Тайна языка

Гульмира Жамантикова
Человеческая речь – явление удивительное, как я уже говорила. Если рассматривать человеческий язык (в смысле речь) сам по себе, в отрыве от человека, его физиологии и психологии, то он является очень плохим средством коммуникации. Слова не позволяют отразить информацию полно, качественно. Наоборот, они до крайности искажают передаваемую информацию, упрощают, урезают, создают противоречия там, где их на самом деле нет. Одно слово может иметь много разных значений. Более того, у каждого народа свой собственный язык общения. Добавьте ко всем этим сложностям и несовершенствам языка тот факт, что люди часто сознательно искажают информацию, попросту лгут.

Остается удивляться тому, что люди все-таки понимают друг друга, несмотря на все это, и им еще удается приходить к согласию и вести какие-то успешные дела.

Так как же нам удается понимать друг друга?

Дело в том, что слова – это всего лишь некие символы, знаки. Их можно заменить и жестами, как в языке глухонемых, например. На самом же деле общение между людьми происходит на невербальном уровне. Как это?

Слово – это обозначение некоего внутреннего состояния человека (психологического, ментального), состояния его нервной системы. Запоминая слово, мы запоминаем свое внутреннее состояние, переживания, связанные с ним. И в дальнейшем, при использовании этого слова-знака, мы частично воспроизводим это состояние в себе. При общении мы обмениваемся этими состояниями, вызывая друг в друге ощущения, которые хотим передать.

Слова имеют своего рода иерархию, они систематизированы, так как отражают природные явления. Например, «антоновка», яблоко, фрукт, плод, объект, материя – это слова разного смыслового уровня. Не всякий фрукт яблоко, но всякое яблоко – фрукт. И наше сознание способно различать эти уровни вложенности понятий. То есть улавливать саму суть слова и его место в общем многообразии понятий.

Человеческая речь – это есть выстраивание этих понятий в некий логический, смысловой узор. И если в предложении или в тексте есть какие-то логические нестыковки, слово употреблено не к месту, то мы это сразу улавливаем, вычисляем. И это указывает на ошибки мышления собеседника и/или на неразвитость речи, что, впрочем, всегда взаимосвязано. Нужно такие ошибки выявлять и исправлять, чтобы речь была правильной, корректно отражающей законы природы. Это особенно актуально для научной сферы деятельности.

Мы воспринимаем речь собеседника вовсе не линейно, не последовательно  – слово за словом, звук за звуком, а параллельно. Мы ловим суть слова, суть предложения, суть всего текста (монолога) целиком. При этом в мозгу происходит анализ, проверяется целостность предложения, всей речи. Если собеседник пропустит слово, заменит его междометием или жестом, мозг тут же восстановит предложение до целостного значения. Для подтверждения понаблюдайте за разговором пьяных людей. Иногда они разговаривают одними междометиями, но при этом отлично понимают друг друга.

У каждого слова-понятия есть свое точное значение, место в отраженном мироздании. А значит, есть некое иерархически наивысшее понятие, некое Слово, которое включает в себя все существующие понятия. И есть внутреннее состояние человека, которое соответствует этому понятию. Его могут называть по-разному (Бог, истина, абсолют, сознание, реальность и т.д.). Когда у людей есть общее понимание этого самого высшего понятия, тогда есть гарантия взаимопонимания.
И дело не в том, чтобы договориться о названии, имени этого понятия. А в том, чтобы наше внутреннее состояние, которое возникает при этом, было в унисон другим.

Один человек скажет «Аллах», другой скажет «вселенский разум», но если их внутреннее состояние при этом одинаковое, они поймут, почувствуют истину друг в друге. И наоборот, они оба могут говорить «Бог», но при этом слове у них возникают очень разные состояния, и тогда они не поймут друг друга, у них не возникнет внутреннего единства.

В обыденной речи мы крайне редко затрагиваем такие высокие темы. Как правило, общение между людьми сводится к более прозаическим, хозяйственно-бытовым вещам. Но и здесь необходимо осознавать, как происходит наше общение. Это позволит лучше понимать как самих себя, так и окружающих.

Ведь люди часто не понимают друг друга не только, когда речь идет о Боге, об истине, но даже в самых мелочах. И нужно понимать, почему это происходит, чтобы не было конфликтов.

Слушая собеседника, мы не только анализируем его слова, но и стараемся уловить его настроение, его намерения. Даже если собеседник обладает даром красноречия, и его речь логически безупречна, мы можем уловить в ней ложь, т.е. желание скрыть свои истинные намерения. И это вопрос доверия между людьми. Если человек говорит не о том, что он в данный момент чувствует, это говорит о том, что он Вам не доверяет. И это сводит на нет желание продолжать с ним общение, иметь с ним какие-либо дела. Да, мы можем договориться о чем-либо, чем-то совместно заниматься, но это внутреннее отчуждение, недоверие заставляет нас все время чувствовать нервное напряжение, ожидать подвоха, предательства, обмана. И это очень неприятно.

Подводя итоги, можно сказать, что для успешного развития общества, построения доверительных, мирных, прекрасных отношений, мы должны научиться:

1. Понимать себя, чувствовать состояние истины в себе.
2. Быть искренними с собой и с другими.
3. Максимально понятно выражать свои мысли, совершенствовать нашу речь – наш понятийный аппарат, отражающий естественную картину мироздания.