Влияние греха на историю человечества

Марина Вертелецкая
  Влияние греха на историю человечества

глава из книги «Как вернуть в семью потерянную радость» — архим. Рафаил (Карелин)

  Объяснить историю логическим путем невозможно. Человеческий ум, даже опирающийся на огромную память компьютеров, не может выявить и определить тех факторов, из которых складываются исторические процессы. В истории существуют надзаконы — необъяснимые явления, которые не подчинены причинно-следственной связи. Они могут проявиться в самые критические периоды и изменить ход событий. Но самый существенный и важный фактор — духовный план истории; это отношение человечества к Божеству, это нравственное состояние мира, это невидимая для глаз изнанка человеческой жизни. В духовном плане содержатся и суммируются деяния всего человечества, и определяется его будущее. Перед всемирным потопом на этой метафизической плоскости человечество исчерпало себя. Образно говоря, эта сфера бытия оказалась пустой, люди превратились в плоть, то есть они действовали по влечению слепой и развращённой плоти. Промысл Божий приговорил человечество к гибели именно потому, что в нем не оказалось сил и возможности для возрождения.

  Современное состояние мира нельзя свести только к экономическим, политическим и другим условиям; эти факторы оказывают своё влияние, но все-таки они второстепенны. Повороты истории не предсказуемы для тех, кто занимается экономикой и социологией; их дешёвый футуризм не оправдывался никогда. Жизнь рвала все бумажные прогнозы экономистов и социологов, которые хотели предсказать историю, как прогнозируют погоду. Человек остаётся тайной, и поэтому история для нас необъяснима. В истории человечества присутствуют светлые и темные космические силы. Саму природу человечества поразил, как тяжелый порок, грех; он, подобно зараженной крови, проник во все клетки человеческого организма.

  Грех присущ человечеству со времен трагедии в Эдеме. Но XX век особо отмечен невиданным до сих пор размером греха, как будто печать Каина, как огненное клеймо, легла на чело земли. В настоящее время грех детоубийства стал почти глобальным. В странах бывшего Советского Союза беременность в 70% оканчивается абортом, а если прибавить к этому противозачаточные средства, которые вызывают миниаборт, т.е. гибель эмбриона в течение нескольких суток, то кровью убитых можно было бы напоить пески Сахары, а их трупами в несколько раз опоясать Землю.

  Чем объяснить эту продолжающуюся эскалацию жестокости, эту вакханалию, называемую прогрессом? Нам кажется главная причина — это нравственная деградация человека, его эмоциональная холодность, и дефицит любви. Любовь расширяет бытие человека, в которое включается круг любимых им людей, они становятся как бы частицами его сердца, они становятся источниками его радости и страдания. Любовь делает жизнь человека более глубокой. Теперь мы видим другое — самозамкнутость и аутизм. Человек становится сам для себя единственной ценностью, как будто весь мир создан только для него. Отсюда возникает прагматичное отношение к другим людям: полезны они, или нет. Это становится главным условием взаимоотношений. К такому эгоизму приводят, по нашему мнению, два главных греха: гордость и блуд, а затем их «младшие братья» — леность и любовь к наслаждениям.

  Аутизм иссушает в человеке любовь, сначала духовую, затем душевную, которая заменяется спорадическими вспышками страстей. Похоть и гордость образуют в душе какой-то постоянный мертвящий холод. Человек теряет чувство сострадания, даже такое, какого не лишены животные. Его не печалит чужое горе, его не радует, а скорее огорчает чужое счастье, хотя бы в виде временной удачи.

  Темные силы все больше овладевают душой человека. Преподобный Серафим пишет: «Дьявол холоден». Ценность чужой жизни теряется для такого человека. Если сегодня люди перестают радоваться друг другу, то это значит, что завтра им на земле будет тесно, хотя бы они были разделены друг от друга пространством, как жители пустыни.

  Зачем современному человеку нужны дети? Они становятся для него помехой. В детях человек не видит свой образ, повторение собственной жизни, он не переживает с ними вновь свое детство, он уже настолько загрязнил свою жизнь развратом, что ему уже недоступно чувства ребенка. Раньше человек любил еще не родившегося ребенка, как бы согревая и окутывая его теплом своей души. Теперь человек подсознательно смотрит на ребенка как на тяжелую ношу, как на врага, думает о неудобствах и заботах, о лишнем труде, который доставит ему младенец, а взамен, как ему кажется, не даст ничего. И поэтому современный человек — уже потенциальный убийца собственных детей.

  Есть еще один фактор — это безнадежность. Дети ассоциируются с будущим. А у человека нет собственного будущего, оно как бы закрылось для него. Раньше у людей была надежда, не будем говорить — правильная или ложная. Будущее представлялось им как свет, мерцающий впереди, теперь оно подернуто туманом. Поэтому человек живет сегодняшним днем, хотя этот день ничего не дает ему.

  У человека существует инстинкт размножения, то есть передача жизни другому существу. Когда из него выделился и рафинировался секс, то инстинкт деформировался. Для человека похоть оказалась самоцелью, которую можно удовлетворять вне деторождения, поэтому само деторождение стало противодействием похоти. Человек не только избрал гнусную похоть, более того, он стал гурманом похоти, а гурманы теряют здоровый вкус. Поэтому сексология ведет к психопатологии.

  Семья решает несколько задач: 1) деторождение; 2) удовлетворение инстинктов, которые у человека соединены с целой гаммой чувств; 3) взаимопомощь. Христианская семья решает также духовные задачи: это содействие друг другу в деле спасения, общность во временном и вечном, в материальном и духовном, общность в молитвах, которая делает семью малой домашней церковью.

  Теперь это все разрушено. Секс убивает деторождение; гордость — взаимную любовь; эгоизм — заботу друг о друге. Семья создана, прежде всего, для деторождения. Может ли она быть построена на трупах и крови детей? Нож убийцы-врача, который рассекает тело плода, в духовном плане рассекает тело семьи.