Моя встреча с графиней Соллогуб в Саутгемптоне

Андро Бицадзе
...Из Стратфорда-на-Эване мы поездом отправились в расположенный на самом юге Англии приморский город Саутгемптон, где я должен был прочесть в университете доклад на тему «Сингулярные интегральные уравнения в многомерных областях». Этот университет значительно моложе других английских университетов и по своей структуре напоминает советский университет — тамошние профессора и студенты не обязаны носить униформу.

После доклада декан физико-математического факультета Саутгемптонского университета пригласил меня на ужин на свою дачу в Винчестере. В окрестностях Винчестера много богатых дач. Дача декана представляла собой огромный деревянный дом, окруженный зеленым садом. На ужине, помимо хозяина и его супруги, присутствовало еще шестнадцать гостей.

За столом моей соседкой справа оказалась маленькая худенькая пожилая дама, а слева сидел переводчик. Пожилая дама и сидевший справа от нее молодой гость с особым вниманием слушали, когда я говорил по-русски, во время же перевода моих слов продолжали отдавать должное ужину. Позже я узнал, что старая дама — белоэмигрантка, графиня Эдита Федоровна Соллогуб, супруга генерала деникинской армии Соллогуба, убитого на подступах к Царицыну во время гражданской войны. Рядом с графиней сидел ее старший сын Сергей, преподаватель русского языка одной из средних школ Винчестера.

Как выяснилось, мать с сыном оказались за этим столом не случайно. Им стало известно, что в Саутгемптонском университете выступил с докладом советский профессор грузинского происхождения, который будет на ужине у родителей английской девочки, учителем русского языка которой являлся Сергей Соллогуб. Узнав о горячем желании матери и сына Соллогуб встретиться с иностранным профессором, их тоже пригласили на этот ужин.

В беседе со мной они не скрывали своего враждебного отношения к коммунистическому строю, но их все же интересовало, что происходит сейчас на их далекой родине. До этого они не верили, что Россия, лишенная поддержки элитных слоев царских времен, сумеет сохранить свою государственность, однако после победы над нацистской Германией и милитаристской Японией они вынуждены были признать военную мощь советского государства. Они только не могли понять, благодаря какой силе бывшая царская Россия сумела добиться успехов на поприще науки и техники. Они также очень гордились тем, что первый поднявшийся в космос советский гражданин Юрий Гагарин был русским.

Соллогубы были связаны родственными узами с древней фамилией Гагариных, и им было интересно узнать, не является ли первый космонавт их родственником. Пробыв в эмиграции сорок четыре года, они потеряли всякую надежду вернуться на родину, однако не забывали русский язык, русскую культуру и, как сами же отмечали, и в Англии остались русскими людьми и русскими же окончат свои дни.

К Грузии и грузинам, по-видимому, относились хорошо. Они говорили, что весьма признательны царскому генералу Левану Чичуа, который помог жене своего друга и ее трем сыновьям уехать в эмиграцию и до самой своей смерти не переставал о них заботиться. Соллогубам хотелось как можно больше узнать от меня о родине, но я так устал от всего, что не имел ни сил, ни желания продолжать этот разговор.

После ужина я поехал ночевать в гостиницу, а утренним поездом вернулся в Лондон.