Байки полуночника

Валерий Хлызов
               
               
    С Вячеславом Георгиевичем я знаком  давно. В столице Среднего Урала мы живём в одном дворе, и мой многоквартирный дом расположен  как раз напротив дома соседа. Более того, из окон моей квартиры можно круглые сутки созерцать жилище Вячеслава Георгиевича. По ночам на его кухне часто подолгу не гаснет свет. Это и понятно — ведь фамилия соседа — Бессонов.  Это как  в  забытой, но некогда  популярной песне:

В тихом городе своем
По соседству мы живем;
Наши окна друг на друга
Смотрят вечером и днем…
У тебя в окошке свет,
От него покоя нет –
В том окне, как на экране,
Твой знакомый силуэт...

    Конечно,  я и Бессонов живём не в тихом, а в шумном городе.  Мы вовсе не молоды и взаимный интерес у нас как бытовой, так и  творческий. Долгие годы ваши покорные слуги активно занимались журналистикой и искусством и, выйдя на пенсию, не забывают своё ремесло. С ним и связаны наши ночные бдения. Не авторский зуд, а нестерпимое желание запечатлеть на бумаге полузабытые, яркие мгновения   прошлого  движет старыми чудаками. Ночью шумный город затихает, забываются хлопоты и проблемы, шоу-информация навязчивого радио и телевидения о неразберихе в государстве и мире. Одним словом, дышится свободно, думается и работается легко.
    Вячеслав Георгиевич Бессонов родился в грозные военные годы, успешно окончил среднюю школу, филологический факультет Свердловского педагогического института. После службы в армии, избрав профессию журналиста, работал в многотиражной заводской печати. Кроме того, десятки лет сотрудничал с редакциями ведущих газет Свердловска. Был и остаётся актёром Народного театра драмы имени Григория Гецова (Дворец культуры железнодорожников). Сейчас он пишет забавные байки о зверятах. Эти байки, к сожалению, никто не публикует, а они были бы интересны нашему подрастающему поколению. Вот некоторые зарисовки из творчества Бессонова.
 
    КАК Я С ГАДЮКОЙ КЛЮКВУ СОБИРАЛ

    В детстве осенью я часто ездил за клюквой в посёлок Азанку Тавдинского района Свердловской области. Там жила моя незабвенная тётушка.  Болота в окрестностях посёлка бескрайние, ягодные. Как-то сижу, собираю в лесу ягоды, глядь на соседней кочке, свернувшись колечком, лежит болотная гадюка. Эдак спокойно смотрит на меня немигающими глазами. Змея, как правило,  никогда первой на человека не нападает, старается от него побыстрее уползти. Вот если на неё нечаянно наступишь, тогда точно — тяпнет. К счастью, встреча с ядовитой рептилией  для меня закончилась без происшествия, но запомнилась на всю жизнь.

    ОБЕД С ЛОСЁНКОМ

    Однажды я собирал клюкву на болотце перед Песчаным озером. Напрыгавшись по кочкам, решил передохнуть и заодно пообедать. Сижу, закусываю, чем бог послал, и вдруг прямо на меня выходит… Кто бы вы думали? — Лосёнок! Остановился в шагах двух от меня, смотрит большими сливовидными глазами. Красавчик такой! Длинноногий, с чуть отросшими рожками. Не знаю, была ли рядом с ним мать-лосиха, но увидеть двухметрового сохатого неподалёку от людной тропы  — это ли не чудо?
    Протягиваю гостю краюху хлеба, посыпанную солью. Мол, угощайся. Лосёнок шумно вдохнул ноздрями воздух, но от угощения отказался. Постоял ещё несколько минут и отошёл к озеру, оставив меня ошеломлённого неожиданной встречей…

    НОС К НОСУ С ЗАЙЦЕМ

    Как-то в лесу своей правой рукой я поймал зайца-русака. Большущего, довольно тяжёлого — килограммов пять-шесть будет.
А дело было так. Сижу на лесной полянке, собираю ягоду, и вдруг прямо на меня, как говорится нос к носу, выбегает по тропинке косой. Я, недолго думая, хвать зайца за уши! А уши у него твёрдые, тёплые от жары…
    Косой зычно закричал, точно маленький ребёнок! Ну, думаю, инфаркт у зайца приключился, лучше побыстрее отпущу его. Заяц — прыг на задние лапы и тут же сиганул в сторону. Так я слышал он и от лисы скрывается, когда она его ловит.
"И правильно сделал, Слава, что сразу отпустил зайчишку, а то бы он разодрал тебя в клочья! Видел, какие огромные у него когти на лапах", — сказал знакомый охотник.

    ЛУЧШЕЕ ЛАКОМСТВО ОВЕЦ

    После третьего курса учёбы на филфаке Свердловского пединститута я в составе строительного отряда "Бригантина"  выезжал  в сельский  Аягузский район Семипалатинской области (ныне Аягозский район Республики Казахстан).  Там целый месяц  студенты  строили   дома для рабочих совхоза.
    Поселили нас в юрте, сказали, что это самое безопасное место для жизни в степи, где полно ядовитых змей, скорпионов, тарантулов и других вредоносных пауков. Юрта была покрыта кошмами, изготовленными из овечьей шерсти. А овцы считаются злейшими врагами всех этих тварей.
    Однажды я обратил внимание на бегущих за кем-то овец.
    — За кем они гонятся? — спросил бригадира.
    — А это овцы за змеями, пауками гонятся. Скорпионы, тарантулы и другая мерзость – их любимое лакомство. Вот они и лакомятся. Где овцы и кошма — ни одна змея, ни один скорпион или тарантул не появятся. Пока живёте в юрте, никто вас не укусит...
    — Да, "Век живи - век учись" —  подумал я.

    МИШКА – СЛАДКОЕЖКА

    Известно, бурые медведи большие сладкоежки. Любят лакомиться ягодами малины, черники, голубики. Вот и в глухой Саянской тайге мне встретился такой.
В ракетном полку, где я служил, было хорошее подсобное хозяйство. Вёл его мой дружок, и я часто бывал у него в гостях. Он выращивал свиней, рогатый скот. Хрюшек кормил пищевыми отходами из офицерской и солдатской столовых, а коров и тёлок — сеном. Его каждое лето заготавливала бригада косарей, сформированная из солдат, умеющих держать косы-литовки.
    Ребята жили в плащ-палатке, еду готовили на костре. Вот на вкусный запах и пожаловал бурый медведь. Мишка оказался добрым, покладистым  и очень полюбил сгущённое молоко, которым его угощали косари. Им было забавно смотреть, как косолапый огромным когтем протыкал в банке дырку и высасывал, причмокивая, содержимое.
    Вскоре солдаты были этому уже не рады. Мишка по ночам стал вторгаться в палатку и требовать сгущёнку. Ничего не оставалось, как усыпить топтыжку и унести его подальше в горы. Больше он ребят не тревожил…

    КАК МЕНЯ ЛИСА "РУГАЛА"

    По дороге на знакомую ягодную полянку прохожу мимо большой ямы, видимо, когда-то здесь было укрытие для бронетехники. Отвесные стены ямы сплошь "усыпаны" норами.
    Заглянул в одну – услышал писк каких-то зверушек. Решил их не тревожить и пошагал дальше. Дошёл до ягодника, сижу, собираю чернику и тут слышу, что кто-то вокруг меня ходит и тонким голоском отрывисто тявкает. Тяв-тяв. Пригляделся — лиса! Ходит рыжая кругами и тявкает как собачонка. Оказывается, в увиденной мною норе было её потомство.
    Лиса отыскала меня по следу и теперь "ругала" за то, что её потревожили. Ходила и тявкала всё время, пока я собирал ягоды и тогда, когда возвращался домой.

    ЁЖ - ЦИРКАЧ

    Глубокой осенью я как-то встретил  на опушке соснового бора ежа. Не просто ежа, а огромного ежище — таких раньше ещё нигде не видел. Мне он очень понравился, и я решил его погладить. Дотронулся до могучих иголок… Что тут началось! Ёж сначала громко зафыркал, потом скатился на землю и давай подпрыгивать, словно мячик. Да так высоко, метра полтора, наверно, будет.
Напугался, что ли или меня решил напугать?
    А то, что ёж-циркач меня сильно удивил — это точно!

    Днём я изредка встречаюсь с Вячеславом Георгиевичем в нашем дворе. Катится по тротуару, словно колобок, небольшого роста, располневший сочинитель баек с добрыми, приветливыми глазами. Он вечно спешит, занятый домашними делами, ночью же его ждёт любимое занятие. А мне вновь приходят на ум слова из забытой, но некогда популярной песни:

…Хоть пора мне спать давно,
На твое гляжу окно…
Если б длилось бесконечно
Это чудное кино!