Сладкая клюква

Александр Владимирович Новиков
Это было в 1985 году...

Месяц ноябрь: свинцовое небо, на улице немного снега. Надеваю рюкзак, кладу в него термос с чаем и быстрей на первый автобус! Автобус из города везет до деревни Цаплино. От нее быстрым шагом, тропинкой, иду семь километром и за час с небольшим добираюсь до деревни Ском-Гора.

Я почти у цели: болото рядом, а лужи замерзли как холодец. Пробираюсь по хрустящей траве через сосновый лесок. Беспокоит мысль: вокруг снег, и как я найду клюкву? Сосняк заканчивается и открывается чисть -дверь в царство холодной, неприветливой зимы. В этом царстве меня никто не ждет. Только солнце приветливо ласкает своими лучами. Но они слабые, и мне кажется, что оно виновато извиняется за то, что проспало. Может, и нет ягод? Ведь люди начинают собирать клюкву еще в августе...

Иду с километр по болоту: кругом ни души. Далеко впереди видны так называемые 'островки' - одинокие группы высоких деревьев, растущих в болоте. Слева, километрах в двух, белеет колокольня Крыпецкого монастыря. Я знаю, что он заброшен, но раньше в нем жили монахи, и тоже в болоте собирали клюкву.

Как-то одиноко мне,невесело. От резиновых сапог ноги мерзнут. Нахожу место повыше,на кочке,согреваюсь чаем из термоса. Закуриваю. Мысли разные лезут в голову: и зачем пошел, видел ведь в окно, что снег лежит!

Сейчас пройду еще и попробую поискать клюкву в снегу. Это будут раскопки! Вот я уже у 'островка'. Высокие осины, с трепещущими от непонятного страха (а, может,от холода?) листьями, встречают меня. Приседаю, всматриваюсь в белый снег. И вижу - что-то краснеет! Аккуратно перчаткой откапываю. Вот они, ноябрьские ягоды! Смотрю и вижу еще и еще: такие красные пятнышки под белым покрывалом из снега. Ура! Не зря пришел! Откапываю ягоды, набираю. Пальцы мерзнут. Хорошо, что перчатки прихватил! Вообще, я без перчаток обхожусь зимой, а тут взял. И кстати! Согреваюсь: прыгаю на месте, снова закуриваю. Солнце исправилось: всё отчетливее в снегу уже виднеется клюква, снег понемногу тает. Собираю, переходя от одной купины (так называют местные жители кочки) к другой. Ягод удивительно много! Если б не холодный ветер! Впрочем, пора и домой собираться.

Рюкзак увесистый: мне сегодня повезло. Иду по тропинке (а их десятки!), ориентируюсь на геодезическую вышку. Ее называют в деревне маяком: она за огородом бабушки жены, и в ясную погоду маяк - отличный ориентир. А вот когда пасмурно, он не виден. Можно ходить час или больше и не выйти к деревне. У меня такое случалось.

...Чтобы не терять времени, иду прямо на автобус. Иду быстро, насколько это позволяет узкая тропинка и тяжелый рюкзак. Долго жду автобуса... Наконец, он появляется, и с радостью и блаженством занимаю место. Полчаса пути и вхожу в теплую квартиру. Долго не могу отогреться, щеки пылают: Жена пробует клюкву, хвалит: какая крупная, спелая, сладкая! И где столько нашел! Я говорю: под снегом! Засыпаю мгновенно.
2011