В деревню

Владимир Росейкин
      Случилось это в разгар моей армейской службы в славном Краснознаменном Сибирском военном округе, а точнее в Забайкалье.

      Служил я тогда капитаном, командиром роты связи, командовал небольшим подразделением солдат. И случилось мне в то время машину купить, «Жигуль- шестерку» голубого цвета, двадцатилетней выдержки. В части, где я служил, прозвали её «голубая мечта», с юмором, конечно, но без подоплеки. Ну, прозвали и прозвали, я не в обиде. Ребята тогда «Тайоты» пригоняли из Благовещенска, благо за выходные можно было сгонять туда и обратно, а я вот взял «Жигули», да ещё и с двадцатилетним пробегом.

      Надо сказать, сама машина была ещё крепкая, благо кузов не гнилой, так как климат Забайкалья сам по себе сухой, континентальный.

      Так вот, прав водительских нужной категории у меня не было, и приходилось брать с собой в дальние поездки бойца с водительскими правами! Ну, а на ближние поездки в город на рынок, в больницу и т.д. я сам ездил за рулём, благо гаишники, как явление российских дорог, отсутствовали напрочь, хотя отделение ГАИ находилось в центре города Борзя. Если и появлялись они на улицах города, то это были читинские, да и то редко.

      Так как я был командиром подразделения, то и документы бойцов хранились у меня в сейфе и на руки им практически не выдавались. Так и те водительские права бойца, который со мной ездил на «Жигулях», я на руки не выдавал, а возил у себя в кармане.

      Была поздняя забайкальская осень. Уже, как я помню, ударили морозы и даже выпал снег, что редкое явление в тех местах (имею ввиду снег).

      Уговорили меня два наших прапорщика поехать в деревню, километров за восемьдесят от города Борзя к тетке одного из них в гости. Фамилии их я называть не буду, а назову их имена - Володя Л. и Слава Ф. так вот у Володьки и жила тетка в деревне, то ли его тетка, то ли жены, не столь важно. Короче, не долго меня пришлось уговаривать, тем более обещали заправить бензином туда и обратно, и на обратном пути дать мяса и соленых грибочков. Ну, кто же от такого откажется?
Короче договорились.

      Вечером после тяжелого служебного дня, часов в шесть-полседьмого выезжаем на моей «голубой мечте» в деревню. Мы - это я, Слава, Володька, его супруга Татьяна, тоже прапорщик, служила на армейском узле связи.

      Двинулись. Выехали за город без всяких приключений, заехали в какой-то не очень дорогой магазин, они закупили, скажем так, гостинцы, и мы на ночь глядя, двинулись в направлении вышеозвученной деревни. По дороге ничего интересного не случилось, ехали, правда, не быстро, разговаривали. Практики вождения автомобиля у меня было мало, ехал под восемьдесят, да и резина на колесах бала то ли летняя, то ли всепогодная. Не знал я тогда, что резина по сезону меняется, и как купил машину на этой резине, так и ездил до конца на ней. И ещё был гололёд, это я точно помню.

      Короче приехали. Вот стоит деревня. Судя по тому, как мы искали нужный нам дом, они или давно у тетки не были или она была из дальних родственников, о которых они только узнали. Но это только мои предположения. Было темно, но дом мы всё-таки нашли.

      Был уже вечер. Нас встретили, накормили, напоили. Ребятам ещё и налили. Мне, как водителю, выпить не дали.

      Опишу дом. Внешне как выглядит, не помню, была уже ночь, темно. Изнутри типично крестьянский дом, причем стены побелкой покрашены. Это меня и удивило. Такого я ещё не видел.

     К нашему приезду затопили баню во дворе, короче, все удовольствия в одном флаконе.

     Передохнули с дороги, поели, попили, пошли в час ночи в баню. Баня как баня, типичная для села - печка, тазики, веник, полка, чтобы париться. Сидим в бане втроем, моемся.

      Закончилась холодная вода. Ребята вдвоем пошли за снегом, я тоже, без задней мысли, налил полтазика горячей воды и с какой-то посудиной выскочил во двор за снегом. Я вышел, Володька со Славкой зашли в баню. И, буквально, тут же слышу ужасный ор Володьки. Врываюсь в баню и картина: Володя с красной как у вареного рака спиной орет, на чём свет стоит. Оказывается: они вошли в баню, откуда я только что вышел. Слава, видя тазик с водой, взял и окатил этой водой Володьку, ради баловства. А это был кипяток, слава богу, не крутой.

      Баня тут же для нас закончилась. Кое-как окатившись, обмотавшись полотенцами (или надев халаты), мы сопроводили Володьку в дом, где тетка, преклонных лет женщина, какими-то мазями, смазала ему спину и уложила отходить от боли.

      Слегка перекусив и выпив очередную чашку чая, а может и водки (кроме меня), собрались ехать назад в Борзю. Уже достали из подполья всякие соленья-варенья, затарились мясом, короче, багажник «под завязку» был забит продуктами.

      Время на часах около двух часов ночи. Собрались, определились с количеством отъезжающих. Кроме нас четверых, с нами ещё поехало в Борзю ещё двое, девочка и женщина, тоже, наверное, родственники, точно не скажу.

     Разместились в машине, выехали за деревню на дорогу. Едем. Ночь. Не торопясь, на небольшой скорости, опять же по причине малой практики вождения и неготовности машины к зимним условиям эксплуатации.

     Еду и жмусь к правой обочине. Дорога-асфальт, но не широкая, не более двух полос. Слава, сидящий рядом со мной на соседнем сиденье, говорит, мол, не прижимайся к обочине, хватанешь правым колесом обочину, выкинет с трассы. И только он это сказал... я наезжаю правой стороной на обочину, и меня начинает тащить вправо. Скорость около восьмидесяти километров в час. Метров 7-8 проехали по обочине и улетели с дороги в сугроб, в прямом смысле этого слова. Пролетели метров десять, причем за машиной следов не было. Там и застряли, благо насыпь дороги была не высоко поднята над общим уровнем.

    Влетев в сугроб, у меня заглох двигатель. Слава, ошарашенный также как и я, говорит: «Спокойно». Минуту успокаивались. Сзади девчонки спали - ночь, да и выпитое дало о себе знать, начали просыпаться. Практически ничего не понимая.
Завожу машину... Завелась. Слава тебе Господи всё в норме. Значит, ничего не повредили. Ну и, конечно, наше дерганье вперед-назад нам ничего не дало.

      Вышли из машины. Машина стоит по брюхо в снегу. До насыпи дороги пять-семь метров по прямой. С учетом, что слетели мы под углом к дороге, пролетели мы метров десять, именно пролетели, за машиной следа не было.

      Вышли из машины. Машина на брюхе в сугробе. Вроде где-то была лопата. Нашёл в багажнике, начали откапываться. Наши ничтожные попытки как-то сдвинуть автомобиль с места ни к чему не привели, как сидели брюхом в сугробе, так и сидим.

      И тут начинается сказка. Представьте, третий час ночи. Пустынная дорога. Проезжает мимо китайский грузовичок с товаром, а в нём несколько человек китайцев или монголов (ночью разрез глаз плохо различим). Грузовичок остановился. Через непродолжительное время ещё две машины подъехали. Ну, если уж остановились, то значит помогут.

     Буквально пара минут, я за рулём, человек десять вынесли машину на руках к дороге. Правда, поднять на само полотно дороги не смогли. Следующий шаг - один грузовичок подъехал задом. Я взял в багажнике своих «Жигулей» трос и зацепился за грузовик.

      Операция прошла с небольшими потерями. При буксировке был искорёжен и поломан передний бампер, а точнее его один из наконечников, если кто помнит на «Жигулях - шестерках», во-всяком случае старых на бамперах стояли два наконечника, справа и слева.

      Но потеря оказалась небольшой, и мы довольные, что всё обошлось, поблагодарили наших узкоглазых друзей и двинулись дальше.

      Но на этом наши приключения не закончились.

      Въехали в город. Повернули налево на одну из центральных улиц. Откуда-то слева появился милицейский патрульный «уазик», выполз на трассу и сзади нам посигналил дальним светом. Что делать? Если помните, прав у меня нет.

      Понимая, что всё - приехали, прижимаюсь к обочине и останавливаюсь. В голове мысль: «Что делать?».

      Подходит из «уазика» сержант, представляется, спрашивает документы. Не показывая вида, что я волнуюсь, достаю документы бойца, которого обычно с собой вожу (но не в этот раз), и, пряча морду лица, протягиваю водительские права первому подошедшему милиционеру. Он начинает изучать «мои» документы. Второй подошедший из «уазика» милиционер, попросил открыть багажник и показать, что у меня внутри машины. Опять же, пряча морду, выхожу из машины и направляюсь к багажнику. Открываю. Багажник забит мясом и соленьями. Вопрос: «Что это?». «Вопрос, - говорю - не ко мне. Сейчас позову хозяйку». Вызываю из салона Татьяну. Она вышла из автомобиля, подошла. Алкоголь из нее ещё не выветрился. Вид не выспавшийся. Начала объяснять милиционеру, кто она такая, где служит, куда мы ездили, откуда едем и что везем, короче всю свою подноготную, можно сказать, выложила. Потом уже, будучи в салоне автомобиля, она задумчиво спросила меня: «А зачем это я им всё рассказала?». Вопрос риторический...

      Пока мы разбирались с соленьями-вареньями, сержант, изучавший «мои» документы, подошел к нам, протянул документы  и... пожелал «счастливого пути».
   
      Не веря своему счастью, но и не показывая вида, что я счастлив от такого развития событий, сажусь в автомобиль.
 
      Это сейчас, с высоты лет, я понимаю, что если бы они что-нибудь заподозрили, то это как минимум административное дело, ну и неприятности по службе, а тогда об этом как-то не думалось.

      Завожу двигатель, и поглядывая в зеркало заднего вида, а вдруг менты передумают и вернутся, начинаю движение. Но нет, «уазик» развернулся и поехал в другую сторону по трассе.

      Потом вспоминая и переживая всё это, я понял, что патрульных милиционеров я испугался больше чем, то происшествие на дороге, когда я слетел с трассы.

      Добрались до военного городка, где жили мои прапорщики, разгрузились. Меня накормили. В четвертом часу ночи, то есть практически к утру двинулся я уже один к себе домой в «Голубую дивизию», как когда-то называли военный городок Борзя-3.