на французском 58-пушечном корабле "Тереза"  взорвался пороховой погреб.  Неожиданная и необъяснимая  гибель корабля сорвала замысел союзников и угнетающе подействовала на их боевой дух. На следующий день герцог де Бофор погиб в бою. Утратив надежду получить подкрепления, французы 29  августа отступили от города, предоставив его самому себе.
С потерей флота обстановка резко изменилась, было нарушено снабжение гарнизона, осуществлявшееся морским путем.
 Понимая безнадежность дальнейшего сопротивления и бессмысленность человеческих жертв, 16 сентября 1669 года Франческо Морозини, в распоряжении которого осталось всего три тысячи солдат, принял решение капитулировать. Что он мог еще сделать?
Впечатленный беспримерным сопротивлением, командующий османской армией разрешил всем солдатам противника свободно покинуть город.
По приблизительным оценкам, осада Кандии стоила туркам 108 тысяч человек, защитники города потеряли примерно 36 тысяч.
В октябре, когда новости о падении Кандии достигли папы римского Клемента IX, он заболел и спустя два месяца умер.
Слава о героической обороне Кандии разнеслась по всей Европе, достигнув России. Неизвестный русский автор в "Описании Турецкой империи" около 1680 года писал: "А от той великой земли [от Пелопонесса] морем добрым ветром езды 1 день до того великого острова, до места Кандии, какое место турок воевал 30 лет, а ныне место то Кандия под турком..."
Морозини вынужден был вернуться в Венецию, власти которой обвинили его в трусости и измене на том основании, что он сдал город без разрешения Большого совета, и назначили суд над ним.  Однако народ Республики встретил его как героя.  Большинством голосов судейской коллегии Франческо Морозини был оправдан, а в 1685 году снова возглавил флот Венецианской республики.
Правда, были и на его совести темные пятна. Если вы видели, в каком состоянии сейчас находится афинский акрополь, в том числе и  архитектурное чудо древности – храм Парфенон, знайте, что в  разрушении этих бесценных памятников повинен, в том числе, и Морозини, отдавший приказ своей артиллерии бить прямой наводкой по засевшим в акрополе туркам  во время осады Афин в 1687 году. Более того, заслуженный флотоводец  был ответственен за разграбление культурных сокровищ Афин и кражу ряда артефактов.  Самым ценным памятником, который был вывезен Морозини из Афин, стала скульптура белого мраморного льва, которая стояла в Пирее (афинской гавани) в течение почти 1500 лет. Сегодня Пирейский Лев установлен в венецианском Арсенале.
Ну, такое уж было время. Как говорят французы, «а la guerre comme а la guerre». За то за следующие несколько лет он освободил от турок обширные территории материковой Греции, заслужив почетное звание «Франческо Пелопонесский». 
3 апреля 1688 года Франческо Морозини был заочно избран 108-м дожем Венецианской республики. Заочно, потому что продолжал в это время громить турок где только это было возможно (в Венецию он возвратился только в январе 1690 года). Заслуги Морозини перед Венецией были отмечены, в частности, живописным полотном  Gregorio Lazzarini  с говорящим названием «Дож Морозини преподносит Венеции отвоеванную Морею» (Doge Morosini Offers the Reconquered Morea to Venice).
Как дожу ему полагалось носить длинную мантию, подбитую горностаями, парик и нелепый головной убор в виде горбатого колпака.  Подозреваю, что храброму морскому волку на капитанском мостике под вражескими ядрами было уютней, чем в пыльных канцеляриях  и темных переходах дворца Дожей, где плелись бесконечные интриги и заговоры. Встречаться с неприятелем лицом к лицу – это одно, а тут из-за любого угла следовало опасаться покушения от своих же…  Поэтому Франческо никогда расставался с оружием, даже направляясь к причастию.  Оружие же его было изготовлено венецианскими мастерами в виде невинного молитвенника, в который был вделан пистолет, а спусковой крючок был замаскирован под закладку в молитвеннике (теперь этот хитроумный механизм хранится в одном из музеев Венеции).
В 1693 году 76-летний Франческо Морозини решил лично возглавить военную компанию по освобождению Негропонта от турецкого ига, однако  турецкий флот в продолжение всего лета избегал с ним встречи, а в начале зимы Морозини почувствовал себя плохо, вернулся домой, где и умер, не оставив потомства. Зато он навсегда остался в истории как лучший флотоводец своего времени.
В его честь благодарными соотечественниками были названы:
- Военно-морская школа имени Франческо Морозини.
- Итальянский башенный броненосец Франческо Морозини, заложенный на верфи 30 июля 1885 года.
- Эскадренный миноносец класса Навигатори, построенный в 1920-х гг.
- Подводная лодка ВМС Италии Франческо Морозини (бывшая американская субмарина Бесьюго).
Ну, и "Фонтан Морозини" на Львиной площади Ираклиона, конечно.

Что касается фонтана, то он и туркам, захватившим Кандию, пришелся по нраву. Они, конечно, использовали его по-своему, для омовения лица, рук и ног перед молитвами, которые они возносили аллаху в переделанной в мечеть базилике Сан-Марко(зачем нужно было при этом колокольню разрушать, не совсем понятно – ее ведь можно было использовать в качестве минарета). Они даже дополнительно украсили фонтан, окружив его мраморными колоннами и накрыв деревянной сенью, а также установили мемориальную доску в честь султана Абдулы Месита.
Когда критяне вновь освободили свою столицу, они от всей этой исламской красоты избавились, уж очень их турки достали, за триста-то лет.   
Так что сегодня «Львиный фонтан» на Лионтарии выглядит так, как его задумал Франческо Морозини и его инженеры.
Ну, или почти так, учитывая отсутствующую статую Посейдона. 
И сегодня венецианский Фонтан служит прекрасным фоном для туристических селфи.