3. Зимой в Т

Ира Мэй
Зимой, когда меня привозили погостить в Т...,  стояла  прекрасная солнечная погода. Бабушка тепло одевала меня - в шубку, меховую леопардовую шапку, a поверх повязывала ещё и шаль. В этой чрезмерно тёплой одежде совершенно не было никакой  необходимости, но бабушка боялась меня простудить. Мне было так неудобно и жарко, что я вынуждена была просто стоять во дворе или медленно прохаживаться по дорожке, вытоптанной в снегу,  до ворот и обратно. С двух сторон от меня возвышались сугробы. Воздух был морозный и свежий. Весь двор, огород и крыша дома были покрыты толстым слоем снега, и я не могла никуда пройти дальше крыльца и протоптанной к воротам дорожки.

Бабушка выходила на веранду, закрывала дверь в дом и говорила мне, что скоро придёт.  Сама она одевалась в тонкое пальто и полушалок на голову, и я всегда удивлялась, почему бабушка так легко одета, хотя меня кутает, как на Северный полюс. Она запирала ворота на щеколду и уходила на почту, оставляя меня стоять во дворе.

От яркого солнца в сугробах вытаивали пещерки, покрытые изнутри узорчатыми льдистыми перегородками. Они искрились и были чрезвычайно красивы, таинственно  сияя  на солнце. Льдинки тонко позвякивали, когда я касалась их своей маленькой железной лопаткой, обрушивая лёгкие своды. Я тихонько кромсала эту удивительную красоту.  На дорожке появлялись мокрые сырые проталины, сквозь которые видна была чёрная земля.

За воротами слышался шум приближающейся толпы. Это шли цыгане, они  почти кричали, когда разговаривали. Как-то раз они  познакомили меня с цыганёнком Мишей, мальчиком лет пяти, и вот он опять подбежал к нашему дому и заглянул в подворотню, черноглазый, в черной шапке-ушанке. "Арина!" - закричал он и замахал мне рукой, - но толпа прошла мимо, его позвали, и он бросился догонять.

Вскоре пришла с почты бабушка. Она  открыла калитку, потянув за веревку щеколды, и  переступила через высокий  дощатый порог. Я была рада, что можно идти домой. В доме было жарко натоплено, и я могла оставаться в легком платьице с короткими рукавами.

Бабушка доставала синий чайный сервиз, и мы пили чай, поджидая деда. Когда он приходил, она приносила из сеней замороженные пельмени на деревянной доске и готовила обед. А после обеда  снова раскатывала тесто, и  мы  лепили новые пельмени.

Рядом на стуле лежала свернувшись в клубок кошка Коша. Бабушка сгоняла её прочь, если там были мои вещи или полотенце. Однажды бабушка сказала, что у кошки котята, но она утопила их. В сенях стояло ведро полное воды, и когда я сдвинула крышку, то увидела на поверхности плавающие мохнатые трупики. Котят было четверо, и они были очень красивы - разноцветные, пёстренькие и полосатые. Их головы с закрытыми глазами свисали набок, когда я попыталась вытащить их из ведра, и с мордочек по шерсти стекала вода. Всё кончено, они уже были мертвы. Бабушка придавила их крышкой, чтоб они не смогли вылезти.


Вечером зимой было очень скучно.  На улице рано темнело, завывала метель,  подружки сидели по домам, и делать было совершенно нечего. Бабушка слушала радио, ставила самовар, давала мне  листок бумаги и карандаш порисовать, а перед сном отрывала ещё один листок календаря, висевшего на стене, и дедушка зачитывал то, что там было написано.

За ночь в углу двери намерзал снег, окна были покрыты морозными узорами. Мы вставали, когда было еще совсем темно, включали  свет, и бабушка принималась хлопотать по хозяйству. Она растапливание печь, бросая в неё берёзовые чурки, приносила только что надоенное парное молоко и снова уходила в сарай, чтобы дать корове сена и покормить кур.  Потом она готовила тесто и пекла хворост и тыш. Зубчатым колёсиком  нарезались тонкие полоски теста и из них сплетали всевозможные узоры. Потом бабушка бросала их в кипящее масло и получался хрустящий хворост. Так же в масле варился тыш - короткие палочки из теста. Их заливали медом и лепили круглую форму. Это были праздничные блюда, но бабушка готовила их и в будни,  по случаю моего приезда в гости. Я сидела рядом за кухонным столом и тоже принимала участие в их изготовлении.

Иногда приходила Надя. Она показала мне, как вырезать из бумаги кукол и рисовать для них платья. У нее была целая коллекция нарядов  для куклы, и мы с ней играли "в дома". Бабушка, вымыв посуду,  наклеила мне куклу на картон, чтоб она была прочнее, и я занималась вырезанием нарядов.

В выходные дни дед катал меня с горы на изогнутом железном пруте. Прут был выгнут таким образом, чтоб можно было держаться за верхнюю часть и поставить ноги на полозья. Снег сверкал на солнце, из-под полозьев во все стороны разлетались белые вихри, мы неслись на скорости с горы, дедушка стоял на полозьях вместе со мной и весело кричал: "Э-ге-гей!". В гору он вёз меня на санках, так как укутанная в шаль и в шубу, я отказывалась лезть на крутизну.

Приехала из Ч... тетя Галя. Она привезла мне  чудесных маленьких пупсов, лежавших  в розовом кружевном конвертике. У них двигались ручки и ножки и в открытых ртах были крошечные соски.  Пупсы вызывали восхищение, они были сделаны в Германии. "А еще у нас продают к ним одежки." - сказала Галя, - "В следующий раз я обязательно куплю." Она всегда обещала что-нибудь хорошее, чтобы поднять настроение.   Она была быстрой,  шумной и много смеялась. "Не зови меня тетей", - говорила  она, - "я не хочу быть тетей, это старит. Зови просто Галей." Ей было тогда 22 года. Тётку я очень любила, с ней было весело, она часто шутила. Мы сидели с ней у жарко натопленной печки, и она читала мне принесенную из библиотеки книжку.

Почему-то все эти совершенно незначительные подробности о том, что и кем было сказано, как проходило время, какими были развлечения за неимением других,  вспоминаются теперь,  и приходится рассказывать о них,  и писать о скуке и однообразии той жизни, так как ничего иного в ней не было. День за днём повторялся один и тот же заведенный порядок вещей, не происходило никаких  событий или происшествий,  и такой же в точности жизнью жили и живут многие другие обитатели маленьких городов.

Через месяц за мной приехали родители, и пришлось уезжать из Т....  Рано утром мы поехали на вокзал на такси - поезд  отправлялся в семь утра. Мне было грустно, жизнь  рядом с бабушкой нравилась мне гораздо больше, - ведь родители работали, и  надо было ходить в детский сад.



(Продолжение: http://www.proza.ru/2016/09/05/473)
.